Рабочая программа подготовительной группы по экологии «Природа родного края» 2021-2022уч. год
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа подготовительной группы
по экологии «Природа родного края»
2021-2022уч. год
Цветущий луг. Тропинки и дорожки.
Березки. Старый дуб и тишина.
Ну, разве что-то может быть дороже,
Чем ты, моя родная сторона?
Пояснительная записка.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Настоящая рабочая программа МДОУ детского сада « Малыш» на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т.е. 3 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Цели и задачи рабочей программы:
Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-расширить представления детей о природе Алтайского края;
- познакомить с живой и неживой природе, взаимосвязями и взаимодействиями всех природных объектов экологии;
-формировать у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитать потребности в созидании и творчестве;
-создать условия для полноценного экологического воспитания;
-воспитать любовь к природе через прямое общение с ней.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе; др.
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- применение дидактических игр;
Словесные методы
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- чтение литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Виды деятельности
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- использование мультимедийного и интерактивного стола;
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
- совместная деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда в группе:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию старшая группа
№ недели | СЕНТЯБРЬ | Цель и задачи наблюдений |
СЕНТЯБРЬ 1. | « Живая и неживая природа» | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой |
2. | «Заповедные места и памятники природы Алтая» | Продолжать знакомить детей с картой Алтайского края, дать представление о том, что в нашем крае есть заповедные места и памятники природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. |
ОКТЯБРЬ 3. | «Экскурсия в осенний парк» | Закрепить знания о признаках и явлениях осени, учить видеть красоту осеннего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе |
4. | «Красная книга Алтайского края» | Дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений, животных. Познакомить с Красной книгой Алтайского края, куда заносятся объекты животного и растительного мира нашего края, нуждающиеся в защите и охране. Учить правилам поведения в природе, знакомить с природоохранной деятельностью людей. |
5 | «Нелюбимые животные» | воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым незаслуженно преследуемым людьми животным, формировать правила поведения с этими животными |
НОЯБРЬ 6 | «Путешествие по Алтайскому краю» | познакомить детей с достопримечательностями родного края… |
7. | «Малиновое Озеро» | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края. |
ДЕКАБРЬ 8. | «Как узнать зиму» | Закрепить знания о приметах зимы. |
9. | «Путешествие в горы Алтая» | Познакомить детей с природой гор Алтая. Видеофильм. |
ЯНВАРЬ 10. | «Тайны русского леса» | Уточнить и расширять представления о лесах Алтайского края, о его обитателях. |
ФЕВРАЛЬ 11. | «Почему у нас не живут белые медведи» | Сравнение белого и бурого медведей. Показать чем они отличаются. |
12. | «Слепые землекопы». | дать полное представление о кроте. |
МАРТ 13. | «Какие бывают насекомые». | систематизировать представления детей о многообразии насекомых |
14. | Беседа «Лекарственные растения нашего края» | Обогатить знания детей о растениях родного края |
АПРЕЛЬ 15. | «Полезные ископаемые»
| продолжать расширять знания детей об окружающем: о полезных ископаемых, познакомить с минералами. |
16. | Беседа «Я – человек» | формировать представление о себе, как о человеке. |
МАЙ 17. | Викторина «Знатоки природы» | закрепить и систематизировать знания о природе.
|
18. | «Планета Земля в опасности» | дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями…… планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля и воздух стали грязными…. |
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешной реализации методической разработки необходимо создать
практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о
системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае,
если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и
обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать
за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы
в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание
уголка для экспериментирования включает:
более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия,
пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) или картинки;
огород или ящики, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-
салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный
салат;
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные
пособия, которые можно разделить на три группы:
натуральные объекты живой и неживой природы;
• иллюстративные пособия;
• вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая
природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные
гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии,
таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и
демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели
земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения
опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской
лаборатории необходим природный материал, бросовый материал,
технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое
оборудование.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и
взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь
представления о различных природных объектах; о растительности
леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной
книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками
разнообразных материалов и их использованием.
Иметь представление о родном крае.
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними
птицами (петушок, курочка с цыплятами)
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,
сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности (исследование окружающего мира) у детей 6-7 летнего возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Природа родного края»
Знакомство с лекарственными растениями нашего края....
проект по экологии "Природа родного края"
Краткосрочный проект....
Творческий проект по экологии "Природа родного края" в средней группе детского сада.
Проект учит детей любить пироду, беречь ее красоту....
Творческий проект в средней разновозрастной группе «Книжка-малышка». «Природа родного края»
Тип проекта: информационный - творческий.Участники проекта: Дети средней разновозрастной группы. (3-5лет).Срок реализации: 4 недели краткосрочный.Тип проекта: информационный - творческий.Участники про...
Конспект ООД для детей старшей группы «Путешествие по природе родного края»
Цель: формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:- формировать представление детей о Красной книге;- познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Чувашской Республики;- фо...
Кружок по экологии «Природа родного края»
Кружок «Природа родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы эколо...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....