Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
проект на тему

Овечкина Надежда Рафаиловна

            1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования  России вышел документ, согласно которому дошкольное образование получило статус первого уровня общего образования. К сожалению не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, поддерживая переход к новым стандартам, педагоги сохраняют прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает эмоциональное неприятие нововведений частью педагогов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovechkina_n.r.proekt_.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Выполнила: Овечкина Надежда Рафаиловна старший воспитатель МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида городского округа город Шахунья,  2014-2015 г.

Содержание.

  1. Актуальность проблемы.
  2.  Цели и задачи  проекта.
  3.  Теоретическое обоснование.
  4.  Прогнозируемый  результат.
  5. Содержание и этапы реализации проекта.
  6. Результаты реализации проекта.
  7. Прогнозируемые трудности.
  8. Литература.

  1. Актуальность проблемы.

            1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования  России вышел документ, согласно которому дошкольное образование получило статус первого уровня общего образования. В документе особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. Повышение социального статуса дошкольного образования, создание условий для успешной социализации детей на различных этапах  дошкольного детства, определенных ФГОС, отслеживание личностного роста  детей, являются важными задачами современной образовательной  работы  ДОУ. Ведущими критериями оценки современного педагогического процесса является готовность каждого  педагога  к созданию обозначенных стандартом  условий. 

           Возможности и компетенции педагога  важнейшие положения  стандарта. В документе прописаны различные компетенции,  необходимые для того, чтобы педагоги могли организовать качественную образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. К сожалению не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, поддерживая переход к новым стандартам, педагоги сохраняют прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает эмоциональное неприятие нововведений частью педагогов.

Профессор Татьяна  Николаевна Доронова   заведующая   отделом  дошкольного образования  Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)  на совещании  с руководителями ДОУ   на базе Московского областного центра дошкольного образования (МГОГИ)   23 октября 2013 года говорила о проблемах, связанных с введением  ФГОС ДО: «Проблемы, с которыми придется столкнуться руководителям на первых этапах введения ФГОС  дошкольного образования:  неготовность педагогических кадров к реализации образовательных задач, неумение управлять образованием детей дошкольного возраста».

Система мониторинга, используемая в нашем ДОУ, направленная на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов,  показала, что  у нас есть проблемы, мешающие профессиональному развитию педагогов и специалистов  в условиях введения Стандарта.  Назову основные: отсутствие100% подготовки педагогов и специалистов ДОУ по  программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»,  дезориентация в условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО, а также разноуровневый состав педагогов.  Есть высококвалифицированные педагоги, находящиеся в процессе непрерывного саморазвития и самореализации, умеющие решать сложные задачи, имеющие свой индивидуальный  стиль  деятельности. Это педагоги, которые заботятся о своем профессиональном  росте. Есть стабильно работающие педагоги, совершенствующие свое мастерство. Это основная часть нашего педагогического коллектива. Есть педагоги, которые  не находят перспектив для профессионального роста  и  начинают терять интерес к профессии. Эти проблемы, несомненно, помешают переходу на Стандарт. Для их устранения    необходима работа, направленная на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. В условиях введения ФГОС ДО создание условий для профессионального развития педагогов становится важной методической задачей.

  1. Цели и задачи  проекта.

Цель:  Обеспечение методического сопровождения  создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Создать систему непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающую готовность к реализации ФГОС ДО.
  2. Обеспечить стопроцентную курсовую подготовку педагогов,  специалистов и руководителей  ДОУ по программе тьюторских курсов "Организационно-методические, содержательные и управленческие аспекты сопровождения введения ФГОС ДО.
  3. Способствовать формированию  субъектной позиции педагогов в отношении введения ФГОС ДО.
  4. Развивать  педагогическую рефлексию собственной профессиональной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

Сроки реализации проекта: 2014-2015 г.

  1. Теоретическое обоснование.

           Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования – реформирование, модернизация.  Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Всё это вселяет надежду на повышение качества образования. С введением ФГОС ДО произошел переход дошкольного образования на качественно новый уровень, который  предусматривает необходимость повышения квалификации, подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсы повышения квалификации. С точки зрения Н.В.Фединой заместителя директора Института стратегических исследований в образовании РАО по дошкольному образованию,  Стандарт  носит прогрессивный характер и позволит  упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования,  даст импульс развитию системы в целом при наличии квалифицированных  кадров ДОУ.  К примеру, в  новых ФГОС общего образования, наряду с требованием об укомплектованности образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, выдвигаются требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения и непрерывности их профессионального развития. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – квалификационной категории. Тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагогических кадров. Это же относится и к педагогам дошкольного образования.

            Т.Н.Доронова считает, что система работы, положенная в основу непрерывного профессионального роста в условиях введения ФГОС ДО, поможет избежать формального, декларативного введения Стандарта, обеспечит психологическую готовность к работе в новых условиях, повысит профессиональную компетентность педагогов, позволит перейти на качественно новый уровень образования. Чтобы избежать формального введения Стандарта, обеспечить профессиональное развитие и психологическую готовность, каждый педагог  должен активно включиться в единый процесс развития ДОУ, в инновационную деятельность. При этом ему должна быть обеспечена профессиональная поддержка со стороны руководителей ДОУ и более  мотивированных  к освоению инноваций  коллег.

        Основная работа по созданию условий для профессионального развития педагогов лежит на методической службе ДОУ.  О.Н.Скоролупова называет методическую работу в ДОУ целостной  системой взаимосвязанных мер, основанной на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте, нацеленной  на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

        Цель методической работы в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития  каждого педагогического работника. Методическая служба ДОУ должна  использовать   систему мониторинга на диагностико-прогностической основе, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования. Результаты диагностики помогут не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, помогут четко определить направления работы по созданию условий профессионального развития в условиях введения Стандарта. Повышение квалификации старших воспитателей, осуществляющих методическое сопровождение введения ФГОС ДО,  является неотъемлемой частью  его индивидуального плана работы. Результатом повышения квалификации старшего воспитателя может стать  внедрение в систему методического сопровождения  введения Стандарта информационных технологий.

           Очень важно, чтобы педагог, находящийся в режиме постоянного самосовершенствования, саморазвития,  владел культурой рефлексии. Об этом, в свое время, говорили  Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н.. Сейчас исследованием этого вопроса занимаются Б.А.Зейгарник, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова. В соответствии с ФГОС ДО  на  сегодняшний момент главным в педагогическом процессе является развитие личности субъектов процесса, а развитие педагога является процессом внутренним и судить о его происхождении доступно, прежде всего, самому субъекту. Оценку  такого развития позволяет  совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления.

Рефлексивная культура педагога характеризуется следующими признаками:
готовность и способность  творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
умением обретать новые смыслы и ценности;
умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений;
умение ставить и решать неординарные практические задачи.
Для того, чтобы развивать рефлексивную культуру педагогу следует:
развивать у себя  умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью;
развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого;
развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.   Важно отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.
          А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности воспитанника.

Таким образом, рефлексирующий педагог  – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
          Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития детей и наоборот.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: ребенком, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д.

         Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней  то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
          Более точное определение профессиональной рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под профессиональной рефлексией она понимает психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.
          Для развития  рефлексии педагогов ДОУ важным  является  создание педагогических условий. Г.Г.Ермакова считает, что первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является специально организованная рефлексивная деятельность педагога
Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе.  Г.И.Щукина разработала также педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат. Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов.  Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии Г.Г.Ермакова считает наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.
           А.А.Бизяева ведет речь о "рефлексивно-инновационной среде", в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.
Цель создания рефлексивной среды в ДОУ- снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности).

             Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и педагог и дети выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога..
               Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.
В рефлексивной деятельности показателями усвоения эффективности межсубъектных отношений могут выступать: адекватность рефлексии за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка и т.д. Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознания.

  1. Прогнозируемый  результат
  • Создана система непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающая готовность к реализации ФГОС ДО.
  • Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС дошкольного образования.
  • Обеспечена стопроцентная  курсовая подготовка педагогов,  специалистов и руководителей  ДОУ по программе тьюторских курсов "Организационно-методические, содержательные и управленческие аспекты сопровождения введения ФГОС ДО.
  • Сформирована  субъектная позиция педагогов в отношении введения ФГОС ДО.
  • Получила дальнейшее развитие  культура   педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности педагогов.

  1. Содержание и этапы реализации проекта.

1-й  Этап реализации проекта. Подготовительный.

  1. По результатам системы мониторинга, используемой в  ДОУ, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов  определены группы педагогов с целью организации  индивидуально-дифференцированного подхода с целью определения  направления работы по созданию условий профессионального развития в условиях введения Стандарта.

 

Творческая группа

25%

Основа педколлектива

50%

Нуждающиеся в  поддержке

25%

Педагоги, успешно реализующие свой высокий творческий потенциал, использующие инновационные технологии, владеющие рефлексивной культурой.

Педагоги, работающие в стабильном режиме совершенствования  своего педагогического мастерства.

Педагоги, находящиеся на этапе становления, молодые специалисты.

  1. Составить  план  прохождения курсовой подготовки всех педагогов и специалистов ДОУ по программе: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» 

План курсовой подготовки педагогов и специалистов ДОУ на 2014 -2015 г.

Апрель 2014

Июнь 2014

Декабрь2014

1 педагог

7 педагогов

5 педагогов

Июнь 2015

Август 2015

6 педагогов

3 педагога

К  сентябрю 2015 г. курсовая подготовка составит 100%.

  1. Составить план методической работы с учетом создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

В раздел «Педсоветы» и «Семинары» включить обсуждение следующих вопросов:

  • Отличие ФГОС ДО от ФГТ.
  • Внесение изменений в ООП ДО, реализуемую в  ДОУ, в соответствии с требованиями  ФГОС.
  • Внесение изменений в программно-методическое обеспечение ДОУ в связи с введением ФГОС.
  • Создание условий по моделированию предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Уточнение комплексно-тематических планов в соответствии с ФГОС.
  • Применение инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ДО.
  • Изучение методических рекомендаций к  разработке основной общеобразовательной программ ДОУ  в соответствии с требованиями ФГОС (НИРО)
  • Проектирование работы по  реализации Стандарта.
  • Разработка индивидуального плана саморазвития педагога с учетом ФГОС ДО.
  • Особенности прохождение аттестации педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

   

2-й  этап реализации проекта. Основной.

Со всеми педагогами ДОУ следует провести работу по:

  1. Выполнению плана-графика дорожной карты введения ФГОС ДО.
  2. Корректировке годового плана  работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.
  3. Изучению инструктивно- методических писем и методических рекомендаций федерального, регионального  и муниципального уровня по вопросам введения ФГОС ДО.
  4. Организации и проведению проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС дошкольного образования:
  5. Интеграции и реализации образовательных областей, определенных ФГОС ДО.
  6. Изданию раздаточного материала, сопровождающего подготовку внедрения ФГОС ДО
  7. Организации участия ДОУ в  мониторинге  по введению ФГОС ДО

Методическую работу с педагогическим коллективом, направленную на создание условий для профессионального роста педагогов следует проводить дифференцированно по трем группам.

Работа с первой группой педагогов, обладающих высокими педагогическими способностями и являющихся проводниками новых технологий должна заключаться  в формах работы, направленных на   реализацию педагогами новых возможностей саморазвития, повышающих их ценность как профессионалов, как наставников в педагогической деятельности, как положительных  примеров решения актуальных для педагогических работников проблем профессиональной деятельности.

1-я группа

Творческая.

Направления работы.

Ответственный

Педагоги, успешно реализующие свой высокий творческий потенциал, использующие инновационные технологии, владеющие рефлексивной культурой.

Участие в рабочей группе по подготовке введения ФГОСДО.

Оформление   педагогами ценного педагогического опыта, подлежащего распространению.

Участие педагогов в конкурсах внутри ДОУ, муниципального уровня, а также регионального и международного через образовательные сети Интернета.

Проведение педагогами мастер-классов  по представлению  инновационных проектов педагогов на семинарах-практикумах.

Показ педагогами презентаций созданных   методических разработок, а также творческих отчетов о результатах работы.

Участие педагогов в экспериментальной работе и проблемно-поисковых группах.

Делегирование педагогам полномочий, направленных на решение коллективных задач.

Наставничество  педагогов 3-ей группы.

Заведующий ДОУ,

 старший воспитатель

Работа со второй группой педагогов должна быть  направлена на стимулирование творческой активности.

2-я группа.

Основа педколлектива

Направления работы

Ответственные

Педагоги, работающие в стабильном режиме совершенствования  своего педагогического мастерства.

Организация  группового консультирования по вопросам психолого-педагогического сопровождения ФГОС ДО.

Участие в коррекции ООП ДО в учетом ФГОС ДО.

Организационная помощь в обобщении педагогического опыта.

Семинары по проблемам использования инновационных технологий.

Помощь в подготовке мастер-классов, презентаций личных достижений.

Освоение и внедрение в свою работу электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию ФГОС дошкольного образования.

Создание медиатеки  для педагогов ДОУ с фото и видео материалами.

Помощь  в подготовке к аттестации на более высокую категорию.

Помощь в использовании  ЭОР Интернета.

Привлечение педагогов  к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.

Проведение психологических тренингов с целью развития рефлексивной культуры педагогов.

Заведующий ДОУ,

 старший воспитатель, педагоги творческой группы, педагог-психолог.

Для педагогов третьей группы следует  выбирать формы работы, направленные на индивидуальную помощь со стороны старших коллег и наставников, использовать  посещение открытых мероприятий, позволяющих на практике увидеть педагогические приемы о применение активных методов воспитания и обучения. С  целью психологической поддержки, мотивации на успех, развития рефлексивной культуры проводить  психологические тренинги и практические семинарские занятия.

Нуждающиеся в поддержке

Направления работы

Ответственные

Педагоги, находящиеся на этапе становления, молодые специалисты

Организация индивидуального консультирования по вопросам психолого-педагогического сопровождения ФГОС ДО.

Помощь в составлении индивидуальных маршрутов самообразования.

Посещение мастер-классов и открытых просмотров НОД  опытных педагогов.

Индивидуальное консультирование.

Проведение психологических тренингов с целью мотивации на успех.

Помощь в использовании  ЭОР Интернета.

Получение помощи от педагогов творческой группы и специалистов  (совместный поиск, отбор, апробация и внедрение в практику  эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников)

Проведение психологических тренингов с целью развития рефлексивной культуры педагогов.

Проведение психологических тренингов с целью выявления  причин профессиональной апатии педагога.

Старший воспитатель, педагоги-наставники, педагог-психолог, педагоги творческой группы.

  1. Результаты реализации проекта.

       В результате успешной реализации проекта сложится система непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающая готовность к реализации ФГОС ДО, произойдет повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, уменьшатся риски формального, декларативного введения стандарта дошкольного образования в деятельность учреждения, сформируется психологическая готовность педагогов к работе в новых условиях.

      Кроме того, у педагогов сложится система знаний по внедрению Стандарта в ДОУ, появится готовность к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО.

    Сформируется субъектная позиция педагогов в отношении введения ФГОС ДО, основанная  на педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности.

     Результатом может быть становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ  (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

  1. Прогнозируемые трудности.

Отсутствие финансирования  реализации  Стандарта  в объеме определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. 

Как внедрять ФГОС ДО  в отсутствии финансирования на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья…, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и т.д.

  1. Литература.
  1. Губанова Е.В. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ и педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова Министерство образования. Саратовской области; ГОУДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2008 г. (с.5-43)
  2. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды. Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
  3. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ, методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.        
  4. Надеждина В. Эффективная мотивация персонала. М. «Харвест» 2008 г.  (с. 5-38).
  5. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
  6. Плахова М.М. Организация труда руководителя образовательного учреждения / Л.М. Плахова, Н.Н. Решетников, Е.Н. Шимутина – М.: академия АПНиППРО, 2007 г. (с.20-47).
  7. Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с