Проект "История возникновения часов"
проект (старшая группа)

Жиренко Ирина Николаевна

Краткосрочный проект "История создания часов" реализован в старшей группе.

Проект познакомил дошкольников с разными видами часов, современных и которые использовались много лет назад.

Цель проекта: создать условия для формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о различных видах часов и  принципе их работы ,через познавательную и экпериментальную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_gruppa_istoriya_chasov.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме: «История возникновения часов»

в старшей группе.

Цель: создать условия для формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о различных видах часов и  принципе их работы ,через познавательную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения часов;
  • познакомить детей со свойствами песка, соли , муки, через экспериментирование;
  • расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни;
  • продолжать учить использовать в речи слова определения от существительных (настенные, наручные, напольные, настольные, карманные)
  • воспитывать любознательность, интерес к технике и бережное отношение к приборам.

Ход занятия.

Встанем рядышком, по кругу, (образуют круг)

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень: (грозят пальцем)

Всем "Привет!" и "Добрый день!"; (машут руками)

(дети садятся на стульчики)

Включается презентация.

(1Слайд  Королева часов)

Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях королева часов,  она приглашает нас в свой замок, но попасть в него не просто, нужно отгадать загадки.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

(часы)

Две подружки друг за другом

Целый день идут по кругу.

(стрелки)

Молодцы, отгадали загадки, теперь мы попали в замок .

(2 слайд Замок)

 Королева хочет познакомить нас со своими друзьями и помощниками. ( подходим к часам на стойке)

Что, вы видите перед собой? (часы) Посмотрите они все разные.

Какие часы вам знакомы?( уточняю название) настенные, ручные, настольные, песочные. Наручные часы одевают на руку, можно в любой момент узнать который час. Есть часы в виде кольца, их можно использовать и как украшение, кому- то удобнее носить часы в кармане – это карманные часы ( показываю) . Бывают и детские часики. Часы – будильник, который будит людей в нужный час. Часы , которые ставят на письменный стол – настольные часы, бываю часы напольные, их ставят на пол. Механические часы все разные имеют разную форму, у них есть циферблат и стрелки, по которым мы узнаем точное время.

Ребята, но  часы не всегда были. Присаживайтесь на стульчики, послушайте историю, о том, как появились часы.

Давным-давно у людей совсем не было часов, однажды они заметили ,что воткнутая в землю палка отбрасывает тень в солнечную погоду и она движется в течении дня вместе с солнышком, отмечая час за часом. Так появились первые солнечные часы.  

(3 слайд солнечные часы) Солнечные часы работают не всегда , люди могли определить время только в самый разгар лета, только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток. Как, вы думаете « Удобно было пользоваться такими часами»? (нет, потому что ночью нет солнца, и в пасмурную погоду солнышка совсем не видно)

Следующим изобретением стали восковые( огненные) часы.

( 4 слайд Огненные часы-свечи) Восковые часы - это тонкие свечи с нанесенной по всей длине шкалой. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах и по делениям, можно было определить, сколько сейчас время. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища. А на вопрос: - «Который час?» следовал ответ, например : - «Две свечи».   Как вы думаете, а безопасны ли эти часы? (может быть пожар)

«С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли в ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин».        

Ребята, кто из вас догадался, какие часы появились? 

(5 слайд песочные часы)  Песочные часы не имеют стрелок и циферблата, они сделаны из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний, затем их надо перевернуть. Такие часы применяют в измерении небольшого промежутка времени.

Где используют такие часы? ( в медицине, в быту для чистки зубов или приготовлении пищи, в лабораториях, еще можно использовать как украшение в интерьере ).

Ребята, а почему эти часы так назвали, песочные?( внутри песок)

Опыт «Почему используют песок, в песочных часах?»

Сейчас мы проведем исследование и узнаем, почему же стали использовать в песочных часах – песок, а не другие смеси, например: мука или соль.

Перед нами 3 емкости, в каждой есть лунка одинакового размера. В них я насыплю соль, муку и песок. Мы понаблюдаем, как каждая смесь будет сыпаться. Первой насыпаю соль, затем насыпаю муку и в третий сосуд песок. Посмотрите, соль перестала сыпаться! Соль крупная, похожа на маленькие криссталики, они имеют угловатую форму, из-за неровных краев, частички соли преграждают друг другу путь и соль перестает сыпаться. Мука тоже сразу перестала сыпаться в лунку, потому что мука  легкая, воздушная  из-за этих свойств мука перестает сыпаться в лунку и в песочных часах применяться не может.

В следующем сосуде песок. Что происходит? Песок сыплется. Как вы думаете, почему песок сыплется?(сыпучий)  Я наберу целую ладошку песка и сожму в кулачок крепко-крепко , попробую сделать свои песочные часы, слегка разжимая  пальцы. (дет повторяют за мной). Теперь понаблюдаем у кого дольше будет сыпаться песок , у  кого песочные часы покажут самое большое время. Рассмотрим с вами еще песок, какой он? мелкий, сыпучий, рыхлый, бархатный, частички песка легко пересыпаются.

Если песок можно легко пересыпать, значит он какой? (сыпучий) Правильно! Песок- мелкий, сыпучий, легко проходит в лунку, именно поэтому стали использовать песок в песочных часах.

Мы с вами хорошо потрудились, провели исследование, теперь немножко поиграем (становимся на коврик)

игровое упражнение «Часы».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Присаживайтесь, я продолжу свой рассказ о часах.

Призадумался народ

Поумнел на целый год

И сказал он, что часы

 Без механики слабы!

И вот, наконец, появились механические часы.( 6 слайд механические часы)У всех у нас дома есть механические часы, мы ими пользуемся каждый день. Они имеют циферблат и стрелки. Внутри часов сложный механизм, который создали ученые, с помощью которого часы работают. Но такие необходимо периодически заводить, иначе часы могут остановиться.

Самыми последними появились электронные часы (7 слайд электронные часы) У электронных часов нет стрелок, циферблата, их не надо заводить. Показывают точно часы и минуты.  Они имеют более сложный механизм внутри, работают от батареек или от электричества. Такие часы удобны в применении. Их используют на вокзалах, на улице или в магазинах.

Ребята, где можно увидеть такие часы у нас в городке? (ДК Кристалл)

Люди стали больше ценить время, часы стали необходимы каждому человеку и каких часов только не придумали (8 слайд разные часы) 

(Рассматриваем часы на слайде, даем точное понятие, образую от существительных – прилагательные).

Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные)

Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные)

Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные)

Часы, которые носят в кармане, как будут называться (карманные)

Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные)

Молодцы! Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек. В замке королевы, представлены многие часы, о которых мы сегодня говорили. Посмотрите(на магнитной доске карточки с часами)  помощники королевы совсем перепутались, сейчас вспомним историю возникновения часов  и попробуем их расставить в порядке появления.

(На доске карточки с часами, дети по очереди подходят и располагают часы в соответствующем порядке, давая название каждым часам).

Рефлексия.

Какие часы появились первыми? (солнечные)

Что дальше придумали для определения времени? (восковые)

Какие часы появились после восковых? (песочные)

Что изобрел человек для точного определения времени? (механические)

Какие часы появились потом? (электронные)

Молодцы! Спасибо тебе Королева за интересное путешествие.

Занятие прошло интересно, все были активными, порадовали меня своими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История возникновения часов"

презентация для родителей и педагогов...

История возникновения часов!

В старшей группе был организован кратковременный проект на тему: "История возникновения часов". Была проведена предварительная работа: 1) дети совместно с родителями выполнили творческую работу п...

Презентация "История возникновения часов"

В презентации собран материал по теме: "Как люди научились определять время"...

Презентация для родителей (консультация). Тема: «История возникновения часов».

«Доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад часы существовали повсеместно. Древние египтяне создавали звездные часовые карты, чтобы определить время загорания ночных светил». В солнечных час...

История возникновения часов

В нашей группе прошел проект "История возникновения  часов"...

История возникновения часов

Увлекательное путешествие в Мир часов их происхождение и развитие....

Тема: «Часы. История возникновения часов»

Цель занятия: создание условий для ознакомления  детей с историей изобретения часов....