Рабочая программа 2021-2022уч.г.
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующая МАДОУ д/с «Колокольчик» Яхина Р.К. Приказ №_____ от «___» _______________ 2021г. |
Рабочая программа
Второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик»
на 2021-2022 учебный год
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Программу оставили:
Воспитатель: Замалова Э.Н.
Воспитатель: Смолий Е.Н.
г.Когалым
2021 г.
Содержание
- Целевой раздел ………...………………………………………………………………………….…3
- Пояснительная записка …….………………………………………………………………………3
- Цели и задачи программы. …….……………………………………………………………………4
- Содержательный раздел……..…..…………………………………………………………………..7
2.1 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» ..………………..…7 2.2 Образовательная область «Познавательное развитие» ...………………………………….. 9 2.3 Образовательная область «Речевое развитие» .……………………………...……………13 2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ..…………………..15 2.5 Образовательная область «Физическое развитие» ………………………………………...19 2.6 Перспективный план работы с родителями ………………………………………………23 2.7 Планируемые результаты освоения программы ……. ………………………………………….24
3. Организационный раздел ….....……………………………………………………………………26
3.1 Тематическое планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста…...…….26 3.2 Режим дня детского образовательного учреждения …… ...……………………………………33
4. Список литературы ………………………………………………………………………….……35
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа для детей 3-4 лет является общеразвивающей программой, составленной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик» (далее ООП ДО ДОУ), которая составлена с учетом Примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ с 2012 учебного года примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы".
Программа разработана в соответствии с основными нормативно - правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г №115 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г., №30384);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 " Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программа дошкольного образования".
Программа сформирована как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).
1.2. Цели и задачи программы
Целью Программы является обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через создание условий, открывающих возможности для его оздоровления, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия;
- Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
- Комплексного оздоровления, укрепления психофизического и физиологического здоровья детей через развитие физических качеств, формирования правильной осанки и профилактику плоскостопия, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, о здоровом образе жизни;
- Социализации детей дошкольного возраста путем:
- Формирования знаний о себе, как представителе человеческого рода, об обществе, в котором они живут, о моральных и нравственных ценностях, нормах, правилах, быте, обычаях и традициях своего и других народов;
- Формирования основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице;
- Создания условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в игровой деятельности, повышение уровня их игровых умений и навыков.
Основополагающим компонентом программы является учет возрастных особенностей детей 3 – 4 лет.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2. Содержательный раздел
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого - педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание психолого - педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по пяти образовательным областям (направлениям):
• "Социально-коммуникативное развитие",
• "Познавательное развитие",
• "Речевое развитие",
• "Физическое развитие",
• "Художественно-эстетическое развитие".
2.1. Социально-коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
- Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
- Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Ребенок в семье и сообществе:
- Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
- Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). - Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). - Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
- Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
- Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
- Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. - Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:
- Совершенствовать культурно- гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
- Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
- Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
- Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
- Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. - Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формирование основ безопасности:
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
- Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.
- Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Достижению целей социально - коммуникативного развития детей способствуют следующие виды деятельности:
- коммуникативная деятельность
- речевое развитие детей
- введение в звуковую действительность
- освоение грамоты
- ознакомление с окружающим миром и самим собой(рукотворный мир, мир людей и человеческих отношений)
- игровая деятельность
- сюжетные игры
- ролевые
- режиссерская игра
- игры с правилами
- игра - драматизация
- познавательно - исследовательская деятельность
- предметное и социальное окружение
- развитие элементарного логического мышления конструктивная деятельность
2.2. Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений:
Количество.
- Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
- Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
- Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
- Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина.
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (рав- ные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, вы- сокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма.
- Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.
- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.
- Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
- Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие.
- Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
- Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
- Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры.
- Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
- В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Ознакомление с предметным окружением:
- Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. - Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования. - Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Ознакомление с социальным миром:
- Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. - Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. - Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться. - Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Ознакомление с миром природы:
- Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. - Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). - Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). - Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. - Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). - Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). - Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. - Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.). - Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения:
Осень. - Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. - Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. - Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. -Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Достижению целей познавательного развития детей способствуют следующие виды деятельности:
- познавательно - исследовательская деятельность
- сенсорное воспитание
- предметное и социальное окружение
- ознакомление с окружающим миром и самим собой (рукотворный мир, мир людей и человеческих отношений)
- ознакомление с природой
- развитие экологических представлений
- развитие элементарных математических представлений
- развитие элементарного логического мышления
- конструктивная деятельность
- конструирование (пластмассовые конструкторы, механические конструкторы,программируемые конструкторы, конструирование из бумаги)
- художественное конструирование
2.3. Речевое развитие
Развитие речи:
Развивающая речевая среда. - Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). - Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). - В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). - В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. - Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формирование словаря. - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. - Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дуб- 94 ленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. - Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. - Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. - Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь. - Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. - Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. - Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). - Помогать доброжелательно общаться друг с другом. - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Художественная литература:
- Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. - Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. -Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. -Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Достижению целей речевого развития детей способствуют следующие виды деятельности:
- познавательно - исследовательская деятельность
- сенсорное воспитание
- предметное и социальное окружение
- ознакомление с окружающим миром и самим собой (рукотворный мир, мир людей и человеческих отношений)
- ознакомление с природой
- развитие экологических представлений
- развитие элементарных математических представлений
- развитие элементарного логического мышления
- конструктивная деятельность
- конструирование (пластмассовые конструкторы, механические конструкторы, программируемые конструкторы, конструирование из бумаги)
- художественное конструирование
- ручной труд
- деятельность направленная на восприятие художественной литературы и фольклора
- ознакомление с художественной литературой и развитие речи
- чтение художественной литературы
- коммуникативная деятельность
- введение в звуковую действительность
- обучение грамоте
- элементарная трудовая деятельность
- поручения, дежурства
- игровая деятельность
- игры с правилами (подвижные, сюжетные, ролевые, режиссерские, игра - драматизация)
2.4. Художественно - эстетическое развитие
Приобщение к искусству:
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). - Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. - Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
Изобразительная деятельность:
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. -Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. - Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. - Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). - Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование. - Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). - Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. - Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. - Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). - Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). - Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). - Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). - Учить располагать изображения по всему листу.
Лепка. - Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. - Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. - Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят 110 хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация. - Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. - Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. - Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. - Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Конструктивно-модельная деятельность:
- Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. - Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). - Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. - Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Музыкальная деятельность:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Слушание. - Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. - Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). - Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение. - Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество. - Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения. - Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. - Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. - Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. - Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества. - Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. - Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. - Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Достижению целей художественно – эстетического развития детей способствуют следующие виды деятельности:
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная деятельность (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах)
- познавательно-исследовательская деятельность
- сенсорное воспитание
- предметное и социальное окружение
- ознакомление с окружающим миром и самим собой (рукотворный мир , мир людей и человеческих отношений)
- ознакомление с природой
- развитие экологических представлений
- конструктивная деятельность (конструирование из бумаги, художественное конструирование)
- деятельность, направленная на восприятие художественной литературы и фольклора
- ознакомление с художественной литературой и развитие речи
- чтение художественной литературы
- коммуникативная деятельность (введение в звуковую действительность, обучение грамоте)
- элементарная трудовая деятельность (поручения, дежурства)
- проектная деятельность
- игровая деятельность (дидактические и словесные игры)
2.5. Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. - Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. - Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. - Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. - Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. - Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. - Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Физическая культура:
- Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. - Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. - Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. - Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. - Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. - Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. - Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры. - Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. - Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. - Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Формы работы по образовательным областям
Младший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | |
| |
Социально-коммуникативное развитие | |
| |
Речевое развитие | |
| |
Познавательное развитие | |
| |
Художественно – эстетическое развитие | |
| |
Сетка совместной образовательной деятельности
воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах | Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
Младшая группа | |
Общение | |
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта | ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам | ежедневно |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр | |
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 2 раза в неделю |
Досуг здоровья и подвижных игр | 1 раз в 2 недели |
Подвижные игры | ежедневно |
Познавательная и исследовательская деятельность | |
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг | 1 раз в 2 недели |
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности) | 1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) | ежедневно |
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей | |
Музыкально-театральная гостиная | 1 раз в 2 недели |
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) | 1 раз в неделю |
Чтение литературных произведений | ежедневно |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Самообслуживание | ежедневно |
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | ежедневно |
Трудовые поручения (общий и совместный труд) | - |
Таблица 4
Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
Режимные моменты | Распределение времени в течение дня |
Младшая группа | |
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема | от 10 до 50 мин |
Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до ООД) | 20 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | от 60 мин до 1ч.30 мин. |
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня | 40 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | от 40 мин |
Игры перед уходом домой | от 15 мин до 50 мин |
2.6. Перспективный план работы с родителями
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников. 2. Консультация «Что должен уметь ребенок 3-4 лет». 3. Ознакомление с программой воспитания и развития детей группы. |
Октябрь | 1. Организационное родительское собрание. 2. Привлечь родителей к изготовлению поделок на тему: «Волшебный сундучок осени». 3. Консультация « Как не надо кормить ребенка». 4. Оформление родительского уголка на осеннюю тему: «Золотая осень». |
Ноябрь | 1. Анкетирование: «Какой вы родитель?». 2. Книжная выставка. Ознакомление родителей с программной детской литературой. Беседа о ценности чтения в домашнем кругу. 3. Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» 4. Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ». |
Декабрь | 1. Родительское собрание «Познавательное развитие ребенка в ДОУ». Первые успехи. 2. Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!». 3. Выставка поделок и сувениров на Новогоднюю тему. 4. Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, развлечения, конкурсы т.д.) «Скоро, скоро Новый год!». |
Январь | 1. Консультация « Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 2. Анкетирование «О здоровье всерьёз» (выяснить отношение родителей к закаливанию). 3. Беседа с родителями: комплекс пальчиковых игр «Играем дома» (педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей). |
Февраль | 1. Фотоколлаж на тему: «Мой папа». 2. Консультация: «Если ребенок кусается» 3. Стенгазета «Детский юмор» |
Март | 1. Оформление фотовыставки «Мама – солнышко мое». 2. Консультация: « Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 3. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». 4. Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком». |
Апрель | 1. Дискуссионный клуб «Достижения и проблемы развития детей нашей группы». 2. Консультация: «Правила безопасности для детей». 3. Папка – передвижка: «Праздник – Светлая Пасха!». 4. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду». |
Май | 1. Консультация: «Профилактика детского травматизма». 2. Анкетирование: «Чего вы ждете от лета в детском саду?» 3. Памятки для родителей: «Игры с песком и водой». |
2.7. Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3.Организационный раздел
3.1. Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста
(дети 3-4 лет)
Месяц | Раздел | Дни недели | Тематика раздела | Содержание работы | Варианты итоговых мероприятий Проекты | Календарь событий |
Сентябрь | Осень Россия – Родина моя
Безопасность | 1-2 неделя | Сезонные изменения в природе «Где мы живем?» (мой город, мой дом) | -Формировать представлений детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). -Познакомить детей с городом, в котором они живут: его названием, объектами (улицы, дома, магазины) Дать представления о квартире (доме людей), ее внутреннем устройстве и назначении. | -Рисование осенних листьев. Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья» -Проект совместно с родителями: «Дом в котором я живу» | 1 – День знаний 1 воскресенье – День нефтяника 11 – День города 14 - Праздник сбора урожая (Осенины) 27 – День воспитателя и всех дошкольных работников |
мониторинг | ||||||
3-4 неделя | «Что нас окружает?» «Что нам осень принесла?» Труд взрослых осенью Неделя безопасности | Научить различать основное состояние погоды: дует ветер, идет дождь (снег); пасмурно, солнечно. Формировать умение устанавливать связи: светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются ветки деревьев, идет дождь (снег) - на земле лужи (сугробы) -Знакомство дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями (тракторист, доярка и др.)Формирование бережного отношения к природе, безопасного поведения в лесу. | -Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. -Выставка детского творчества «Листопад, листопад». | |||
Октябрь | Мир глазами детей | 1-2 неделя | -«Маленькие исследователи» | Развивать умение различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить) Знакомство детей с различными свойствами воды на примере простейших опытов с водой и другими предметами. Формирование знаний детьми элементарных способов применения воды. | Игры с песком, глиной и водой | 5-Международный день учителя |
3-4 неделя | «Почва» | -Формирование представлений детей о почве: что это такое, что находится в почве (черви, жуки, корни растений) | Экспериментирование «Посадка лука в прозрачную тару с землей» | |||
Ноябрь | Югра – мой край родной | 1-2 неделя | «Деревья, кусты, травы» Я и моя семья Предметный мир семьи (мебель, посуда) | Познакомить с основными жизненными формами растений, стадиями развития, цикличностью, учить различать характерные признаки травянистых растений, кустов, деревьев. Сформировать представление о потребностях и состоянии растения. Дать первоначальные сведения о местообитании растений, способе существования Формировать образ Я, элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Знакомить с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. | Изготовление игр экологического содержания. Просмотр презентации, иллюстраций, знакомство с различной корреспонденцией. | 4- День народного единства 27 – День матери |
3-4 неделя | «Осинины» Одежда. Обувь. Головные уборы | Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период: природа меняет свою окраску, засыпает. Знакомить с особенностями труда людей осенью (сбор урожая, заготовка грибов, орехов) Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Названия предметов одежды. Назначение, части одежды: воротник, рукава, карманы, пуговицы. Обобщающие понятия. Обувь | Выставка детского творчества | |||
Декабрь | Зима | 1-2 неделя | «Вот пришли морозы и зима настала» Деревья зимой. Снежинки | Расширение представлений о зиме. Формирование представления о безопасном поведении зимой на улице, исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и снегом. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомить детей с народными зимними играми и забавами. | Выставка детского творчества: «Зимние забавы» | 3- Международный день инвалидов; 3- День неизвестного солдата; 9- день Героев отечества; |
3-4 неделя | «Братья наши меньшие» Новый год- семейный праздник | Расширение знаний о домашних и диких животных, птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в данной местности. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Формирование представлений о Новом годе, как о добром и веселом празднике, начале календарного года | Утренники | |||
Январь | каникулы | |||||
3-4 неделя | «Комнатные растения» | Учить различать и называть 2-3 комнатных растения и их части. Формировать желание ухаживать за комнатными растениями. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. | Наблюдение за ростом и развитием комнатного растения | 8- День детского кино | ||
Февраль | 1-2 неделя | «Зимушка –зима» Виды транспорта | Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, отмечать поведение зверей и птиц зимой. Знакомить с видами транспорта. В том числе и городским | Выставка детского творчества «Зима» | 23- День защитника Отечества | |
3-4 неделя | «Мы – жители Югры» Наша армия. Мужские профессии | Осуществление патриотического воспитания Знакомство с профессиями рыбака, охотника. Воспитание любви к малой Родине. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину | Развлечение посвященное дню защитников Отечества | |||
Март | Весна | 1-2 неделя | «Весна –красна» «Любим маму!» Женские профессии | Формирование элементарных представлений о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | «Музыкальная природа» (слушание пения птиц, шум дождя, звуки природы» | 8-Международный женский день; 27-31-Всероссийская неделя детской и юношеской книги; неделя музыки для детей и юношества |
3-4 неделя | «Знакомство с народной культурой и традициями» Игрушки. | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, сказки и др.). Использовать фольклор народов Севера при организации всех видов детской деятельности. Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о русской народной игрушке, о народных промыслах, материалах из которых сделаны игрушки | Выставка детского творчества. Организация выставок «Моя любимая книжка», «Книги моей семьи»; Ярмарка развлечений народные промыслы | |||
Апрель | 1-2 неделя | «Человек и его здоровье» | Развивать у детей понимание необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья. Отметить влияние воды на здоровье человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни | Проект «Я хочу быть здоровым» | 12- День космонавтики; 30- День пожарной охраны | |
3-4 неделя | «День Земли» | Формирование у детей понятия, что наш общий дом – это планета Земля. На Земле живут люди и животные. Воспитывать уважительное, бережное отношение ко всему живому на нашей планете. | «Планета Земля» выставка детских рисунков. | |||
Май | 1-2 неделя | «Весна» День Победы | Уточнить элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежда и труд людей, изменения на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах фруктах, ягодах. | Воспитывать уважение к ветеранам войны, чувства гордости за Россию, | 9- день Победы | |
мониторинг | ||||||
Июнь Июль Август | Лето | 3-4 неделя | «Такие разные животные»
Юные помощники природы | Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе, о богатстве растительного и животного мира. Наблюдение за насекомыми, имеющимися в нашей местности Формирование желания трудиться в природе. Развитие элементарных трудовых умений, желание ухаживать за растениями. Расширение представлений детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | Семейная выставка «Поделки из ненужных вещей»; | 1-Международный день защиты детей; 12-День России; 22- день памяти и скорби |
Проект «Выращиваем цветы». Выставка детского творчества «Летние картинки» | ||||||
Нагрузка непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе
Образовательные области | Непосредственная деятельность | Нагрузка в неделю | Нагрузка в месяц |
Познание | ФЭМП | 1 | 4 |
Коммуникация | Развитие речи | 1 | 4 |
Познание | Формирование целостной картины мира. | 1 | 4 |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование | 1 | 4 |
Лепка | 1раз в две недели | 2 | |
Аппликация | 1раз в две недели | 2 | |
Музыка | 2 | 8 | |
Физическое развитие | Физическая культура | 2 | 8 |
Физическая культура на воздухе | 1 | 4 | |
Итого | 11 | 40 |
Сетка непосредственной образовательной деятельности
Дни недели | Образовательная область, время |
понедельник | ФЭМП 9.00 – 9.15 Музыка 15.45 – 16.00 |
вторник | Физическая культура 9.00 – 9.15 Познавательное развитие 9.25 – 9.40 |
среда | Лепка (1,3 неделя) Аппликация 2,4 неделя) 9.00 – 9.15 9.20 – 9.35 Музыка 16.00 – 16.15 |
четверг | Развитие речи 9.00 – 9.15 Физическая культура на прогулке |
пятница | Физическая культура 9.00 – 9.15 Рисование 9.30 – 9.45 |
3.2. Режим дня детского образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- Время приёма пищи;
- Укладывание на дневной сон;
- Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня второй младшей группы (с 3-х до 4-х лет)
Холодный период года
Время | Режимные моменты |
7.00 – 8.00 | Прием, осмотр детей. Совместная деятельность взрослого и ребенка |
8.00 – 8.05 | Утренняя гимнастика |
8.05 – 8.35 | Подготовка к завтраку. Завтрак |
8.35 – 9.00 | Самостоятельная деятельность детей |
9.00 – 9.40 | Непосредственно образовательная деятельность |
9.40 – 10.00 | Самостоятельная деятельность детей |
10.00 – 11.30 | Подготовка к прогулке. Прогулка. |
11.30 – 12.10 | Подготовка к обеду. Обед |
12.10 – 12.45 | Самостоятельная деятельность детей |
12.45 – 13.00 | Закаливающие мероприятия (полоскание рта), подготовка ко сну |
13.00 – 15.00 | Дневной сон |
15.00 – 15.15 | Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность детей |
15.15 – 15.40 | Самостоятельная деятельность детей |
15.40 – 16.05 | Совместная деятельность взрослого и ребёнка (в том числе чтение 10-15 минут) |
16.05 – 16.35 | Самостоятельная деятельность детей |
16.35 – 16.55 | Подготовка к полднику. Полдник |
16.55 – 17.30 | Самостоятельная деятельность детей |
17.30 – 19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка. Уход домой |
Теплый период года
Время | Режимные моменты |
7.00 - 8.00 | Прием, осмотр, самостоятельная деятельность (на улице) |
8.00 - 8.05 | Утренняя гимнастика (на улице) |
8.05 - 8.40 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8.40 – 9.00 | Самостоятельная игровая деятельность |
9.00 – 9.15 | Совместная образовательная деятельность |
9.15- 11.00 | Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах, физическая культура, музыкально-художественная) Самостоятельная двигательная деятельность |
11.00 – 11.15 | Приход с улицы, гигиенические процедуры |
11.15 – 11.50 | Подготовка к обеду, обед |
11.50 – 12.50 | Самостоятельная игровая деятельность |
12.50 - 15.00 | Подготовка ко сну. Дневной сон |
15.00 - 15.15 | Подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры |
15.15 – 16.20 | Подготовка к прогулке, прогулка . Самостоятельная деятельность |
16.20 – 16.50 | Подготовка к полднику, полдник |
16.50– 19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка. Самостоятельная деятельность |
Уход детей домой, работа с родителями: беседы, консультации |
4. Список используемой литературы:
- Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» вторая младшая группа
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по тематическим неделям 2021-2022уч.год
рабочий материал по тематическим неделям...
перспективное планирование досугов и праздников на 2021-2022уч.год
Перспективное планирование досугов и праздников. Составила Домникова В. А....

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕНТЯБРЬ 2021 2022уч.г. СТАРШАЯ ГРУППА №6 Первая неделя
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕНТЯБРЬ 2021 2022уч.г.СТАРШАЯ ГРУППА №6Первая неделя...

Рабочая программа подготовительной группы по экологии «Природа родного края» 2021-2022уч. год
Пояснительная записка.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цве...
Рабочая программа 2021-2022уч.г.
Рабочая программа 2021-2022уч.г....


