Программа по дополнительному образованию для младшей группы «Калейдоскоп камешек Марблс»
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Светлана Геннадьевна Николенко

Программа по дополнительному образованию

 для младшей группы

«Калейдоскоп камешек Марблс»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_marbls.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Утвержден

 на педагогическом совете

 МДОУ Турунаевский

детский сад «Росинка»

от «__» «______» 2022г.

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

«__» «__________» 2022 год

____М.М. Сумкина


 Программа по дополнительному образованию

 для младшей группы

«Калейдоскоп камешек Марблс»

на 2022-2023 учебный  год

Воспитатель

 1 квалификационной категории

Николенко С.Г.

с.Турунтаево 2022

Пояснительная записка

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию. Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.

Цель программы: 

Активизировать и развивать внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение воспитанников. Повышать речевую активность детей.  Направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов  психического и психологического прогресса у детей с отставанием в развитии.

Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

 2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

 3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

5. Развитие пространственных представлений

 6. Развитие связной речи

7. Формирование математических представлений и понятий

8. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

9. Развитие фантазии ребёнка

Предполагаемый результат: развить тактильные восприятия, мелкую моторику рук, мышление, речь; догнать своих сверстников детям с задержкой в развитии.

Кружок «Калейдоскоп камушек Марблс» работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно). Возраст детей от 3 до 4 лет.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка игр, материалов к играм- карточки с заданиями, шаблоны для выкладывания, камушки марблс.
  2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Годовое календарно-тематическое планирование игровых занятий по кружковой работе.

Заключительный этап:

Диагностика развития детей в младшей группе на окончание учебного года 2022-2023г. Подведение итогов работы кружка.

Форма обучения: индивидуально-групповая

Методы и приемы: 1.Метод игры (обучающие игры, пальчиковые игры, дидактические), 2.Наглядность (картинки, карточки с заданиями, персонажи-игрушки), 3.Практический (рисунки, лепка), 4.Словесный (стихотворения, сказки, песни).          

Учебно-тематический план

Сентябрь

  • Сортировка камешков, «Покорми меня»
  • Найди предмет (игрушку)
  • Чудесный мешочек

Октябрь

  • Большой – маленький
  • Один – много
  • Разноцветная дорожка
  • Выкладывание геометрических фигур по шаблону

Ноябрь

  • Совмещение игры с лепкой (2 занятия)
  • Шаблоны для выкладывания (2 занятия)

Декабрь

  • Карточки с заданиями:  «Выложи дорожку к домику из камешков», «Продолжи ряд»
  • «Выложи зайке узкий мостик, а ежику- широкий», «Закрой все изображения камешками соответствующего цвета»
  • «Собери из камешков гусениц (разного цвета)»
  • «Новогодняя елочка», «Гирлянда»

Январь

  • «Заполни фигуры камешками разного цвета»
  • «Повтори и продолжи ряды из камешков»,«Повтори картинку из камешков»
  • «Продолжи ряд»

Февраль

  • Сюжетные шаблоны для выкладывания: «Кто на ферме живет?»
  • «Сказка»
  • «Животные леса»
  • «Улица», «Зима»

Март

  • «Весна в лесу», «Весенний ветерок»
  • Камешки и лепка: «Подарок для мамы»
  • «Цветочек», «Гуля, гуля-голубок», «Ручеек»
  • «Листочки», «Птицы», «Скворечник», «Солнышко»

Апрель

  • Карточки с заданиями: «Ракета», «Звезды и небо»
  • «Цветы», «Весна»
  • Сюжетные шаблоны для выкладывания: «Разноцветные дорожки»
  • «Пуговицы»

Май

  • Выкладывание «картин»  из камушков по замыслу детей
  • Закрепление пройденного материала, подведение итогов работы

 


Календарно-тематическое планирование

дата

тема

содержание

материал

1

15.09.2022

Знакомство с камешками Марблс

«Сортировка камешков»

В просторную емкость насыпате разноцветные стекляшки, сортировать камешки в коробку-сортер по цветам; развивать умения различать цвета

«Покорми меня» Расставить фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложить детям покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение»

Камешки марблс, коробка-сортер для каждого ребенка

Куклы, тарелка, ложка, камешки марблс, для каждого ребенка

2

22.09.2022

Знакомство с камешками Марблс

Найди предмет (игрушку)

Среди камешков марблс нужно найти предмет (игрушку), назвать (описать) ее

Коробка с камешками марблс и мелкими игрушками (зайка, морковка, мячик, кубик итп)

3

29.09.2022

Знакомство с камешками Марблс

«Чудесный мешочек»

Запуская руку в мешочек наощупь определить и достать камешек марблс,

формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь

Мешочек в насыпанными камешками марблс и другие предметы

4

06.10.2022

«Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур

«Один-много»

покормим птичек зернышками: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а сколько этой-много»  

Камешки марблс, различного размера, вырезанные шаблоны птиц, для каждого ребенка

5

13.10.2022

«Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур

«Большой-маленький»

Сортировать камешки по размеру в несколько стаканчиков;

«Тучка и капельки»

Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

Камешки марблс, различного размера

6

20.10.2022

«Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур

«Разноцветная дорожка»

взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки

Стеклянные камешки

7

27.10.2022

«Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур

Выкладывание геометрических фигур по шаблону

Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которую нанесен рисунок геометрической фигуры

стеклянные камешки, шаблоны с геометрическими фигурами

8

03.11.2022

«Мозаика Марблс и лепка» + шаблоны для выкладывания

«Корзинка с фруктами»-    вдавливание в пластилин (или эластичный песок)стеклянных шариков по шаблону

Камешки марблс и шаблон с нанесенной пластилином корзинкой

9

10.11.2022

«Мозаика Марблс и лепка» + шаблоны для выкладывания

«Овощи»-  вдавливание в пластилин (или эластичный песок)стеклянных шариков по шаблону

Камешки марблс и шаблоны с нанесенными пластилином овощами (морковь, огурец, помидор, капуста и др.)

10

17.11.2022

 Шаблоны для выкладывания

«Овощи, фрукты»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

11

24.11.2022

 Шаблоны для выкладывания

«Бусы», «Паутина- паук»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

12

01.12.2022

Карточки с заданиями

Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок и задано задание

Например: ««Выложи дорожку к домику из камешков», «Продолжи ряд»,

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

13

08.12.2022

Карточки с заданиями

«Выложи зайке узкий мостик, а ежику- широкий»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

14

15.12.2002

Карточки с заданиями

«Закрой все изображения камешками соответствующего цвета»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

15

22.12.2022

Карточки с заданиями

«Собери из камешков гусениц (разного цвета)»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

16

29.12.2022

Карточки с заданиями

«Новогодняя елочка» «Гирлянда», «Бусы на елочку»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

17

12.01.2023

«Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания

«Заполни фигуры камешками разного цвета»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

18

19.01.2023

«Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания

«Повтори и продолжи ряды из камешков», «Повтори картинку из камешков»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

19

26.01.2023

«Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания

«Продолжи ряд»

Стеклянные камешки и карточки с заданиями

20

02.02.2023

Сюжетные шаблоны для выкладывания

«Кто на ферме живет?»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

21

09.02.2023

Сюжетные шаблоны для выкладывания

«Сказка»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

22

16.02.2023

Сюжетные шаблоны для выкладывания

«Животные леса»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

23

23.02.2023

Сюжетные шаблоны для выкладывания

«Улица», «Зима»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

24

02.03.2023

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

«Весна в лесу», «Весенний ветерок»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

25

09.03.2023

Подарок для мамы

Подарок для мамы

Камешки марблс и пластилин (песок)

26

16.03.2023

«Цветочек», «Гуля, гуля-голубок», «Ручеек»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

27

23.03.2023

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

«Листочки», «Птицы»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

28

29.03.2023

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

«Скворечник», «Солнышко»

Камешки марблс и шаблоны для выкладывания

29

06.04.2023

«Карточки с заданиями»,

«Сюжетные шаблоны для выкладывания»

«Ракета», «Звезды и небо»

Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями

30

13.04.2023

«Карточки с заданиями»,

«Сюжетные шаблоны для выкладывания»

«Цветы», «Весна»

Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями

31

20.04.2023

«Карточки с заданиями»,

«Сюжетные шаблоны для выкладывания»

«Разноцветные дорожки»

Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями

32

27.04.2023

«Карточки с заданиями»,

«Сюжетные шаблоны для выкладывания»

«Пуговицы»

Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями

33

11.05.2023

«Моя фантазия»

Выкладывание «картин»  из камушков по замыслу детей»

Камешки марблс

34

18.05.2023

Закрепление пройденного материала, подведение итогов работы

Выкладывание «картин»  из камушков по замыслу детей»

Камешки марблс

Итого: 34 занятия, 8,5 часов

  Список литературы

1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.-О.А.Зажигина.-СПб.: «Издательство детство-пресс», 2021

2.  Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986г.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973г.

4. Осорина М.В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011г.

 5. Интернет источники:  Социальная сеть работников образования nsportal.ru;  дошколенок.ру;  maam.ru; Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование камешек Марблс в практике логопеда».

Это практический материал для педагогов ДОУ. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, и...

Педагогический проект в младшей группе "Калейдоскоп профессий"

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает в...

Конспект занятия Во второй младшей группе «Калейдоскоп сказок С.Я. Маршака»

Конспект занятияВо второй младшей группе«Калейдоскоп сказок С.Я. Маршака»...

Конспект занятия Во второй младшей группе «Калейдоскоп сказок С.Я. Маршака»

Конспект занятия Во второй младшей группе «Калейдоскоп сказок С.Я. Маршака»...

Сценарий развлечения в младшей группе "Калейдоскоп подвижных игр"

Данный материал содержит интересное развлечение с применением подвижных игр с детьми младшего возраста....

Планирование игровой деятельности использованием камешек Марблс для детей II младшей группы

Морские камешки — интересный, доступный, природный материал для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Дети очень любят собирать различные кам...