Консультация для педагогов "Игровой массаж, самомассаж как средство оздоровления детей"
материал

Светлана Геннадьевна Николенко

Консультация для педагогов "Игровой массаж, самомассаж как средство оздоровления детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyaigrovoy_masazh.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой массаж, самомассаж как средство оздоровления детей

Подготовила: Николенко С.Г.

Организация: МДОУ Турунтаевский детский сад Росинка

 

Здоровье складывается из мелочей.

Из здоровых привычек: с удовольствием ложиться спать и бодро просыпаться, зарядки, готовности мыть руки и умываться с удовольствием, тщательного пережёвывания пищи и полоскания рта после еды.

Из ритуалов здоровья: режима дня, завтраков и обедов, уборки помещения.

Здоровье складывается из умения оценить своё самочувствие, из особых форм внушения («Я могу! Я хочу стать сильнее!»), из внимания к образу здорового человека и стремления быть таким.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

В целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни нужно внедрять в практику физкультурно - оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж.

Сл2 Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

 Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины, ушей, шеи.

Сл3 Что можно использовать для массажа:

  • природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
  • зубные щетки и щетки для волос
  • массажные мячики
  • прищепки
  • шестигранные карандаши

Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз, часов здоровья и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Сл4При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:

  1. Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
  2. Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
  3. Разминание - основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
  4. Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.

С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:

  • ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
  • после сна в игровой форме «Поиграем с ножками»;
  • катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч.)

Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения для рук и пальцев рук:

  • упражнения в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
  • многочисленные пальчиковые гимнастики;
  • упражнения рук и пальцев рук с помощью специальных массажных мячей;

С целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины:

  • игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
  • упражнения с гимнастическими палками;
  • упражнения при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
  • упражнения с мячом.

 

Сл5Для создания позитивного отношения к упражнениям в своей работе используем музыкальное сопровождение в виде песен («Рельсы-рельсы», «Мячик», «Лошадка» и др.), которые создают дошкольникам весёлое общение, снимали мышечное напряжение.

Сл6Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игрового самомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую моторику.

Игровой самомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой самомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.

Игровой самомассаж используются как в регламентированных видах деятельности (занятия, утренняя гимнастика, прогулка), так и в не регламентированных (динамические паузы, гимнастика после сна, час здоровья).

Сл7Используются методы обучения дошкольников игровому самомассажу:

  • словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
  • наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
  • практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
  • игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.

 

Сл8«Игровой массаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

 

Примеры игрового массажа для детей

1.ЛАДОШКА

Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке)

Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
(указательным пальцем «нарисовать» солнышко и т.п.)

Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(переступать пальцами рук)
2. ДУБ

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нем и сухо и тепло.
(сунуть руку за шиворот или подмышку)

3. МЯЧИК

Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто-часто, низко-низко, от руки к земле так близко!

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок!
Скок и скок и стук и стук, не уйдешь от наших рук!
(легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке)
 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2003-37с.
  2. Аслани М. Массаж.- Изд.: Кристина, 2007-77с.
  3. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.
  4. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 1974.
  5. Васичкин В.И. Справочник по массажу.- Изд.:Медицина, 1991-176с.
  6. Вейцман В.В Детский массаж .- М.: Наука, 2001-152с.
  7. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
  8. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.–М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Дыхательная гимнастика - эффективное средство оздоровления детей"

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп­ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим призна­кам - состояние организма....

Презентация "Массаж мячиками-ежиками как средство оздоровления детей."

Презентация на тему "Массаж мячиками-ежиками."...

Точечный массаж, как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ

Точечный массаж,  разработанный  профессором А.А. Уманской, является простым, эффективным и не имеющим противопоказаний методом повышения сопротивляемости орга...

Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ.

В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях продолжает оставаться актуальной. Объясняется это, прежде всего ...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста» (для педагогов ДО)

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"

В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....

презентация «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

презентация логопеда  здоровьесберегающих технологий в ДОУ  "Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста"...