Мои публикации:
проект
Нейрогимнастика
в образовательной деятельности с детьми
с задержкой психического развития (ЗПР)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность.В современных реалиях нашего бурно развивающегося цифрового общества, мы, как педагоги детского сада, наблюдаем постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним изактуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрогимнастики.
Нейрогимнастика – это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга- гуманитарное, образное, творческое- отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга- математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое- отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика– этоуниверсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте
Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т.е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.
В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кромеэтогоупражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
Занятие должны проводиться систематически, в спокойной доброжелательной обстановке.
Цель проекта: Определение эффективности применения кинезиологических упражнений и нейрогимнастика в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими ЗПР, улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов.создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.
Суть проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данные упражнения синхронизирует работу двух полушарий мозга, улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к эмоциональному контролю.
Задачи проекта:
-Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми.
-Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми ЗПР;
-Развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений;
-Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста;
-Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работы с детьми ЗПР
- Содержание проекта
Тема проекта | «Нейрогимнастика в группе ЗПР» |
Ключевые понятия | Нейрогимнастика, кинезология, тяжелые нарушения речи |
Цель проекта | Определение эффективности применения кинезиологических упражнений и нейрогимнастика в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими ЗПР, улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов. |
Задачи проекта | -Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми. -Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми ЗПР; -Развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений; -Сформироватькомплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); -Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работы с детьми ЗПР |
Сроки и этапы реализации | Сроки реализации проекта- 2 года 1 этап- организационный- сентябрь 2024 2 этап- концептуальный-октябрь 2024-апрель 2026г. 3 этап- аналитический- май 2026 г. |
Модель реализации проекта |
|
Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта | Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с ЗПР. Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику кинезиологическихнейроупражнений. Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. |
Принципы использования ценностных, воспитательных эффектов и здоровьесберегающих технологий | -принцип сознательности и активности- нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности - принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. -принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и поводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. - принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. - принцип непрерывности выражает закономерности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. |
Ресурсное обеспечение проекта | - группа ЗПР «Ромашки» - кабинет педагога-психолога -методический инструментарий (конспекты игр занятий, картотека игр по Нейрогимнастике, консультативный материал для педагогов и родителей). -картотека игр по нейрогимнастике -мультимедийное оборудование (ИКТ) |
Итоги проекта | Разработка методического пособия «Нейрогимнастика в образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)», которое может использоваться как педагогами общеразвивающих групп, так и в работе с детьми групп ЗПР и ТНР. |
- Этапы реализации проекта
Этапы | Цели | Содержание |
1-й этап подготовительный (организационный) Цели этапа: - изучить и проанализировать научную литературу по теме; - создание организационной основы реализации проектной деятельности; - координация деятельности участников проектной деятельности. | - анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности; - изучение теоретических аспектов по использованию нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР; - информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности; -мониторинг хода первого этапа проектной деятельности; - подбор пособий и методической литературы по данной теме | - определение ресурсов. -формирование творческой группы участников проектной деятельности. -ознакомление с методической литературой по данному вопросу. -написание плана самообразования по данной теме. -подборка консультаций, буклетов -индивидуальные консультации. -выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности. |
2-й этап концептуальный Создание условий, обеспечивающих эффективность работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям. | Формирование пакета учебно- методической документации по реализации проектной деятельности Коррекционно- воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи Работа с родителями воспитанников Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | -разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр). - создание банка фото и мультимедейных презентации образовательной деятельности и т.д. - внедрение в образовательный процесс проекта - анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. -отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете. - фотоотчеты об использовании нейрогимнастики в работе с детьми ЗПР в родительских чатах; -консультации, буклеты, беседы. - проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений с детьми ЗПР - пополнение информации на странице вконтакте -активное включение родителей в образовательный процесс группы. -мониторинг проектной деятельности. -внесение корректив в документацию проектной деятельности. |
3 этап заключительный (аналитический) -обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности; - тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста | - итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно- образовательноц работы; Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; -результативности реализации форм и методов использования нейроигр; -скоординированности действий всех участников проекта. - анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах применения нейрогимнастики с детьми с ЗПР | -систематизации и обобщение опыта проектной деятельности. -подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. -внесение корректив в проект проектной деятельности |
- Календарно-тематическое планирование в рамках проекта
«Нейрогимнастика в образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)» на 2024-2025 учебный год
Месяц | Содержание работы с детьми | Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
октябрь | Дыхательное упражнение: «Вдох- выдох» Развитие мелкой моторики рук Кулак- ребро-ладонь», «Лягушка» Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. Дидактическая игра «Нейрокарточки» Игра на память и внимание «Рассмотри картинки. Найди между ними 10 отличий» Нейроклассики для пальцев. Упражнение на развитие чувства ритма «Стаканчики». И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики одинаковыми» Упражнение на развитие чувства ритма «Запомни и повтори несложный ритм». Упражнение двигательного характера «Локти- колени» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12. Изготовление пособия «Нейрокарточки» Задание на развитие логического мышления В.С.Калганова «Нейропсихологические занятия с детьми» | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
ноябрь | -Дыхательное упражнение: «Надуй шарик»дидактическая игра «Цветные ладошки» -Дидактическая игра «Говорящие ручки» -Игра на память и внимание «Назови все, что ты видишь на картинке». -Игра двигательного характера «Жесты» -И/у на систематизацию «Дорисуй гирлянды» -Пальчиковая гимнастика «Бежали бегемотами» -Упражнение двигательного характера «Глаз за рукой» | Изготовление пособия «Говорящие ручки». О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр 12,28 В.С.Калганова «нейропсихологические занятия с детьми» Т.П.Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей | Консультатция для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
декабрь | -Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак- ребро-ладонь» Игра на память и внимание «Делай как я» -Игра на память и внимание «Найди подходящий осколок». -Глазодвигательное упражнение «Цветные шарики» Дидактическая игра: «Жесты», «Нейротаблички» Телесные упражнения «Колено- локоть» Упражнение «Ладонь-кулак», «Мячик –ежик» (с Су-Джоком). | Изготовление пособия «Жесты» О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр 12,19,28 Т.П.Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. | |
январь | Дыхательное упражнение: «Собери стаканчики» -упражнения «Яблочко- червячок», «Проглот», «Мячик- ежик» (с Су-Джоком) Работа с нейротренажерами (ходьба по тропинкам), балансировочная доска - дидактическая игра «Змейка», «Цветные ладошки» Упражнение двигательного характера «Перекрестные движения», «Разноименные рука и нога» - логические задачи. - игра на память и внимание «Сравни две картинки» | Изготовление пособия «Змейки» О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр 12,19,28 Т.П.Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. В.С.Калганова «Нейропсизологические занятия с детьми» | Буклеты для родителей «Делай дома нейрогимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиопружнанений) |
февраль | Развитие мелкой моторики (работа с мячиками Су-Джок), пальчиковая гимнастика. -Упражнения «Зайчик- колечко- цепочка», «Ладошка»«Цветные ладошки», «Варим суп» -Дыхательное упражнение «Регулировщики» -Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам) - упражнение «Ладонь- кулак», «Апельсин», «Мячик- ежик» (с Су-джоком) - Рисование двумя руками -Игра на память и внимание «Цветные клубочки» -упражнение двигательного характера «Велосипед», - упражнение «Дом-ежик- замок», «Ухо- нос» | Изготовление пособия «Змейки» О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр 12,19,28 Т.П.Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. В.С.Калганова «Нейропсизологические занятия с детьми» | Картотека игр кинезологические упражнения с детьми дома |
март | - развитие мелкой моторики (работа с мячиками Су-ДЖОк), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика - глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Регулировщик» Работа с нейротренажерами, дорожка здоровья Дидактическая игра «Волшебные мячики» - рисование двумя руками -упражнение «Зайчик- коза», «Колечко», Игры с мячиком Су-Джок И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй» Игра на память и внимание «Найди 10 отличий» | О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12,19,28,23,11 Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи», стр 20. «Память и внимание», стр.24. С.Калганова | Опрос родителей о мастер –классе «Играя, развиваемся» |
апрель | Упражнение «Ладонь-кулак», «Цепочки», «Апельсин», «Дружба», «Заяц-коза», «Ухо-нос», «Мячик- ежик» -игра на память и внимание «Найди 10 отличий» Д/и с блоками Дьенеша «Рыбка», «Лабиринт», С двумя обручами», «Волшебное дерево». -игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно обозначениям» - Д/и «Нажимай и сортируй». Игра на развитие чувства ритма | О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12,19,28,23,11 Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи» стр.21 Е.Н.Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ», стр.9. Т.П.Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей | Презентация нейрогимнастика родителям |
май | - развитие мелкой мотрики рук «Кулак- ребро- ладонь», «Лягушка», «Апельсин», «Мячик- ежик», «Дружба», «Заяц-коза», «Ухо- нос», «Цепочка» - глазодвигательные упражнения Дыхательные упражнения - работа с доской «Бильгоу» - телесные упражнения «Колено- локоть» Дидактическая игра: «Волшебные мячики» -Рисование двумя руками, учимся раскрашивать двумя руками. - И/УПродолжи ряд | О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12,19,28,23,11 И.В.Стародубцова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56 И.И.Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения. | Индивидуальные беседы с родителями о нейроиграх и кинезиологических упражнениях |
- Специфика работы с дошкольниками, имеющие задержки психического развития. Диагностика и мониторинг группы.
Режим занятий с дошкольниками, имеющие задержки психического развития
Формы проведения занятий: коррекционно- развивающее занятие, игра.
Занятия проводятся 3 раза в неделю
Продолжительность занятий 20-30- минут
Время занятия:
4-5 лет- 20 минут
6-7 лет- 25-30 минут
Программа рассчитана на 2 года обучения состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Первый этап рассчитан на детей 4-5 лет, второй этап 6-7 лет. Примеры занятий представлены в Приложении 4.
Примерная структура занятия.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходят в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно - поисковыми задачами.
Примерная структура занятия:
1 часть.
Задачи: вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2 часть.
Нейродинамическая гимнастика, кинезиологические упражнения, упражнения на межполушарное взаимодействие, ритмические игры, игры с шариками Су-джок, рисование двумя руками, нейроклассики, работа с занимательным материалом, дидактическими пособиями.
Задачи: упражнять детей в умении осуществлять зрительно- мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа, память. Развивать межполушарное взаимодействие.
3 часть.
Рефлексия. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Предполагаемые результаты работы при реализации проекта:
-положительное влияние на коррекцию обучения,
-развитие интеллекта,
-улучшает состояние физического здоровья,
-снижает утомляемость,
-повышает способность к произвольному контролю.
Мониторинг
Планируя свою образовательную деятельность, в первую очередь мы опираемся на результаты диагностики и мониторинга детей. Мониторинг был проведен в группе с 10 детьми ЗПР. На начало учебного вида в результате диагностики уровень развития показан на графике. В группе велись коррекционно-развивающие занятия понейрогимнастике. В результате к середине учебного года, в группе, где систематически проводились нейрогимнастика речь детей была намного выше и качественней а психоэмоциональное состояние более устойчивое и приближено к нормам и правилам поведения людей в обществе.
Мною проводится три раза в год обследование методик диагностики по следующим показателям:
-исследования внимание;
-исследование зрительной и слуховой памяти;
-исследование развитие речи;
- исследование моторики.
Данные каждого этапа отражены в группах столбцов, каждая группа столбцов состоит из 4 столбиков различного цвета. Каждый цвет соответствует конкретному показателю.
- Внимание/ синий цвет
- Память/ красный цвет
- Речь/ зеленый цвет
- Моторика/ фиолетовый цвет
0,5-1низкий показатель
1-2 средний показатель
2-2,5 высокий показатель
Таким образом, систематическое использование нейрогимнастики оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Мы помним главное правило игры «Не навреди!» приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к педагогу,в предвкушении того, что же интересного ждет их сегодня.
На графике видно, что на сентябрь 2024 года самые слабые и низкие показатели по всем процессам. Постепенно отслеживается положительные динамики, столбики поднимаются вверх. В первом году применения игровой технологии нейрогимнастических упражнений дают положительные изменения.
В планах стоит задача: снять видео консультацию для родителей и воспитателей на тему «Нейрогимнастика как эффективный прием развития ребенка дошкольного возраста».
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках реализации образовательного проекта
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. В ходе проекта повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах развития ребенка.
План работы с родителями:
Формы работы | Цель работы | Сроки реализации |
Составление брошюр с упражнениями | повышение педагогической компетентности родителей при выполнении домашнего задания с детьми в вопросах нейрокоррекции, нейрогимнастики. | Сентябрь 2024 год |
Родительское собрание | ознакомление с результатами первичной диагностики | Сентябрь 2024 год |
Консультация для родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) |
| Октябрь 2024 год |
Родительское собрание | ознакомление с результатами промежуточной диагностики | Май 2025 год |
Индивидуальная консультация с родителями |
| В течении реализации проекта |
Констультация, видео-консультация «Нейрогимнастика как эффективный прием развития ребенка дошкольного возраста», МК «Играя развиваемся» |
| Октябрь, декабрь 2025 год |
Родительское собрание | ознакомление с результатами итоговой диагностики | Апрель 2026 год |
- Рекомендации по использованию образовательного проекта в практике дошкольного образования
Нейрогимнастику могут использовать не только в группах ЗПР, ТНР, комбинированных группах, но и в общеобразовательных группах детского сада для совершенствования двгательной активности, артикуляционной и тонкой моторики, фонематических процессов, повышения мотивационной готовности воспитанников к обучению.Считается, что благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
Мною создан мастер-класс для того, чтобы познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте (Приложение 3).
Нейрогимнастику в режимах десткого сада можно применять во время утренней гимнастике, во время физминуток, во время образовательной деятельности.
Что бы эффективность занятий была максимально высокой, следует соблюдать несколько правил:
- Продолжительность занятий – 5-7 минут.
- Регулярность – каждый день.
- Заинтересованность ребёнка.
- Постепенно усложнять задания и увеличивать темп.
- Следить за правильностью.
- Не перегружать ребёнка 5-6 упражнений, вполне достаточно.
Заключение
Я имею средне-специальное и высшее образования в области педагогики и более 9 лет опыта работы в дошкольном образовательном учреждении, где занимаюсь воспитанием, обучением, развитием и коррекцией детей. Работала и в общеобразовательных группах и группах с детьми ОВЗ, ТНР, ЗПР. Дети с ЗПР имеют незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребенка, мы стали применять их в группе с детьми ЗПР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицита внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи.
В процессе своей работы с детьми дошкольного возраста, я сделала вывод, что регулярные занятия нейрогимнастикой улучшают показатели памяти и внимания ребенка, развивают речь и мелкую моторику.
По мере овладения упражнениями, дети становятся более уверенными в себе, улучшается эмоциональное состояние воспитанников. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейопередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление- все это влияет на нашу иммунную систему. Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей.
Мой опыт работы с детьми позволяет мне понимать их потребности и интересы, что является основой для создания эффективных и увлекательных мероприятий в рамках проекта «Нейрогимнастика в образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)». Мои навыки работы с детьми, организации занятий и взаимодействия с родителями помогут мне эффективно управлять проектом и обеспечивать его успешную реализацию.
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2017. — 264 с.
2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
7. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
8. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
11. И.И.Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения. Москва, Айрис-пресс, 2022г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кинезиологические упражнения
1.Телесные упражнения
«Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой попротивоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименногоколена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затемназад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2минуты. Дыхание произвольное.
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой влоктевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положениерук и повторить упражнение.
«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз.
Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должныдвигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Маршировка»
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногойсопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
2 Упражнения на релаксацию
«Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчасмы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, которыйруководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течетсквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общейгармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, каквы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в тактей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всейрукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело.Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому.Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится.Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за стольпревосходный концерт.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочупригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее намягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобнорасположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако
медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко внебе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будетесчастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вычувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь
чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше местов классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперьпонаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьтебодрыми, свежими и внимательными.
«Дерево».
Исходное положение- сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы- семечко которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер- вы раскачиваетесь, как дерево.
3.Дыхательные упражнения
«Свеча».
Исходное положение- сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задумайте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом».
Исходное положение- лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщики»
Исходное положение- стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть- открыть нос и сделать выдох.
4.Упражнения для развития мелкой моторики.
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак- ребро ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно вупражненийдолжны участвовать все пальцы обеих рук.
- Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.).
Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
6. Самомассаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10 Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
- Комплекс кинезиологических упражненийдля координации работы глаз и рук.
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут.
Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
- Восьмерки. Исходное положение- стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...

