с.Турунтаево 2022
Пояснительная записка
Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности. Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию. Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.
Цель программы: Активизировать и развивать внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение воспитанников. Повышать речевую активность детей. Направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов психического и психологического прогресса у детей с отставанием в развитии. Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. 2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки. 3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук 4. Развитие тактильных ощущений 5. Развитие пространственных представлений 6. Развитие связной речи 7. Формирование математических представлений и понятий 8. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления 9. Развитие фантазии ребёнка Предполагаемый результат: развить тактильные восприятия, мелкую моторику рук, мышление, речь; догнать своих сверстников детям с задержкой в развитии.
Кружок «Калейдоскоп камушек Марблс» работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно). Возраст детей от 3 до 4 лет.
Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Подготовительный этап: - Подготовка игр, материалов к играм- карточки с заданиями, шаблоны для выкладывания, камушки марблс.
- Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап: Годовое календарно-тематическое планирование игровых занятий по кружковой работе. Заключительный этап: Диагностика развития детей в младшей группе на окончание учебного года 2022-2023г. Подведение итогов работы кружка.
Форма обучения: индивидуально-групповая Методы и приемы: 1.Метод игры (обучающие игры, пальчиковые игры, дидактические), 2.Наглядность (картинки, карточки с заданиями, персонажи-игрушки), 3.Практический (рисунки, лепка), 4.Словесный (стихотворения, сказки, песни).
Учебно-тематический план Сентябрь - Сортировка камешков, «Покорми меня»
- Найди предмет (игрушку)
- Чудесный мешочек
Октябрь - Большой – маленький
- Один – много
- Разноцветная дорожка
- Выкладывание геометрических фигур по шаблону
Ноябрь
- Совмещение игры с лепкой (2 занятия)
- Шаблоны для выкладывания (2 занятия)
Декабрь
- Карточки с заданиями: «Выложи дорожку к домику из камешков», «Продолжи ряд»
- «Выложи зайке узкий мостик, а ежику- широкий», «Закрой все изображения камешками соответствующего цвета»
- «Собери из камешков гусениц (разного цвета)»
- «Новогодняя елочка», «Гирлянда»
Январь
- «Заполни фигуры камешками разного цвета»
- «Повтори и продолжи ряды из камешков»,«Повтори картинку из камешков»
- «Продолжи ряд»
Февраль
- Сюжетные шаблоны для выкладывания: «Кто на ферме живет?»
- «Сказка»
- «Животные леса»
- «Улица», «Зима»
Март
- «Весна в лесу», «Весенний ветерок»
- Камешки и лепка: «Подарок для мамы»
- «Цветочек», «Гуля, гуля-голубок», «Ручеек»
- «Листочки», «Птицы», «Скворечник», «Солнышко»
Апрель - Карточки с заданиями: «Ракета», «Звезды и небо»
- «Цветы», «Весна»
- Сюжетные шаблоны для выкладывания: «Разноцветные дорожки»
- «Пуговицы»
Май
- Выкладывание «картин» из камушков по замыслу детей
- Закрепление пройденного материала, подведение итогов работы
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | тема | содержание | материал | 1 | 15.09.2022 | Знакомство с камешками Марблс | «Сортировка камешков» В просторную емкость насыпате разноцветные стекляшки, сортировать камешки в коробку-сортер по цветам; развивать умения различать цвета
«Покорми меня» Расставить фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложить детям покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение» | Камешки марблс, коробка-сортер для каждого ребенка
Куклы, тарелка, ложка, камешки марблс, для каждого ребенка | 2 | 22.09.2022 | Знакомство с камешками Марблс | Найди предмет (игрушку) Среди камешков марблс нужно найти предмет (игрушку), назвать (описать) ее
| Коробка с камешками марблс и мелкими игрушками (зайка, морковка, мячик, кубик итп) | 3 | 29.09.2022 | Знакомство с камешками Марблс | «Чудесный мешочек» Запуская руку в мешочек наощупь определить и достать камешек марблс, формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь | Мешочек в насыпанными камешками марблс и другие предметы | 4 | 06.10.2022 | «Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур | «Один-много» покормим птичек зернышками: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а сколько этой-много» | Камешки марблс, различного размера, вырезанные шаблоны птиц, для каждого ребенка | 5 | 13.10.2022 | «Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур | «Большой-маленький» Сортировать камешки по размеру в несколько стаканчиков; «Тучка и капельки» Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. | Камешки марблс, различного размера | 6 | 20.10.2022 | «Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур | «Разноцветная дорожка» взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки | Стеклянные камешки | 7 | 27.10.2022 | «Один-много», «большой-маленький», выкладывание геометрических фигур | Выкладывание геометрических фигур по шаблону Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которую нанесен рисунок геометрической фигуры | стеклянные камешки, шаблоны с геометрическими фигурами | 8 | 03.11.2022 | «Мозаика Марблс и лепка» + шаблоны для выкладывания | «Корзинка с фруктами»- вдавливание в пластилин (или эластичный песок)стеклянных шариков по шаблону | Камешки марблс и шаблон с нанесенной пластилином корзинкой | 9 | 10.11.2022 | «Мозаика Марблс и лепка» + шаблоны для выкладывания | «Овощи»- вдавливание в пластилин (или эластичный песок)стеклянных шариков по шаблону | Камешки марблс и шаблоны с нанесенными пластилином овощами (морковь, огурец, помидор, капуста и др.) | 10 | 17.11.2022 | Шаблоны для выкладывания | «Овощи, фрукты» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 11 | 24.11.2022 | Шаблоны для выкладывания | «Бусы», «Паутина- паук» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 12 | 01.12.2022 | Карточки с заданиями | Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок и задано задание Например: ««Выложи дорожку к домику из камешков», «Продолжи ряд»,
| Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 13 | 08.12.2022 | Карточки с заданиями | «Выложи зайке узкий мостик, а ежику- широкий» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 14 | 15.12.2002 | Карточки с заданиями | «Закрой все изображения камешками соответствующего цвета» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 15 | 22.12.2022 | Карточки с заданиями | «Собери из камешков гусениц (разного цвета)» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 16 | 29.12.2022 | Карточки с заданиями | «Новогодняя елочка» «Гирлянда», «Бусы на елочку»
| Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 17 | 12.01.2023 | «Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания | «Заполни фигуры камешками разного цвета» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 18 | 19.01.2023 | «Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания | «Повтори и продолжи ряды из камешков», «Повтори картинку из камешков» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 19 | 26.01.2023 | «Блестящая математика» + шаблоны для выкладывания | «Продолжи ряд» | Стеклянные камешки и карточки с заданиями | 20 | 02.02.2023 | Сюжетные шаблоны для выкладывания | «Кто на ферме живет?» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 21 | 09.02.2023 | Сюжетные шаблоны для выкладывания | «Сказка» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 22 | 16.02.2023 | Сюжетные шаблоны для выкладывания | «Животные леса» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 23 | 23.02.2023 | Сюжетные шаблоны для выкладывания | «Улица», «Зима» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 24 | 02.03.2023 | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | «Весна в лесу», «Весенний ветерок» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 25 | 09.03.2023 | Подарок для мамы | Подарок для мамы | Камешки марблс и пластилин (песок) | 26 | 16.03.2023 |
| «Цветочек», «Гуля, гуля-голубок», «Ручеек»
| Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 27 | 23.03.2023 | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | «Листочки», «Птицы» | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 28 | 29.03.2023 | Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | «Скворечник», «Солнышко»
| Камешки марблс и шаблоны для выкладывания | 29 | 06.04.2023 | «Карточки с заданиями», «Сюжетные шаблоны для выкладывания»
| «Ракета», «Звезды и небо»
| Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями | 30 | 13.04.2023 | «Карточки с заданиями», «Сюжетные шаблоны для выкладывания»
| «Цветы», «Весна» | Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями | 31 | 20.04.2023 | «Карточки с заданиями», «Сюжетные шаблоны для выкладывания»
| «Разноцветные дорожки» | Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями | 32 | 27.04.2023 | «Карточки с заданиями», «Сюжетные шаблоны для выкладывания»
| «Пуговицы» | Камешки марблс, сюжетные шаблоны, карточки с заданиями | 33 | 11.05.2023 | «Моя фантазия»
| Выкладывание «картин» из камушков по замыслу детей» | Камешки марблс | 34 | 18.05.2023 | Закрепление пройденного материала, подведение итогов работы
| Выкладывание «картин» из камушков по замыслу детей» | Камешки марблс |
Итого: 34 занятия, 8,5 часов
Список литературы 1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.-О.А.Зажигина.-СПб.: «Издательство детство-пресс», 2021 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986г. 3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973г. 4. Осорина М.В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011г. 5. Интернет источники: ∙ Социальная сеть работников образования nsportal.ru; ∙ дошколенок.ру; ∙ maam.ru; Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp
|
|