Проект "Воздух - невидимка"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Организация детской проектной деятельности
Название проекта: «ВОЗДУХ- НЕВИДИМКА»
Образовательная область: познавательное, речевое развитие.
Выполнила: Юрченко Т.В.
Воспитатель МАДОУ
«Д\с №9 «Калинка»
г.Назарово
2023г.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогом. | Первая неделя | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
беседа | «Воздух» | «Как человек использует воздух» | |||
Опытно – экспериментальная деятельность | «Как можно увидеть воздух» | «Почувствуй воздух» | «Вертушка» | «Воздух невидимка» | «Пенный замок |
ННОД по речевой деятельности , рисование | «Где прячется воздух» | «Весеннее дерево» (кляксография) | |||
Прогулка | Наблюдение за ветром | Наблюдение «Ветер ветерок» | |||
Чтение, срд, хороводные речевые игры |
Загадки про воздух «Что это такое» | Познавательная сказка «Добрый воздух» | «Сказка про Дракона и ветер» | Экологическая сказка «Как воздух заболел» | сказка «Как медвежонок ловил воздух» |
Игра-эксперимент | «Ветер по морю гуляет» | ||||
Просмотр мультфильма | «Зачем воздух нужен» | «Воздух везде» | |||
Дыхательная гимнастика | Надуй воздушный шар» | «Насос» | «Подуй как ветерок» | ||
Видео презентация | «Воздух» | ||||
Дидактические игры | Д/и по озн.с окр «Вода, земля, воздух» | Д/и по ИЗО «На что похожи облака» | |||
Художественно-творческая деятельность | Рисование ННОД (кляксография) | СИД (конструирование из бумаги) "Вертушка" | СИД (аппликация) "Воздушные шары" | ||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогом. | Вторая неделя | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
беседа | «Какой бывает воздух?» | «Кому нужен воздух?» | |||
Опытно – экспериментальная деятельность | «Воздух и его свойства» | «Чем пахнет воздух?» | «Рисуем цветной пеной» | «Сколько весит воздух» | «Звуки воздуха» |
ННОД Родной край, рисование | «Занимательные опыты с воздухом» | «Птички в гнездах» (кляксография) | |||
Прогулка | Наблюдение за облаками | Наблюдение за полетом птиц | |||
Чтение | Е.Нефедова «Про воздух» | «Загадки про воздух» | «Стихи про воздух» | «Солнце воздух и вода» | |
Просмотр мультфильма | «Сказка про воздух» | «Фиксики про воздух» | |||
Логоритмика | «Мы очень любим тебя воздух» | «Воздушный шар» | |||
н.п.и., лото | Н.п.и. «Летает, не летает» | Лото «четвертый лишний» | «Воздушный футбол» | ||
Художественно-творческая деятельность | Изготовление игры «Воздушный футбол» | ||||
Проект
Название проекта: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
Тема проекта: «Развитие у детей речевой активности в процессе исследовательской деятельности»
Проблемное поле проекта:
На сегодняшний день в связи с реализацией ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности дошкольников получила новый толчок в развитии. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ. Один из целевых ориентиров гласит, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» (ФГОС ДО, п.4.6.).
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, в том числе ребенок с ОВЗ, тем быстрее развивается его речевой словарь и процесс формирования умения использовать его в конкретных условиях общения.
Дети очень любят экспериментировать. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск. Которые помогут обучить детей с ОВЗ не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).
Организуя исследовательскую деятельность детей с ОВЗ, нельзя давать готовых образцов, решений. Исследовательская практика детей должна состоять из преодолимых препятствий, что развивает интерес к поиску.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
У детей с ОВЗ наблюдается другая картина. Несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют овладение связной речью. Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Педагогические методы и приемы:
Традиционные:
-наглядный (наблюдение, рассматривание иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)
-словесный ( чтение худ. литературы, беседы, использование фольклорных материалов )
-практический (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры)
Инновационные методы:
Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений)
Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента)
Цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о воздухе и его свойствах;
- Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов;
- Побуждать детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность;
- Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
- Расширять словарный запас детей;
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в ходе реализации проекта;
- Развивать грамматически правильную, связную речь;
- Развивать речь посредством сравнений и обобщений.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;
- Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные качества
- проявляет устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации;
- проявляет чувство коллективизма и взаимопомощи;
- проявляет навыки сотрудничества.
Интеллектуальные качества
- способен обобщать, сравнивать получные результаты;
- способен действовать по образцу в процессе проведения опытов;
Физические качества
- проявляет ручную ловкость в процессе проведения опытов, движения точные и скоординированные;
- артикулирует звуки соответственно возрасту;
- способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
1.Родители
- Провести индивидуальные консультации для родителей о проекте и его реализации.
- Заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие об экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.
- Родители приносят необходимый инвентарь и материалы.
2. Дети (творческая деятельность)
- Беседы, рассматривание иллюстрации, чтение художественной литературы, просматривание презентаций и мультфильмов, создание аппликации, рисунков, поделок.
Ключевые моменты проекта:
Формы работы по введению участников проекта в тему: подбор методической литературы, подбор материалов и оборудования для проведения экспериментов и опытов, дидактические игры, иллюстрационный материал, художественную литературу по теме.
Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта.
Педагог – координация деятельности всех участников проекта;
- провести опыты и эксперименты,
- организация ННОД: разработать конспекты занятий, подобрать практический материал по всем видам детской деятельности.
Дети – участие в проведении опытов и экспериментов.
Родители – сбор необходимого оборудования и материала для экспериментирования.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Чудеса с воздухом»
Цель: привлечь внимание детей к экспериментированию, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, делать выводы.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- оформление результата проекта в виде презентации;
- создание уголка экспериментирования «Юный исследователь» в центре активности «Солнышко»;
- изготовление альбома с иллюстрациями: «Юный исследователь»
Вид проекта познавательно-речевой
Состав участников: дети средней группы «Светлячок», педагоги, помощник воспитателя, родители.
Интеграция образовательных областей:
№ | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Рисование ННОД (кляксография) "Художник - воздух" Птички в гнездах" СИД (конструирование из бумаги)" Вертушка" "Воздушный футбол" СИД (аппликация) "Воздушные шары" | Познакомить с нетрадиционной техникой рисовании –воздухом (выдувание из трубочки) Упражнять детей в умении делать вертушку из бумаги, по образцу. Развивать умение вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. |
2 | Речевое развитие | Беседа «Воздух», "Как человек использует воздух", "Какой бывает воздух?", "Кому нужен водух?" ННОД «Где прячется воздух» Загадки про воздух «Что такое воздух» Познавательные сказки: «Добрый воздух», «Дракон и ветер», «Как медвежонок ловил воздух» Экологическая сказка «Как воздух заболел», Е.Нефедова "Про воздух", "Солнце, воздух и вода" | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами. Расширить словарный запас детей, развивать познавательную деятельность, расширять знания о воздухе. Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к чтению, расширять словарный запас. |
3 | Познавательное развитие | Видео презентация «Воздух»
Наблюдения на прогулке «Наблюдение за ветром», «Ветер ветерок», Наблюдение за движением облаков, за полетом птиц ОЭД «Как можно увидеть воздух», «Почувствуй воздух», «Вертушка», «Воздух невидимка», «Пенный замок»,"Воздух и его свойства", "Чем пахнет воздух", "Рисуем цветной пеной", "Сколько весит воздух", "Звуки воздуха" Игра-эксперимент «Ветер по морю гуляет» ННОД Родной край "Занимательные опыты с воздухом" | Формировать представление детей о воздухе и его свойствах. Повторить понятие «ветер», раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой, ролью ветра в жизни человека. Формировать представление о свойствах воздуха, учить определять направление ветра, роль в жизни человека. Учить обнаруживать воздух.
Расширять знания о воздухе |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Просмотр мультфильма «Зачем нужен воздух», «Воздух», "Сказка про воздух", "Фиксики про воздух" | Познакомить со свойствами воздуха. |
5. | Физическое развитие | Дыхательная гимнастика «Подуй как ветерок» «Насос»,Надуй шарик» Логоритмика : "Мы тебя любим воздух", "Воздушный шар" | Развитие речевого дыхания |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
- изучение литературы по теме проекта, интернет сайты.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- центр активности «Солнышко»: одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля, вееры, вертушки, воздушные шарики, пакеты; картотека экспериментов.
- центр активности «Говорунок»: рукописная».
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года: апрель (с 5 по 16 апреля)
Продолжительность проекта: краткосрочный.
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор методической литературы, подбор наглядного материала, работа с родителями по теме проекта. | 9-22.03 |
2 | Аналитический | Изучение знаний родителей и детей по данному направлению. | 10-11.03 |
3 | Практический | Работа детей, педагогов, при изготовлении атрибутов. Обеспечение необходимым материалом для проведения ОЭД | 5-16.04 |
4 | Контрольный | Опрос родителей о проведенном мероприятии. | 16.04 |
Организационные формы работы над проектом
№ | Формы работы | Название- темы | Сроки |
1 | Беседы | "Воздух", "Как человек использует воздух?", "Какой бывает воздух?", "Кому нужен воздух ?" | 5-16.04 |
2 | Организованное наблюдение | Наблюдение за ветром, "Ветер ветерок", Наблюдение за движением облаков, за полетом птиц | 5-14.04 |
3 | Экспериментирование | ОЭД :"Как можно увидеть воздух", "Почувствуй воздух", "Вертушка", "Воздух невидимка", "Пенный замок", | 5-16.04 |
4 | Самостоятельная деятельность детей | "Вертушка", "Воздушные шары" | 5-16.04 |
5 | Взаимодействие с родителями | "Эксперименты для детей в домашних условиях" "Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?» | 5-16.04 |
Форма итогового мероприятия: развлечение « Чудеса с воздухом»
Список литературы:
- Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
- Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. / составитель Н.В. Нищева – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Тема: воздух – невидимка
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....
