Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
статья

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования. Становится необходимостью педагогического управления процессом развития творческого, активного человека: увеличиваются запросы науки и техники в раскрытии особенностей,  повышения компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Новое содержание образования  по  ФГОС ДО  требует нового характера повышения компетентности, активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми и родителями. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, к самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Миненко Светлана Анатольевна

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        Детский сад «Багульник» старший воспитатель, высшая       квалификационная категория, Почетный работник общего образования

                             ГО «Поселок Агинское» Забайкальский край

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

                                                                          Плохой хозяин растит сорняк,

                                                                     Хороший выращивает рис,

                          Умный культивирует почву,

                                                                           Дальновидный воспитывает работника.                      

                И. Иманцуми

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования. Становится необходимостью педагогического управления процессом развития творческого, активного человека: увеличиваются запросы науки и техники в раскрытии особенностей,  повышения компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Новое содержание образования  по  ФГОС ДО  требует нового характера повышения компетентности, активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми и родителями. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, к самосовершенствованию.

     Реализация ФГОС ДО  – это непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов. Стандарт дошкольного образования ориентирует

на  другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования и соответственно на другой образовательный результат.  Следовательно,  необходимо научно-методическое сопровождение, а это целенаправленная совместная деятельность методической службы и педагогов дошкольного образовательного учреждения, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической практики при решении задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессиональной педагогической деятельности. Об этом и гласит профессиональный стандарт, где заложены требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, а также трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.

                         

Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивая партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие педагоги теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ. Но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии, недостаточно знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребенка.

    В связи с этим было решено повысить уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. Поэтому  все педагоги (12) прошли профессиональную переподготовку по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», 12 педагогов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО.  По уровню образования все 12 педагогов имеют высшее образование, средний возраст педагогических кадров  составляет 35,5 лет. Повышение квалификации, переподготовка  специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, умелое руководство инновационными процессами, поиски ценного педагогического опыта, нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и социальному заказу родителей, индивидуальности каждого ребенка, стали важными составляющими методической работы с кадрами.

     Поэтому перед методической службой поставлены задачи:

     - обеспечить реализацию инновационных стратегий;

     - ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;

     - создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого педагога и специалиста.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса, с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед разработан план методической работы.

   В МДОУ созданы все условия для непрерывного процесса самообразования, развития и проектирования творческой деятельности каждого педагога. Первоочередной задачей стало своевременное прохождение курсовой подготовки – основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности, посещение семинаров, проводимых представителями науки и практики.

 Используются активные методы  обучения: социоигровые семинары, педагогические ринги, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность.

  На практических  занятиях, круглых столах была создана модель своевременного дошкольного учреждения, обсужден образ современного педагога, проведены творческие отчеты: «Это я  делаю хорошо», «У меня не получается, испытываю  затруднения…»

  Педагоги обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного  образования, о современных технологиях и методик. Адресная помощь педагогам осуществляется через собеседование, которое способствует не только закреплению знаний, пониманию необходимости постоянно их усовершенствовать, но и развитию аналитических способностей, конструктивного мышления, проявлению устойчивого интереса к профессии, опыту других коллег.

  Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность, курсовую подготовку, замечать недостатки в работе и намечать пути устранения недочетов.

   С введением Федеральных Государственных  Образовательных Стандартов дошкольного образования к структуре основной образовательной программы непосредственно влияет на работу с педагогическими кадрами, реализующие образовательный процесс в детском саду.

 Помощь в развитии аналитических умений оказывают и практикумы по совместному созданию вопросников, алгоритмов анализа мероприятий, которые помогают педагогам осознавать свою значимость, повышают их ответственность за порученное дело, учат выделять важные компоненты мероприятия и вырабатывать требования к их проведению. Как известно то , что пропускается педагогам, пропускается через его ум и сердце, легче принимается и используется в работе. Участие в конкурсе педагогического мастерства также является одним из факторов развития профессионализма педагога.

  Для максимальной активизации имеющихся знаний и передачи их коллегам использовались преимущественно интерактивные методы: «Вопросы по кругу». «Диалог по цепочке», «Алло! Справочное бюро?» и другие. Система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация проведения сформировали активную позицию педагога мыслительной деятельности, расширили профессиональные интересы, способствовали развитию поисково – творческой деятельности, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации.  

   Ведь современный воспитатель детского сада – это человек  умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

 Основой компетентности педагога ДОУ является наличие у него субъективной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах как  рефлексивность,  смыслотворчество, избирательность, автономность.

.

                                             Список литературы

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование -2003. №2.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ // М. – 2010.
  3. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // К. – 2006
  4. Генкин Б.М. Основы управления персоналом // М.- 2005.
  5. Маейр А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // М.- 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.   С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственно...

план по самообразованию по теме:"ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 9 «Рябинка»                            ...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...

Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...