«Что такое профессиональная компетентность, профессиональный стандарт педагога»
консультация
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г.Венедиктовой
Структурное подразделение детский сад-школа №8
Доклад на районном методическом объединении
молодых и начинающих специалистов ДОУ
Профессиональная компетентность педагогов в соответствии с ФГОС ДОУ
https://youtu.be/q5FnzutTbU8 (видеоматериал)
Подготовила:
Павлова Елена Борисовна,
старший воспитатель
1 кв.категории
МОУ-СОШ №3 г.Маркс
СП д/сад-школа №8
Профессиональная компетентность педагогов в соответствии с ФГОС ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:
Компетенция в ведении образовательного процесса
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
- Знать образовательные и парциальные программы.
- Владеть современными образовательными технологиями.
- Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
- Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Методологическая (методическая) компетентность.
- Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.
- Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
- Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
- Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность в организации воспитательной работы.
- Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
- Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
- Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
- Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
- Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Компетентность в установлении контактов с родителями
Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
- Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
- Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
- Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
- Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
- Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Креативная компетентность педагога (исследовательская).
- Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
- Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
Коммуникативная компетентность.
- Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
- Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
- Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
- Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
- Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
- Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
- Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
- Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.
Регулятивная компетентность.
- Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
- Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
- Быть способным к саморегуляции.
- Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
Социальная компетентность.
- Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
- Уметь работать в команде педагогов
- Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Владеть различными социальными ролями.
Специальная компетентность.
- Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.
- Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
- Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
- нет необходимых знаний, умений и навыков
- не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
- Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
- осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
- Третья стадия – сознательная компетентность.
- знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
- Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
- профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
- профессионализм является частью личности.
Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждой ДОО постоянно. Сейчас же главной целью является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них
способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях и творческих группах
- исследовательская, экспериментальная деятельность
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- различные формы педагогической поддержки
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
- обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсы повышения квалификации
- изучать современную методическую, педагогическую литературу
- посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
- изучать информационно-компьютерные технологии
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
- осуществлять работу по самообразованию
Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»)
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» (В/01.5)
Показатель | Оценка |
Трудовые действия | |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
|
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
|
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами |
|
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста |
|
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
|
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями |
|
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
|
Формирование психологической готовности к школьному обучению |
|
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья |
|
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства |
|
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
|
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
|
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
|
Необходимые умения | |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечения игрового времени и пространства |
|
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
|
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
|
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
|
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
|
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Необходимые знания | |
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
|
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
|
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
|
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
|
Современные тенденции развития дошкольного образования |
|
Другие характеристики | |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|
Суммарный балл (∑ факт): |
|
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
- 2» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога на высоком уровне;
- «1» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования);
- «0» — педагогический работник не соответствует данному требованию Профстандарта педагога (требование практически не выполняется).
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» рассчитывается по следующей формуле:
где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 2 таблицы); в знаменателе — количество показателей (столбца 1 таблицы), умноженное на два(∑ max = 26×2 = 52).
Обработка результатов:
- 100–85% — оптимальный уровень;
- 84–60% — допустимый уровень;
- 59–50% — критический уровень;
- < 50% — недопустимый уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА
Презентация, раскрывающая понятия профессиональная компетентность и профессионализм педагога....

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

«ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОУ»
Методическая разработка...

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...
