Проект "Воздух - невидимка"
проект

Юрченко Татьяна Владимировна

Организация детской проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_vozduh.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Организация детской проектной деятельности

Название проекта: «ВОЗДУХ- НЕВИДИМКА»

Образовательная область: познавательное, речевое развитие.

Выполнила: Юрченко Т.В.

Воспитатель МАДОУ

«Д\с №9 «Калинка»

г.Назарово

2023г.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогом.

Первая неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

беседа

«Воздух»

«Как человек использует воздух»

Опытно – экспериментальная деятельность

«Как можно увидеть воздух»

«Почувствуй воздух»

«Вертушка»

«Воздух невидимка»

«Пенный замок

ННОД по речевой деятельности , рисование

«Где прячется воздух»

«Весеннее дерево»

(кляксография)

Прогулка

Наблюдение за ветром

Наблюдение «Ветер ветерок»

Чтение, срд, хороводные

речевые игры

 

Загадки про воздух «Что это такое»

Познавательная сказка «Добрый воздух»

«Сказка про Дракона и ветер»

Экологическая сказка «Как воздух заболел»

сказка «Как медвежонок ловил воздух»

Игра-эксперимент

«Ветер по морю гуляет»

Просмотр мультфильма

«Зачем воздух нужен»

«Воздух везде»

Дыхательная гимнастика

Надуй воздушный шар»

«Насос»

«Подуй как ветерок»

Видео презентация  

«Воздух»

Дидактические игры

Д/и по озн.с окр

«Вода, земля, воздух»

Д/и по ИЗО

«На что похожи облака»

Художественно-творческая деятельность

Рисование ННОД (кляксография)

СИД (конструирование из бумаги) "Вертушка"

СИД (аппликация) "Воздушные шары"

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогом.

Вторая неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

беседа

«Какой бывает воздух?»

«Кому нужен воздух?»

Опытно – экспериментальная деятельность

«Воздух и его свойства»

«Чем пахнет воздух?»

«Рисуем цветной пеной»

«Сколько весит воздух»

«Звуки воздуха»

ННОД  Родной край, рисование

«Занимательные  опыты с воздухом»

«Птички в гнездах» (кляксография)

Прогулка

Наблюдение за облаками

Наблюдение за полетом птиц

Чтение

Е.Нефедова «Про воздух»

«Загадки про воздух»

«Стихи про воздух»

«Солнце воздух и вода»

Просмотр мультфильма

«Сказка про воздух»

«Фиксики про воздух»

Логоритмика

«Мы очень любим тебя воздух»

«Воздушный шар»

 н.п.и., лото

Н.п.и.

«Летает, не летает»

Лото «четвертый лишний»

«Воздушный футбол»

Художественно-творческая деятельность

Изготовление игры «Воздушный футбол»

Проект

Название проекта: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»

Тема проекта: «Развитие у детей речевой активности в процессе исследовательской деятельности»        

Проблемное поле проекта:

На сегодняшний день в связи с реализацией ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности дошкольников получила новый толчок в развитии. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ. Один из целевых ориентиров гласит, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» (ФГОС ДО, п.4.6.).

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, в том числе ребенок  с ОВЗ, тем быстрее развивается его речевой словарь и процесс формирования умения использовать его в конкретных условиях общения.

Дети очень любят экспериментировать.  Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск.  Которые помогут обучить детей с ОВЗ не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

Организуя исследовательскую деятельность детей с ОВЗ,  нельзя  давать готовых образцов, решений. Исследовательская практика детей должна состоять из преодолимых препятствий, что развивает интерес к поиску.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

 У детей с ОВЗ наблюдается другая картина. Несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют овладение связной речью. Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Педагогические методы и приемы:

Традиционные:

-наглядный (наблюдение, рассматривание иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)

-словесный ( чтение худ. литературы, беседы, использование фольклорных материалов )

-практический (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры,  настольно-печатные игры)

Инновационные методы:

Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений)

Мнемотехника  (фиксирование и запоминание результатов эксперимента)

Цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи: 

 Образовательные:

  • Расширить знания детей о воздухе и его свойствах;
  • Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов;
  • Побуждать детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, наблюдательность;
  • Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
  • Расширять словарный запас детей;
  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в ходе реализации проекта;
  • Развивать грамматически правильную, связную речь;
  • Развивать речь посредством сравнений и обобщений.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;
  • Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные качества

  • проявляет устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
  • способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации;
  • проявляет чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • проявляет навыки сотрудничества.

Интеллектуальные качества

  • способен обобщать, сравнивать получные результаты;
  • способен действовать по образцу в процессе проведения опытов;

Физические качества

  • проявляет  ручную ловкость в процессе проведения опытов, движения точные и скоординированные;
  • артикулирует звуки соответственно возрасту;
  • способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

1.Родители

  •  Провести  индивидуальные консультации для родителей о проекте и его реализации.
  • Заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие об экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.
  • Родители приносят необходимый инвентарь и материалы.

2. Дети (творческая деятельность)

  • Беседы, рассматривание иллюстрации, чтение художественной литературы, просматривание презентаций и мультфильмов, создание аппликации, рисунков, поделок.

Ключевые моменты проекта:

 Формы работы по введению участников проекта в тему: подбор методической литературы, подбор материалов и оборудования для проведения экспериментов и опытов, дидактические игры, иллюстрационный материал, художественную литературу по теме.

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта.

Педагог – координация деятельности всех участников проекта;

  • провести опыты и эксперименты,
  • организация ННОД: разработать  конспекты занятий, подобрать  практический материал по всем видам детской деятельности.

Дети – участие в проведении опытов и экспериментов.

Родители – сбор необходимого оборудования и материала для экспериментирования.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Чудеса с воздухом»

Цель: привлечь внимание детей к экспериментированию, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать,  делать выводы.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • оформление результата проекта в виде презентации;
  • создание уголка экспериментирования «Юный исследователь» в центре активности «Солнышко»;
  • изготовление альбома с иллюстрациями: «Юный исследователь»

Вид проекта познавательно-речевой

Состав участников: дети средней  группы «Светлячок», педагоги, помощник воспитателя, родители.

Интеграция образовательных областей:

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие

Рисование ННОД (кляксография)

"Художник - воздух"

Птички в гнездах"

СИД (конструирование из бумаги)" Вертушка"

"Воздушный футбол"

СИД (аппликация) "Воздушные шары"

Познакомить с нетрадиционной техникой рисовании –воздухом (выдувание из трубочки)

Упражнять детей в умении делать вертушку из бумаги, по образцу.

Развивать умение вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета.

2

Речевое развитие

Беседа «Воздух»,

"Как человек использует воздух", "Какой бывает воздух?", "Кому нужен водух?"

ННОД «Где прячется воздух»

Загадки про воздух «Что такое воздух»

Познавательные сказки:

«Добрый воздух», «Дракон и ветер», «Как медвежонок ловил воздух»

Экологическая сказка «Как воздух заболел», Е.Нефедова "Про воздух", "Солнце, воздух и вода"

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами.

Расширить словарный запас детей, развивать познавательную деятельность, расширять знания о воздухе.

Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к чтению, расширять словарный запас.

3

Познавательное

развитие

Видео презентация «Воздух»

 

Наблюдения на прогулке

«Наблюдение за ветром», «Ветер ветерок», Наблюдение за движением облаков, за полетом птиц

ОЭД «Как можно увидеть воздух», «Почувствуй воздух», «Вертушка», «Воздух невидимка», «Пенный замок»,"Воздух и его свойства", "Чем пахнет воздух",  "Рисуем цветной пеной", "Сколько весит воздух", "Звуки воздуха"

Игра-эксперимент «Ветер по морю гуляет»

ННОД Родной край "Занимательные опыты с воздухом"

Формировать представление детей о воздухе и его свойствах.

Повторить понятие «ветер», раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой, ролью ветра в жизни человека.

Формировать представление о свойствах воздуха, учить определять направление ветра, роль в жизни человека.

Учить обнаруживать воздух.

 

Расширять знания о воздухе

4

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр мультфильма «Зачем нужен воздух», «Воздух», "Сказка про воздух", "Фиксики про воздух"

Познакомить со свойствами воздуха.

5.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Подуй как ветерок»

«Насос»,Надуй шарик»

Логоритмика : "Мы тебя любим воздух", "Воздушный шар"

Развитие речевого дыхания

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.

  • изучение  литературы по теме проекта, интернет сайты.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • центр активности «Солнышко»: одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля, вееры, вертушки, воздушные шарики, пакеты; картотека экспериментов.
  • центр активности «Говорунок»: рукописная».

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: апрель  (с 5 по 16 апреля)

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор методической литературы, подбор наглядного материала, работа с родителями по теме проекта.

9-22.03

2

Аналитический

Изучение знаний родителей и детей по данному направлению.

10-11.03

3

Практический

Работа детей, педагогов, при изготовлении атрибутов. Обеспечение необходимым материалом для проведения ОЭД

5-16.04

4

Контрольный

Опрос родителей о проведенном мероприятии.

16.04

Организационные  формы работы над проектом

Формы работы

Название- темы

Сроки

1

Беседы

"Воздух", "Как человек использует воздух?", "Какой бывает воздух?", "Кому нужен воздух ?"

5-16.04

2

Организованное наблюдение

Наблюдение за ветром, "Ветер ветерок", Наблюдение за движением облаков, за полетом птиц

5-14.04

3

Экспериментирование

ОЭД :"Как можно увидеть воздух", "Почувствуй воздух", "Вертушка", "Воздух невидимка", "Пенный замок",

5-16.04

4

Самостоятельная деятельность детей

"Вертушка", "Воздушные шары"

5-16.04

5

Взаимодействие с родителями

"Эксперименты для детей в домашних условиях"

"Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?»                                    

5-16.04

 Форма итогового мероприятия: развлечение « Чудеса с воздухом»

Список литературы:

  1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
  3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
  4. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  6. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
  7.  Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. / составитель Н.В. Нищева – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....