Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy_rodnoy_kray.docx209.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №57» комбинированного вида

Нижегородская область,  г. Дзержинск

Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада

«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

 (составлен по С.Н.Николаевой)

О.О. Познание

http://autotravel-nn.ru/uploads/images/nature/dzrdendrariy.jpg

Составила:

воспитатель Садекова М.А.

высшая кв. категория

г. Дзержинск, 2022

Цель: знакомство детей с памятником природы своей местности – Дендропарком Дзержинского лесхоза.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о редких растениях и животных Дендропарка, занесённых в Красную книгу.
  • Систематизировать знания детей о памятнике природы и его назначении;
  • Совершенствовать у детей умение рассказывать об истории и культуре своего народа;

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
  • Развивать память, экологическое мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, чувство ответственности за родную природу;
  • Пробуждать желание побывать в заповедных местах Дзержинского лесхоза.

Методы и приемы:  чтение стихов, загадок, беседа, рассматривание картин и иллюстраций, показ презентации, рассказ, объяснение,  вопросы к детям, игры, словарная работа, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:  

  • Беседа «Знакомство  с заповедниками ». Беседа «По страницам Красной книги»;
  • Просмотр презентации «Красная книга России»;
  • Рассматривание иллюстраций с изображением памятников природы родного края;
  • Чтение художественных произведений: «Родное» М.Исаковского,  «Родина» Трутневой, пословиц и поговорок о Родине;
  • Слушание песен о Родине;
  • Рекомендация родителям о посещении заповедников и природных памятников  г. Дзержинска.

Материал и оборудование:

  • Для воспитателя: книги, фотоальбомы, слайды, заметки из книг, газет и журналов о заповедных местах нашего края, ноутбук, аудиозапись с пением птиц.
  • Для детей:  фишки

Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей.

Словарная работа: лесные богатства, исчезающие, заповедники, памятники природы, Красная книга, местность, экскурсия.

Дифференцированный подход: предложить Тане, Макару, Кириллу, Денису  назвать известные им заповедники, национальные парки и памятники природы Нижегородского края.

Интеграция   образовательных областей:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Ход:


Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.

Воспитатель:   «Родная сторона» - как вы думаете, ребята, что это?

Дети:   «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Воспитатель:  Такое место по-другому ещё называют «Родина». Послушайте стихотворение, которое написала Зинаида Александрова «Родина»

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель:   А кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

Воспитатель:  А какая она наша Россия?

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель:  А что такое лесные богатства? И нужно ли их беречь?

(ответы детей)

Воспитатель: А по каким делам животные могут узнать  друзей леса?

Дети: Друзья леса не шумят, не мусорят, не разжигают костры, не разоряют муравейники.
Воспитатель: По каким делам узнают врагов леса?

Дети:  Враги леса разрушают грибницы, ломают деревья и ветки, разоряют гнёзда, шумят.
Воспитатель: Из-за жестокого обращения к природе, из-за того, что люди часто становились её врагами,   в наше время есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.  Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? 

Дети: Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

Воспитатель: Для этого в нашей стране созданы заповедники. Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Дети: Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.
Воспитатель: Как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Дети: Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

Воспитатель: Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 
Заповедники охраняются государством.

Воспитатель: Скажите,  что запрещается делать в заповедниках?
Дети: Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов.

Воспитатель: В нашем родном городе тоже есть заповедная территория – Дендропарк Дзержинского лесхоза.  Сегодня мы познакомимся с особенностями, природой Дендрария, так ещё называют этот чудесный заповедник.

Физкультминутка

Территория парка очень большая (руки в стороны).

Озёра глубокие (наклон туловища вниз).

По многоводным озёрам плавают лодки (руками изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут пугливые зайцы (изображают зайцев), рыжие лисицы (изображают лисиц).

На деревьях гнездятся красивые птицы (руками изображают летящих птиц)

Воспитатель: А давайте вместе вспомним, что такое Красная Книга и для чего она создана. Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Воспитатель:

Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.

(показ презентации детям «Растения и животные Красной Книги Нижегородской области)

Воспитатель: Благодаря своему уникальному расположению Нижегородская область радует своей разнообразной и необычайно красивой природой. Данный регион расположен около двух известных рек – Волги и Оки, а также соединяет в себе лесостепь и густые леса. Из-за благоприятных условий области на территории проживают различные представители флоры и фауны, часть из которых занесена в Красную книгу. В последнее издание документа включено множество видов биологических организмов, среди которых 146 – насекомые, 14 – беспозвоночные, 15 – рыбы, 75 – птицы, 31 – млекопитающие, 179 – сосудистые растения, 50 – грибы, а также рептилии, амфибии, круглоротые, водоросли и лишайники. 

Воспитатель: Дзержинский дендропарк или Дендрарий расположился на окраине Дзержинска на краю поймы Оки.  Дендрарий ограничен поселками Пушкино и Бабушкино, от озером Святое и рекой Воложка с юга. Площадь дендропарка составляет 15 гектаров.

Воспитатель: А сейчас послушайте историю возникновения Дзержинского Дендропарка  (рассказ воспитателя).

История дендропарка

Дендропар был заложен 22 октября 1951 года при участии Заслуженного лесовода РСФСР Ивана Никифоровича Ильяшевича. За всё время существования здесь выращивались деревья и кустарники, включая редкие виды. Накопленный опыт и саженцы использовались в озеленении Дзержинска.Все посадки в дендрарии хорошо спланированы и сгруппированы в кварталы и аллеи. Для защиты дендропарка была дополнительно  высажена ветрозащитная лесопосадка.

Что растёт в дендрарии?

Всего было проверено свыше 500 растений на приживаемость в нашем климате.В настоящее время в Дзержинском Дендрарии произрастают:  сосна Веймутова, румелийская, кедровая сибирская, австрийская, Банкса; клен серебристый, мелколистный, татарский, Гиннала, Барби-нерви; ясень зеленый, черемуха виргинская, пенсильванская черемуха, лиственница сибирская, бархат амурский, клен дальневосточный, орех маньчжурский, кавказские свидина, дерен, скумпия, кизильник, туя западная, конский каштан, орех маньчжурский, дуб красный, дуб армянский, ирга, сирень венгерская, березы: каменная, карельская, жёлтая, акация амурская, вяз туркестанский, жимолость канадская, туркестанская яблоня, айва японская, аралия маньчжурская, гледичи, мимозы, акации – белые, амурские, Деальбата, 10 видов шиповника: роза-рогуза, камчатская, белая махровая, белая ромашкоцветная, золотистая махровая, южная, палевая, черноплодная, бузина канадская, корейский кедр, крупноплодный боярышник Королькова, боярышник даурский, вишня пенсильванская, груша уссурийская, гречиха сахалинская, кизильник, лиственница польская, ель гималайская и кавказская, можжевельник виргинский, яблоня сибирская, слива алтайская и слива ферганская, барбарис Тунберга, бересклеты, ясень американский, яблоня сибирская, гибридные тополя и т.д.

Экологическое состояние участка парка можно назвать хорошим, хоть и запущенным в последние годы. Существует ряд проблем, негативное влияние на воздух, воду и почву соседних дачных участков и прилегающие к парку очистные сооружения. Проводятся также работы по улучшению экологического состояния дендропарка: производится уборка территории сквера от мусора, периодически сажают молоденькие деревья, кустарники.

Пушкинский дендрарий является памятником природы и входит в состав Дзержинского лесхоза.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что запрещается делать на территории Дендропарка? Правильно. На территории питомника запрещается: выгул собак, выпас домашних животных, разжигание костров, сброс мусора, сбор плодов и трав, уничтожение, повреждение и выкапывание растений.

Запомните!!! Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение! Помни! Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибает навсегда.  

(рассказ воспитателя сопровождается показом презентации, иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов и газет).

Воспитатель: Хотелось бы, чтобы каждый из нас побывал в Дзержинском Дендрарии, увидел красоту родной природы собственными глазами.

Но гостям парка необходимо знать правила поведения в природе. Их поможет вспомнить

Игра «Запрещается-разрешается».

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Воспитатель:

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Рефлексия

- Что такое заповедник?

- Какая охраняемая территория есть в нашем районе?

- Что находится под охраной в Дендропарке Дзержинского лесхоза?

- Какие растения произрастают в Дзержинском Дендрарии?

- Что вам больше всего понравилось в парке, запомнилось, произвело впечатление?

Литература

1. С.Н.Николаева. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.

2. Бакка С. В., Киселёва Н. Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень — Нижний Новгород: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, 2008. — 560 с.

3.  Пантелеева Н.Г.  Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
4. Интернет-ресурсы:

https://yandex.ru/images

http://webmandry.com 

https://ru.wikipedia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» подготовительная группа

Цель: расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека.Задачи:- учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности.  Учить дейст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология) в младшей группе детского сада.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология) в младшей группе детского сада....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада, «Дары осени»

ull;      Развитие речи,•      Логического мышления•      Закрепление знания об овощах, фруктах.&bull...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с нарушениями речи «Лес. Деревья»

Цель: Закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках, растущих в лесу.Задачи: Коррекционно– образовательные: Уточнить и закрепить знание детей о породах деревьев. Развивать интерес к позн...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе

знакомство детей с памятником природы своей местности – «Заповедник Кара-даг»...