АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ И КРИЗИС 7 ЛЕТ.
методическая разработка (подготовительная группа)
Кризис семи лет в психологии называют кризисом младшего школьного возраста, потому что он выпадает на переломный момент жизни ребёнка, когда из дошкольника он становится первоклассником. Это обстоятельство и является главной причиной кризиса, который может начаться и в шесть, и в восемь лет — в зависимости от того, когда ребёнок начинает ходить в школу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация к школе и кризис 7 лет.
Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребёнка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. В данном случае малыш находился в детстве, играл, родители от него ничего особо не требовали, у него был свой свободный распорядок дня, а с поступлением в школу всё резко изменилось. Теперь от ребенка требуется соблюдать правила, вставать в определенное время, хорошо учиться, выполнять домашнюю работу и многое другое. Понятно, что такие изменения не могут протекать не заметно. В одних семьях кризис проявляется очень ярко, в других более сдержанно.
Во многих странах ребята начинают учиться с шести и даже с пяти лет, но там начальное школьное образование спаяно с детским садом, так что учебная нагрузка у детей минимальная и серьёзное обучение начинается лет с одиннадцати. Почему же в России дети идут в школу именно в шесть или семь?
По классификации Эльконина и Давыдова, принятой в отечественной детской психологии, в этом возрасте игровая деятельность естественно сменяется учебной: игра уже не приносит столько пользы, сколько может принести учёба. Согласно исследованиям, в среднем в семь лет у человека созревают лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Увеличивается устойчивость внимания, формируется образное мышление, развивается мелкая моторика — рука становится пригодна к письму.
Но мы понимаем, что каждый ребёнок развивается в своём темпе, поэтому сейчас условным возрастом для поступления в школу считается промежуток от шести до восьми лет и существует множество вариантов организации начальной школы в зависимости от особенностей ребёнка и возможностей семьи, например семейное обучение.
Вообще на протяжении всей жизни человек сталкивается с кризисами, только на детский возраст выпадает их большая часть. Есть кризисы 1 года, 3-х, 7, 13 и 17 лет.
Кризис 7 лет приходится на момент поступления ребёнка в школу и знаменуется утратой детской непосредственности. Если для дошкольника, особенно младшего, признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников, то в этот период, ребёнок приходит к пониманию того, что он не такой всемогущий, как ему казалось раньше, он начинает адекватно оценивать себя и свои возможности. Более того, способен спокойно, по-деловому воспринимать замечание взрослого. Он начинает осознавать, что в чем-то он хорош, а в чем-то нет и задумываться над необходимостью учиться. У младшего школьника появляются важные психологические новообразования. Он учится контролировать своё поведение и управлять им. Кроме того, начинает формироваться "внутренняя позиция школьника", сюда входит познавательная потребность и потребность в общении со взрослыми на новом уровне. Это позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве ученика.
Признаки кризиса:
Паясничество, непослушание. Жизнь ребёнка резко меняется и мчится в неизведанное, но ему хочется хотя бы немного владеть ситуацией. С ребёнком можно договориться, но только с учётом его условий. Делайте послабления в правилах — сейчас это правда важно. Поддерживайте взрослое поведение: хвалите за выдержку, внимательность, за то, что хорошо получается. Не вмешивайтесь, если ребёнок занят чем-то важным для себя, и не навязывайте помощь. Обсуждайте сложные темы и ситуации в жизни и фильмах, позволяйте высказывать своё мнение. Уверены, вам и самим это будет очень интересно.
Детское поведение. В безопасном домашнем пространстве ребёнок может чаще просить ласки, забираться на ручки, требовать поиграть с ним или делать «как раньше». Не стоит призывать его ко взрослости и ответственности — дайте ему эту ласку и время, чтобы он мог расслабиться и мягче адаптироваться к изменившейся жизни. Два шага вперёд — один назад. Это поможет сберечь ваши доверительные отношения и умение ребёнка расслабляться рядом с близкими. А ответственности и оценок — во всех смыслах — хватает и в школе.
Сложности со школьной дисциплиной. Не всегда малыш из всеобщего любимца сразу готов превратиться в сознательного члена общества. Это долгий путь разговоров, обсуждений, почему так принято, экспериментов и их последствий. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность и овладевает контролем над собой. Просто поддержите его — для него это совершенно новый опыт.
Внимание к своей внешности. Ребёнок начинает смотреть на себя со стороны, оценивать свою причёску, одежду, социальный статус, и здесь ему тоже очень нужно помочь сориентироваться. Ему критически важно не отставать от других детей и иметь критерии собственной успешности в обществе. Обсуждайте, как через внешний вид проявляется характер людей и их интересы. Подумайте вместе, что ещё в человеке заметно, кроме одежды и вещей, например личные качества, привычки, поведение. Учите справляться с критикой и строить отношения с другими людьми. И самое главное — учите видеть в одноклассниках и учителях таких же людей с их чувствами и увлечениями. Приглашайте их в гости и соедините два раздельных для ребёнка мира — школьный и домашний.
Страхи, неврозы, утомление. На этом этапе у ребёнка могут обостриться уже существующие проблемы. Дайте соответствующую поддержку: соблюдайте режим дня и питания, убедитесь, что ребёнок полноценно отдыхает и получает достаточно витаминов и физической нагрузки, чтобы снизить утомляемость и раздражительность. Особенно это важно, если параллельно он проживает физический скачок роста. В некоторых случаях может понадобиться более серьёзная поддержка — консультации психолога, сокращение нагрузки или смена формы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к ДОУ. Кризис трех лет
При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом,...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация в детском саду. Кризис трёх лет
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и...

Адаптация в детском саду. Кризис трёх лет
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и...
Консультация для родителей "Кризис 6-7 лет. Адаптация к школе"
Консультация для родителей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРИЗИС 6-7 ЛЕТ. АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ».
Представленный диалог наиболее образно и ярко отражает суть кризиса семилетнего возраста ребенка. Если последнее время ваши беседы с малышом имеют похожий характер, то рекомендуем познакомиться с мате...

