Программа для развития одаренных детей по художественно-эстетическому развитию для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Садыкова Гульбара Алмановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_detey_6-7_let.docx567.64 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности

по сравнению с другими людьми.

Программа        для        развития        одаренных        детей        по        художественно        – эстетическому развитию для подготовительной группы.

1.ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок  от  рождения  наделен  огромным  потенциалом,  который  при

благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Актуальность программы

заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.

Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.

Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.

Содержание программы

Программа рассчитана на один год обучения (2023-2024гг.) содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

Проводится одно занятие в неделю длительностью 20-25 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).

Нормативно — методические документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,        содержанию        и        организации        режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  • Федеральная целевая программа “ Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством

РФ от 03.10.2002 г. ;

-Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

  • Устав ДОУ
  • Локальные акты учреждения, регламентирующие воспитательно- образовательный процесс.

Отличительные особенности одаренных детей:

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей:
  1. Дети        с        необыкновенно        высоким        общим        уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети        с        признаками        специальной        умственной одаренности        

одаренности в определенной области науки, искусства.

  1. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты. Планируемые результаты:
  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
  2. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
  3. Повышение художественно-эстетического вкуса.
  4. Оформление выставок детского творчества.
  5. Положительная динамика процента участников и призёров в творческих конкурсах.

Принципы построение программы :

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Предусматривать решение программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей;
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Концепция программы

Выявление одаренных   детей        должно   начинаться   уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети :

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Для работы по программе я отобрала одаренных детей по категории :

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

Формы работы с одаренными детьми :

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность. Цель программы :

-создать        условия        для        выявления,        поддержки        и развития        одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

Научить детей видеть красоту окружающего мира.

Научить детей выражать свои чувства через творчество.

Научить детей        рисовать,        изготавливать        предметы        путем        лепки, изготовления аппликации.

Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.

Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.

Формирование элементов самостоятельной деятельности

Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности

Формирование положительного отношения к себе, человеку Основные направления реализации программы

-Выявление одаренных детей;

-Разработка индивидуальных форм работы;

-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;

-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

-Включение детей в проектную деятельность.

Организация воспитательной работы в рамках программы : Критерии оценки Ф. И. детей

  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит

необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

  1. Оригинален в выборе сюжета (в рисунках, сочинении, описании какого- либо события, составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков,

камней, марок, открыток, и т. д.).

  1. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  2. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает

композиции, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т. д.).

  1. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  3. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

Средний бал

-Формирование духовного потенциала личности,

её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-Формирование высокой речевой культуры;

-Пропаганда здорового образа жизни;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :

-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли дополнительного образования;

-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

-Принцип гуманизма и демократизма. Предполагаемые результаты:

-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня

Методика для выявления одарённых детей имеющих художественно-эститеческие способности

художественно одаренных детей

Используется методика Лосева ) и тест Е. Торранса (для детей от 6 лет). Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов; выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла; низкой – 2 балла.

Суммирую   баллы   по   всем   характеристикам   внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделить на количество вопросов и полученное число записать в бланк.

Краткий тест. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 6 лет.

Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность:

  1. б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
  2. б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
  3. б. - нос, остров.
  4. б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
  5. б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
  6. б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название:

  1. - обычное название.
  2. - простое описание.
  3. - описательное название.
  4. - релевантное название.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Календарно-тематическое планирование к программе

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

1.

Цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию        красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.

сентябрь

Составление декоративного

панно (коллектив ная работа)

2. «Золотая осень»

Знакомство        с        жанрами живописи: пейзаж, путешествие

сентябрь

Составление декоративного

в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.

панно «Золотая осень» (коллекти вная работа)

3. «Орнамент»

Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические        сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.

сентябрь

Украшение рамки для

рисунка или коробочки для занятий,

тарелочки.

4. «Мама»

Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера                человека, физиологических особенностей, профессии,        закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.

сентябрь

Выставка детских

работ «Мама» (к о Дню Матери)

5. «Подарки для друзей»

Свободное творчество

сентябрь

Составление подарочных

альбомов ко Дню рождения.

6.«Картина»

Работа с цветными карандашами,        восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой.

октябрь

Раскрашивани е картины.

7. «Коврик из

опавших листьев».

Закрепить умение пользоваться техникой штамповки

октябрь

Работа на выставку

8. «Натюрморт»

Знакомство с жанрами живописи:        натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.

октябрь

Коллективная работа «Скатер ть-самобранка».

9. «Зимняя

улица», «Первый снег»

2 занятия

Знакомство с жанрами живописи:        акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев,  кустарников,

неба и т. д.

октябрь

коллаж

10. «Волшебный мир ночи»

Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная        передача светящихся предметов (окна домов,        фонари,                фары автомобилей,        передача цветового контраста.

ноябрь

Выставка работ

11. «Новогодние игрушки»

«Маскарад»

2занятия

Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу.

ноябрь

Изготовление новогодних

украшений, новогодних карнавальных масок

12. «Чудесные картинки»

Знакомство с техникой живописи – монотипия,

знакомство с понятием

симметрия, развитие образного мышления.

декабрь

Выставка

13. «Весёлый

праздник – Новый год»

Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо. Выполнение

работы «Весёлый праздник –

Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм,

композиция, цветовая гамма.

декабрь

Выставка коллективной работы

14. «Рождество в рисунках детей»

Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка. Передача настроения картины, передача сюжетной линии.

январь

Выставка

работ «Рождеств о в

рисунках детей».

15. «Сказка всегда разноцветная»

Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.

январь

Создание панно «Герои

сказок живут с нами»

16. «Чудеса»

Знакомство с техникой

рисунка: шаблон, напыление,

набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка,

изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний.

февраль

Выполнение работ на

свободную тему в технике

набрызга через шаблон

17. «На арене цирка»

Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения

посредством цвета.

февраль

Выполнение декоративного

панно «На арене цирка».

18. «23 февраля – День защитников Отечества»

Изображение людей,

составление сюжетной картины, посредством законов

композиции и правил перспективы

февраль

Выполнение творческой

работы «Галерея защитников Отечества».

19. «Край родной, край любимый»

Работа в жанре пейзажа или портрета.

март

Выполнение творческих

работ: «Любимы й уголок города,

страны», «Дорог ой сердцу человек», «Мой домашний

любимец».

20. «8 Марта»

2 занятия

Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил

перспективы.

март

Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.

21. «Натюрморт»

Выполнение объемного рисунка: лепка +

живопись. закрепление

понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки,

передача настроения посредством цвета.

март

Выполнение сюжетной

картины на доске в технике

рисунка и лепки.

22. «Весёлый хоровод»

Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь, знакомство с народной игрушкой,

выполнение из пластилина

одежды для кукол, выполнение наряда для куклы.

март

Выставка кукол с

прорисованными деталями

костюма «Весёлы й хоровод».

23. «Город мастеров»

2 занятия

Знакомство с декоративно- прикладными видами

искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет.

апрель

Создание музея в

городе «Город мастеров».

24. Роспись платка, косынки

Орнамент, центр

композиции, рисование отдельных элементов

апрель

Выставка

25. Волшебный мир

искусства «Музеи мира»

Знакомство с

профессиями: художник, скульптор, архитектор,

оформитель, дизайнер, реставратор.

май

Беседа

26. «Праздничная улица»

Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка.

май

Выставка работ ко Дню Победы.

27. «Рисуем, творим, фантазируем»

Совместное творчество родителей и детей

май

Открытое мероприятие

28.

Участие в выставках и конкурсах на уровне ДОУ

В течении года

Участие

29.

Участие в городских, районных, российских конкурсах и выставках

В течении года

Участие

Список литературы.

  1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е.,

Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.

  1. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
  2. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети 1991. М.
  3. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
  4. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  5. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
  6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
  7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»

ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возм...

"Развитие одаренности ребенка посредством художественно-эстетической деятельности"

Статья по художественно-эстетическому воспитанию  детей раннего возраста...

ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» (дошкольный возраст)

   Программа рассчитана на один год обучения (2018-2019гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельност...

ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

Программа для одаренных детей в художественно-эстетическом направлении "Природа и художник"

Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Природа и художник» разработана в соответствии с Программой ...