Педагогическая находка «Подвижные игрушки в детском техническом конструировании дошкольников старшего возраста»
материал
Педагогическая находка
«Подвижные игрушки в детском техническом конструировании дошкольников старшего возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка
«Подвижные игрушки в детском техническом конструировании дошкольников старшего возраста»
Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка занятий является конструирование.Оно является не только увлекательным, но и полезным. Конструирование является эффективным средством интеллектуального и творческого развития детей. ФГОС ДО рассматривает конструирование как один из видов детской деятельности.
В Концепции развития дошкольного образования Красноярского края на период до 2025 года одно из направлений – «Развитие начал технического образования детей дошкольного возраста».
Развитие у детей технических способностей, логического и пространственного мышления, креативности, расширение их технического кругозора в сочетании с познавательной инициативой могут рассматриваться как результат системной деятельности по освоению начал технического образования.
В ФОП ДОконструирование определено как компонент обязательной части программы, направленный на развитие исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Один из планируемых результатов в ФГОС ДО: «интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире…., склонен наблюдать экспериментировать….».
Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Детям с раннего возраста интересны движущиеся, подвижныеигрушки.
В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Наблюдая за своими воспитанниками, мы заметили, что дети пытаются понять ее устройство, почему крутятся колеса и мигают лампочки. А если вдруг игрушка сломается, то они обязательно заглянут вовнутрь, чтобы посмотреть, как она устроена. Как же удовлетворить детскую любознательность и интерес к таким видам игрушек?
Почему бы мне не внести капельку детской радости и восторга детям своей группы, создавая игрушки своими руками?
Педагог-методист Людмила Викторовна Куцаковаотмечает, что конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления.
СЛАЙДНаблюдая за детьми старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, заметили, что у детей слабо развиты пространственные ориентировки и навыки моделирования объектов при конструировании. Дошкольникам сложно придумать новый способ решения проблемы.
В поисках методов, способствующих развитию данных умений, обратились к созданию подвижных игрушек, любознательность воспитанников утвердило решение о выборе средства – подвижной игрушки.
Так возникла идея реализации метода подвижного конструирования с дошкольниками.
Подвижная игрушка – это игрушка, демонстрирующая законы естествознания в занимательной и необычной форме.
Педагог Флерина Евгения Александровна отнесла такие игрушки к творческой трудовой игрушке. Это полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место - сначала нужно сделать, потом играть.
Светлана Леонидовна Новоселова, доктор психологических наук, на основе проявления инициативы ребенка определяет игры с подвижными игрушками как игры-экспериментирования, возникающие по инициативе детей.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere»,
что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок ивзаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
По мнению Л.А. Парамоновой, детское конструирование – это создание разных конструкций, моделей из строительного материала или деталей конструкторов, также изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового других материалов
Парамонова Лариса Алексеевна выделяет два типа конструирования:
- техническое конструирование. Дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки.
- художественное конструирование. В образах не столько отображается структура, сколько выражается свое отношение к ним, характер через цвет, фактуру, форму.
Как же включить дошкольников в развивающеетехническое конструирование?
Цель: развитие конструктивно-технических навыков дошкольников в конструировании с различными материалами через создание подвижных игрушек.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Для детей:
- создание условий для развития конструктивно-технических умений детей старшего дошкольного возраста, приобщения их к миру технического и изобретательства;
- отбор методов, направленных на развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста при создании подвижных игрушек из бросового материала;
- расширение у дошкольников опыта технического конструирования;
- вовлечение родителей в совместное конструктивное творчество.
Планируемые результаты: представлены на слайде, спроектированы в соответствии с задачами.
- конструируют подвижные модели (игрушки) по схеме, чертежам, словесной инструкции;
- анализируют полученную информацию и применяют ее в практической деятельности;
- проявляют интерес к техническому конструированию;
- владеют навыками работы с инструментами (ножницы, линейка и т.п.);
- умеют работать в парах, малых группах;
- умеют договариваться, приходить к единому мнению;
- родители – активные участники образовательных мероприятий.
Наша совместная деятельность с дошкольниками по изготовлению подвижных игрушек ориентирована на создание конструкций не только из бумаги и картона, но и из подручных бытовых предметов, с которыми ребенок сталкивается каждый день: упаковка, крышки, трубочки, различные обрезки и остатки ткани.Однако вопросы экологии, переработки вторсырья, утилизации мусора в данном случае не являются самоцелью. В большей степени это прием мотивации для творческого решения проблемы, выдвижения новых и полезных идей.
Педагогическая ценность использования бросового материала и создания подвижных игрушек заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Подвижные игрушки полифункциональны в игровом применении, способствуют разнообразию самостоятельных действий ребенка, задают мотивационную основу игры.
В совместной и самостоятельной образовательной деятельности с дошкольниками использую различные формы организации их обучения техническому конструированию:
- конструирование по образцу, предложенное Ларисой Алексеевной Парамоновой.Конструирование воспроизводится на примере образца и способа изготовления.
Такую форму конструирования, как правило, использую только на первых этапах конструирования. Так как конструирование по образцу носит подражательный характер, но обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
- Далее способ конструирования усложняю, предлагая детям конструирование по модели, которое описалАлександр Романович Лурия.
На данном этапе усложняю задачу тем, что не даю дошкольникам способа ее решения. Организуя конструирование, показываю модель, но не показываю, как она устроена изнутри, и дети предлагают варианты решений. Использование метода «мозговой штурм» при решении задач способствует развитию у дошкольников воображения, операций анализа и синтеза, они учатся аргументировать почему они так считают».
- Эффективная, на наш взгляд форма обучения техническому творческому конструированию, это конструирование по условиям, предложенное Николаем Николаевичем Поддъяковым. При организации такого конструирования, не даем детям способов решения проблемы. Только озвучиваем проблему и условия. Дошкольники, решая проблему, учатся анализировать условия и на основе этого планировать свою практическую деятельность. Дети достаточно легко усваивают зависимость конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут уже сами создавать интересные замыслы и воплощать их.
- Для планирования деятельности использую конструирование по простейшим чертежам и схемам. (Валентина ВасильевнаХолмовская).
После анализа объекта или явления мы с дошкольниками рисуем схему нашей модели: ее форму, внутренние части, пространственное расположение частей и т.д. после изображения начинаем изготовление.
Основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию цели и задач,являются:
- совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;
- обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- предоставление детям разнообразных бросовых материалов (пластиковых, деревянных, металлических) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению;
- взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Для работы с дошкольниками в группе были созданы необходимые условия: мини-мастерская «Самоделкин», где дети делают первые шаги на пути овладения техническим конструированием.Бросовый материал в мастерской, дает дошкольникам чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
В результате реализации практики мы определили ряд способов работы с бросовым материалом:
1. соединение готовых форм без их изменения, добавление небольших деталей;
2. частичное изменение готовых форм (например, надрезать ножницами или удалить какую-нибудь часть материала);
3. монтажно-сборочные операции: изготовление и присоединение подвижных частей.
Таким образом, в результате создания подвижных игрушек через техническое конструирование дошкольники вовлечены в разные виды активности: в исследовательской деятельности дети выявляют взаимосвязи;техническое творчество связано с изучением объектов, материалов, инструментов, технических приемов; игровая все игрушки, изготовленные детьми используются в свободной игровой деятельности; развивается коммуникативная сфера, формируются навыки коллективной работы, дети учатся договариваться, правильно задавать вопросы, отстаивать точку зрения; в проектной деятельности у детей развивается воображение, творческое мышление, развиваются познавательные интересы.
В настоящее время в группах детского сада достаточно детей со статусом «Ограниченные возможности здоровья». При выборе способов и приемов работы с детьми, мы учитываем статус воспитанников. Например, если это ребенок с пониженным зрением, используем более крупные детали, пошаговую инструкцию при изготовлении игрушки; для ребенка с задержкой психического развития использую одноступенчатую инструкцию, повторное объяснение, лаконичный демонстрационный материал; для детей с ТНР использую прием словесного повтора.
В результате реализации практики было отмечено, что дети научились с помощью различных инструментов обрабатывать и соединять детали из различных материалов, что содействовало развитию воображения, технических навыков. Работа с разного рода материалами расширила круг знаний детей об окружающем мире. Дошкольники уяснили, что можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают, и дело не в богатстве или в бедности, дело в бережном к ним отношении. Самое важное – дети научились преодолевать трудности и переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда.
С целью повышения интереса дошкольников к научно-техническому творчеству организую детские мастер-классы, конкурсы, соревнования. На мастер-классах дети-мастера демонстрируют свои результаты работы, обмениваются знаниями. Периодически каждый воспитанник становится мастером для проведения детского мастер-класса.
Для популяризации опыта среди коллег, с целью активизации творческой деятельности педагогов в процессе работы по изготовлениюизделий из бросового материала, организую консультации на тему «Бросовый материал», мастер-классы.
Родители воспитанников были первыми помощниками в организации и создании среды для развития у детей любознательности, познавательных интересов, конструктивных умений. Именно при их активной помощи постоянно пополняется запас бросовых материалов в мини-мастерской «Самоделкин». Родители с таким же неподдельным детским интересом участвуют в мастер-классах. Порой даже приходят с новыми идеями для творчества.На мастер-классах «Сделайте вместе с ребенком», «Удивительное рядом», «Изготовление подвижных игрушек из бросового материала родители овладели навыками по изготовлению поделок, их назначению и роли в жизни ребенка.
Таким образом, наличие высокотехнологичных игрушек, таких как роботы, Legoсовершенно не исключает необходимости развития смекалки, создания лаконичных (простых, недорогих) моделей. Именно в создании таких моделей у ребенка появляется шанс открытия нового качества, улучшения модели, оригинального дизайнерского решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.
Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"
Педагогический опыт на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"...

Презентация мастер-класса "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста"
Презентация мастер-класса по работе с семьей воспитанников. Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста....

” Дымковская глиняная игрушка” – как средство воспитания дошкольников старшего возраста”
rdquo; Дымковская глиняная игрушка” – как средство воспитания дошкольников старшего возраста”Содержание: 1. Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикл...

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"
В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны
Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...
