семинар- практикум для педагогов «Содержание, методы и условия культурных практик как сквозных видов деятельности ФГОС ДО: игровой, продуктивной творческой и познавательно-исследовательской»
презентация

Зубко Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ДС №10 «Березка » семинар- практикум для педагогов «Содержание, методы и условия культурных практик как сквозных видов деятельности ФГОС ДО: игровой, продуктивной творческой и познавательно-исследовательской». Подготовила: воспитатель Зубко Л.В 2023г

Слайд 2

«Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 3

Детские виды деятельности Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Изобразительная Двигательная Самообслуживание и элементарный бытовой труд М узыкальная

Слайд 4

Модель организации образовательного процесса Совместная образовательная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей НОД Режимные моменты индивидуальная подгрупповая групповая

Слайд 5

Занятие-НОД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).

Слайд 6

«В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;......» ( п.2.11.2.ФГОС ДО)

Слайд 7

Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (Большой Энциклопедический словарь)

Слайд 8

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Н.Б.Крылова

Слайд 9

Ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик п олучение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира; о своение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме; п риобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Слайд 10

К культурным практикам можно отнести исследовательские , коммуникативные , художественные , организационные , образовательные , проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. В этих практиках-пробах он сам овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности . Культурные практики не тождественны видам деятельности , поскольку формируют индивидуальный образ жизни.

Слайд 11

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям: Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Слайд 12

При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы: Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи? Какие деятельностные умения осваивают дети? Какие творческие умения осваивают дети? Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети? Какие чувства и эмоции развиваются у детей? Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Слайд 13

В иды культурных практик: свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.); практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.) ; практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.); коммуникативные практики – (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.); культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.); культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.); культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Слайд 14

Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 15

Уникальный характер универсальных культурных умений , проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования . Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений ( Н.Б.Крылова )

Слайд 16

«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)». (Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)

Слайд 17

« Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.» и «…предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования ». п. 4.7 ФГОС ДО

Слайд 18

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Литература : 1. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 2. Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, примеры поддержки. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 3. Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 4. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. 5. Костюхина М.С. Культура детской настольной игры//Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 6. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 8. Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 9. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 10. Теплова А.Б. Культурные практики детства. // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 11. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 1 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий

Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

Семинар – практикум для педагогов «Формирование у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности. Роль семейных традиций в воспитании ребенка»

Цель семинара-практикума: создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностн...