Рабочая программа подготовительной группы по экологии «Природа родного края» 2021-2022уч. год
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Харина Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа подготовительной группы

 по экологии «Природа родного края»

2021-2022уч. год

                                                                                   

 

                                           

                                                                                               

                                                                     Цветущий луг. Тропинки и дорожки.

Березки. Старый дуб и тишина.

Ну, разве что-то может быть дороже,

Чем ты, моя родная сторона?

Пояснительная записка.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.

Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Настоящая рабочая программа МДОУ  детского сада « Малыш»   на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т.е. 3 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.

                                                                       

  Цели  и задачи рабочей программы:

Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-расширить представления детей о природе Алтайского края;
- познакомить с живой и неживой природе, взаимосвязями и взаимодействиями всех природных объектов экологии;
-формировать у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитать потребности в созидании и творчестве;
-создать условия для полноценного экологического воспитания;
-воспитать любовь к природе через прямое общение с ней.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе; др.

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.    

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
  • загадывание загадок;

                                                       

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • чтение литературных произведений;
  •  изготовление с детьми наглядных пособий.


 
Виды деятельности

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование мультимедийного и интерактивного стола;
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).


Условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

 Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Развивающая экологическая среда в группе:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
 «Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.

     Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени  на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

                                                                   

Взаимодействие с семьей:

 

 Перспективный план работы по экологическому воспитанию   старшая группа

№ недели

   СЕНТЯБРЬ

Цель и задачи наблюдений

СЕНТЯБРЬ

1.

 « Живая и неживая природа»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

2.

«Заповедные места и памятники природы Алтая»

Продолжать знакомить детей с картой Алтайского края, дать представление о том, что в нашем крае есть заповедные места и памятники природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

ОКТЯБРЬ

3.

«Экскурсия в осенний парк»

Закрепить знания о признаках и явлениях осени, учить видеть красоту осеннего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе

4.

«Красная книга Алтайского края»

Дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений, животных. Познакомить с Красной книгой Алтайского края, куда заносятся объекты животного и растительного мира нашего края, нуждающиеся в защите и охране. Учить правилам поведения в природе, знакомить с природоохранной деятельностью людей.

5

«Нелюбимые животные»

воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым незаслуженно преследуемым людьми животным, формировать правила поведения с этими животными

НОЯБРЬ

6

«Путешествие по Алтайскому краю»

познакомить детей с достопримечательностями родного края…

7.

«Малиновое Озеро»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края.  

ДЕКАБРЬ

8.

«Как узнать зиму»

Закрепить знания о приметах зимы.  

9.

«Путешествие в горы Алтая»

Познакомить детей с природой гор Алтая.  Видеофильм.

ЯНВАРЬ

10.

«Тайны русского леса»

Уточнить и расширять представления о лесах Алтайского края, о его обитателях.

ФЕВРАЛЬ

11.

 «Почему у нас не  живут белые медведи»

Сравнение белого и бурого медведей. Показать чем они отличаются.

12.

«Слепые землекопы».

 дать полное представление о кроте.

МАРТ

13.

 «Какие бывают насекомые».

 систематизировать представления детей о многообразии насекомых

14.

Беседа «Лекарственные растения нашего края»

Обогатить знания детей о растениях родного края 

АПРЕЛЬ

15.

 «Полезные ископаемые»

 

 продолжать расширять знания детей об окружающем: о полезных ископаемых, познакомить с минералами.   

16.

Беседа «Я – человек»

формировать представление о себе, как о человеке.

МАЙ

17.

 Викторина «Знатоки природы»

закрепить и систематизировать знания о природе.

 

18.

«Планета Земля в опасности»

 дать детям представление о том,  что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями…… планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля и воздух стали грязными….

 

 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  Для успешной реализации методической разработки необходимо создать

 практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о

 системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае,

 если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и

 обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать

 за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы

 в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание

 уголка для экспериментирования включает:

    более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия,

пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) или картинки;

     огород или ящики, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-

 салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный

 салат;

  Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные

 пособия, которые можно разделить на три группы:

   натуральные объекты живой и неживой природы;

 • иллюстративные пособия;

 • вспомогательные приборы и оборудование.

 В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая

 природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные

 гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

 Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии,

 таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и

 демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели

 земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения

 опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской

 лаборатории необходим природный материал, бросовый материал,

 технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое

 оборудование.

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и

 взаимодействия человека с природой.

  Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь

 представления о различных природных объектах; о растительности

 леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной

 книге; природе родного края.

    Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием

 окружающей среды и жизнью живых организмов.

   Делать элементарные выводы и умозаключения.

     Устанавливать связи между свойствами и признаками

 разнообразных материалов и их использованием.

   Иметь представление о родном крае.

   Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

  Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

  Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними

 птицами (петушок, курочка с цыплятами)

   Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,

 сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).__

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект в средней разновозрастной группе «Книжка-малышка». «Природа родного края»

Тип проекта: информационный - творческий.Участники проекта: Дети средней разновозрастной группы. (3-5лет).Срок реализации: 4 недели краткосрочный.Тип проекта: информационный - творческий.Участники про...

Конспект ООД для детей старшей группы «Путешествие по природе родного края»

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:- формировать представление детей о Красной книге;- познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Чувашской Республики;- фо...

Кружок по экологии «Природа родного края»

Кружок «Природа родного края»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы эколо...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....