Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников
статья (старшая группа)

Тимошина Елена Алексеевна

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников.

Воспитание   патриотических   чувств  у  детей   дошкольного   возраста   одна   из   задач     нравственного   воспитания  включаются   в  себя  воспитание    гордости  за свою    страну,  любви  к  Родине, её   культуре, истории,  природе, людям, к  своему   родному   краю. Задачи  патриотического   воспитания   решаются   разнообразными   педагогическими   средствами, основным  из  которых  считается  художественное   слово. Художественная  литература  это  вид  искусства, в  котором   слово   является   основным   средством  образного   отражения  жизни, это одна  из  форм  освоения   мира, отражающего богатство  и многообразие   духовной  жизни   человека. Писатели  обращаются  к  универсальным  категориям  и ценностям  бытия: добро  и зло, истина  и красота,  справедливость  и совесть, дружба и любовь. Что  обуславливает   возможность использования  литературных   текстов с целью   воспитания у детей  дошкольного  возраста  нравственных   качеств, в том  числе -  патриотизма. 

Наиболее доступным  восприятию  детьми  дошкольного  возраста  является   устное   народное   творчество, в  котором  отражается  история народа и его  духовное   богатство.  Художественную  ценность  представляют   пословицы, поговорки которые  раскрывают картины   жизни  и быта  казаков, воссоздают особый  казачий  характер. Пословицы  о  казачьей  жизни: «Что  ни казак, то с Дону. Казацкая  жизнь – вся в  песнях. Земля  донская – мать  родная». Нравственный  и поучительный  потенциал  заложен  в казачьих   пословицах  о родителях  и детях: «Женщина -  мать, все её  должны  защищать. Чему ребёнка учишь, то он него  и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга  в беде. Выручай  товарища  в бою – отведёшь  от себя  беду. О труде «От лени  казак  хворает, а в работе  здоровье  закаляет. От безделья  не  бывает  у казака  веселья».

Литература  о казаках  и казачестве  своими   корнями   уходит  в древнерусские  предания  и былины, с их  красочными героическими  описаниями  первых   казаков, стоявших  на  защите  Отечества. Былина  «Битва  Ильи  Муромца  с  жидовином» рассказывает  о противостоянии  казаков  под  предводительством  старого  казака  и атамана Ильи  Муромца  Хазарскому  каганату.  А.М. Листопадов  записал  на Дону былины в различных  донских  станицах, о  трёх богатырях – Илье  Муромца, Добрыне  Никитиче и  Алёше Поповиче. Популярным  и любимым  на  Дону богатырём является Добрыня  Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь  мифического Добрыни  так  много  сходного  с жизнью казака. Содержание  былин  вплотную  подводит   к  патриотическому  воспитанию.  Героические сюжеты  восхищают  детей и будоражат их воображение  яркой  напевностью, легендарностью  героев.

Наряду  с  другими  жанрами  устного   народного   творчества, вызывающими  особые  эмоции, огромной  любовью у детей   пользуется   сказка.  Сказка полна  чудесного  смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только  развлекает  детей  и радует  детей, но и закладывает  основы  патриотизма. Сказка вводит  ребенка  в воображаемые  обстоятельства  и заставляет  пережить  вместе с  героями  такие чувства, которые  оказывают  влияние  на всю его жизнь. Ребенок  с самого  начала  сказки  вступает на позицию  положительного  героя, вместе с ним  решает  поставленные  задачи. Ребенок  мысленно  принимает  участие  в действиях  героев, переживает  их радости и печали, у него, складываются реалистические  критерии  эстетических  оценок. «Сказки  Тихого  Дона» П. Лебеденко,  Н.Костарев «Волшебники  труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак  и лиса»  и другие.

Ребенок -  соприкасаясь с произведениями  устного   народного   творчества  не  только  овладевает  родным  языком, осваивает  его   красоту, лаконичность, но и приобщается  к культуре   своего  народа, получает  представления  о ней.

Имя  Михаила Александровича  Шолохова -  донской  писатель.  Он  родился  и вырос  в казачьей  станице. С  самого  раннего  детства он  наблюдал  вековые  традиции  казачьего  быта. М.А. Шолохов  очень  любил  свою  землю  и людей, живущих  на  этой земле, своих  земляков. Именно  их он  описывал  в  своих  книгах. Любовь  к земле и красоте  окружающего мира  неразрывно  связана с чувством Родины. Рассказы  о природе, о людях живущих в Донском  краю -  изучаются с целью  познакомить  детей  с красотой  родной  страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал  черты тех  людей, рядом  с которыми жил и трудился, ходил на  охоту  и рыбалку, раскрывал  традиции  и обычаи  казачества. Одним  из них  был  знаменитый  дед  Щукарь -  активный  участник   всех    событий в станице. Он  успевал  все  увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных  событиях. Д. Долинский «Птички -  странички», «Незнакомый  насекомый,  Н.Скребов «Толстопятые  друзья»

Стихи  и рассказы  о войне – являются  важной   составляющей   патриотического    воспитания. Семилетний  Мишка  из рассказа «Нахалёнок» -  озорной, смышленый   пострелёнок -  в трудную  минуту  для  семьи  и всей   станицы  совершает   свой  подвиг -  скачет   на коне  ночью, под   обстрелом, чтобы   сообщить  бойцам о врагах, пришедших в станицу.

В рассказе  М.А. Шолохова  «Федотка» главный герой  рассказа  Федотка  Ушаков – беззаботный  шалун  и весельчак, умудряющийся  затеять  игру  на уроке  с взрослым  дядей. В ответственную  же  минуту  он чувствует   необходимость  помощи  взрослым.  В его помощи нуждается  человек, и Федотка с желанием  и готовностью  помогает, он  ведёт  его к сараю, где спрятано  оружие,  тем самым   предотвращает  беду.

В  рассказе М.А. Шолохова  «Ванюшка» главный  герой  Ванюшка  ещё  малыш.  Во время   войны он  потерял   свою семью. Он жил один,  где  и как  придётся,  существовал  от  помощи  добрых  людей. Нашёлся сильный, мужественный  и добрый   человек забрал   его к себе, отцом  назвался.   И   сразу поверил  Ванюшка  в эту   святую  ложь. Потому  что,  несмотря  на все  невзгоды,  верил он в  доброе  человеческое   участие  в его судьбе, так ему  хотелось быть кому – то  нужным, любимым. В этих  произведениях  М.А. Шолохов  описывал   маленьких  донских казачат  такими,  какими  они   были    в жизни. Какие – то эпизоды  в них  он   взял из   своего   детства, какие  - то из жизни  товарищей односельчан -  станичников.  Дошкольники сопереживают  и волнуются  за героев произведений, осознав   всю  жестокость  и беспощадность   войны  к простым   людям, они  против  военных  действий  нападений  на  мирных  жителей.

Рассказы  о стране  и родном   городе -  это  вид  детской   литературы, который   рекомендуется  для   решения  патриотического   воспитания  дошкольников. Знакомство  детей с бытом, традициями  наших  предков, отдельными историческими   моментами, оказавшими   влияние  на развитие и становление   родной   страны   и города. Н.Костарев  « У нас  на  Дону», «Мы играем  в детский  сад».

Антон  Павлович  Чехов  создавал  свои  произведения  не   только   для   взрослых,  но и  детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

 Антон  Павлович  Чехов  удивительным   образом мог  описать   окружающий  мир  глазами  ребенка, даже  очень  маленького.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

 

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить….  Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака,  которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

 

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Основной   формой  использования  литературы  в воспитании   патриотизма  являются  занятия. Кроме занятий, литературные  произведения  даются  детям  во многих  других   формах. Охотно дети  воспринимают  сюжеты, разыгранные  с помощью  настольного  и печатного театра.  По мотивам  произведений можно  организовать  инсценировки, спектакли. Переживая  сюжет от первого  лица, ребенок глубже постигает  мотивы  действия  персонажей и впитывает  способы   поведения.

Воспитать   патриота  своей  Родины -  ответственная  и сложная задача.  Решение  которой в дошкольном возрасте   только начинается. Планомерная, систематическая  работа, использование  разнообразных  средств  воспитания, общие   усилия   детского  сада  и семьи, ответственность  взрослых  за свои   слова  и поступки  могут дать   положительные результаты и стать   основой  для   дальнейшей   работы  по патриотическому   воспитанию.

Произведения  для  детей  младшего  и среднего  дошкольного  возраста:                                                         

1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый  насекомый».                                                                                                                                                2.Н.Скребов «Толстопятые  друзья».                                                                                                                                                                                                    3.Н. Костарев «У нас  на Дону», «Мы играем  в детский  сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса».                                                                                                       4. Сказки «Кот и лиса», «Казак  и лиса»           

 

Произведения  для  детей  старшего  возраста:

1.А.П. Чехов «Каштанка».                                                                                                                                                                                                                      2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок».                                                                                                                                                                              3.П.Лебеденко «Сказки  Тихого  Дона».                                                                                                                                                                                    4.Т.Тумилевич «Бисеринка».                                                                                                                                                                                                            5.Н.Костарев «Волшебники  труда».  

Используемая   литература

1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое  развитие  дошкольников»  - на  материале  истории  и культуре  Донского  Края.                                                    2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам  о  М.А.Шолохове  и   Донском   крае.                                                                                                                                      3. Интернет   источники  «Писатели  Дона»                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников.

Воспитание   патриотических   чувств  у  детей   дошкольного   возраста   одна   из   задач     нравственного   воспитания  включаются   в  себя  воспитание    гордости  за свою    страну,  любви  к  Родине, её   культуре, истории,  природе, людям, к  своему   родному   краю. Задачи  патриотического   воспитания   решаются   разнообразными   педагогическими   средствами, основным  из  которых  считается  художественное   слово. Художественная  литература  это  вид  искусства, в  котором   слово   является   основным   средством  образного   отражения  жизни, это одна  из  форм  освоения   мира, отражающего богатство  и многообразие   духовной  жизни   человека. Писатели  обращаются  к  универсальным  категориям  и ценностям  бытия: добро  и зло, истина  и красота,  справедливость  и совесть, дружба и любовь. Что  обуславливает   возможность использования  литературных   текстов с целью   воспитания у детей  дошкольного  возраста  нравственных   качеств, в том  числе -  патриотизма.  

Наиболее доступным  восприятию  детьми  дошкольного  возраста  является   устное   народное   творчество, в  котором  отражается  история народа и его  духовное   богатство.  Художественную  ценность  представляют   пословицы, поговорки которые  раскрывают картины   жизни  и быта  казаков, воссоздают особый  казачий  характер. Пословицы  о  казачьей  жизни: «Что  ни казак, то с Дону. Казацкая  жизнь – вся в  песнях. Земля  донская – мать  родная». Нравственный  и поучительный  потенциал  заложен  в казачьих   пословицах  о родителях  и детях: «Женщина -  мать, все её  должны  защищать. Чему ребёнка учишь, то он него  и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга  в беде. Выручай  товарища  в бою – отведёшь  от себя  беду. О труде «От лени  казак  хворает, а в работе  здоровье  закаляет. От безделья  не  бывает  у казака  веселья».

Литература  о казаках  и казачестве  своими   корнями   уходит  в древнерусские  предания  и былины, с их  красочными героическими  описаниями  первых   казаков, стоявших  на  защите  Отечества. Былина  «Битва  Ильи  Муромца  с  жидовином» рассказывает  о противостоянии  казаков  под  предводительством  старого  казака  и атамана Ильи  Муромца  Хазарскому  каганату.  А.М. Листопадов  записал  на Дону былины в различных  донских  станицах, о  трёх богатырях – Илье  Муромца, Добрыне  Никитиче и  Алёше Поповиче. Популярным  и любимым  на  Дону богатырём является Добрыня  Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь  мифического Добрыни  так  много  сходного  с жизнью казака. Содержание  былин  вплотную  подводит   к  патриотическому  воспитанию.  Героические сюжеты  восхищают  детей и будоражат их воображение  яркой  напевностью, легендарностью  героев.

Наряду  с  другими  жанрами  устного   народного   творчества, вызывающими  особые  эмоции, огромной  любовью у детей   пользуется   сказка.  Сказка полна  чудесного  смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только  развлекает  детей  и радует  детей, но и закладывает  основы  патриотизма. Сказка вводит  ребенка  в воображаемые  обстоятельства  и заставляет  пережить  вместе с  героями  такие чувства, которые  оказывают  влияние  на всю его жизнь. Ребенок  с самого  начала  сказки  вступает на позицию  положительного  героя, вместе с ним  решает  поставленные  задачи. Ребенок  мысленно  принимает  участие  в действиях  героев, переживает  их радости и печали, у него, складываются реалистические  критерии  эстетических  оценок. «Сказки  Тихого  Дона» П. Лебеденко,  Н.Костарев «Волшебники  труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак  и лиса»  и другие.

Ребенок -  соприкасаясь с произведениями  устного   народного   творчества  не  только  овладевает  родным  языком, осваивает  его   красоту, лаконичность, но и приобщается  к культуре   своего  народа, получает  представления  о ней.

Имя  Михаила Александровича  Шолохова -  донской  писатель.  Он  родился  и вырос  в казачьей  станице. С  самого  раннего  детства он  наблюдал  вековые  традиции  казачьего  быта. М.А. Шолохов  очень  любил  свою  землю  и людей, живущих  на  этой земле, своих  земляков. Именно  их он  описывал  в  своих  книгах. Любовь  к земле и красоте  окружающего мира  неразрывно  связана с чувством Родины. Рассказы  о природе, о людях живущих в Донском  краю -  изучаются с целью  познакомить  детей  с красотой  родной  страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал  черты тех  людей, рядом  с которыми жил и трудился, ходил на  охоту  и рыбалку, раскрывал  традиции  и обычаи  казачества. Одним  из них  был  знаменитый  дед  Щукарь -  активный  участник   всех    событий в станице. Он  успевал  все  увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных  событиях. Д. Долинский «Птички -  странички», «Незнакомый  насекомый,  Н.Скребов «Толстопятые  друзья»

Стихи  и рассказы  о войне – являются  важной   составляющей   патриотического    воспитания. Семилетний  Мишка  из рассказа «Нахалёнок» -  озорной, смышленый   пострелёнок -  в трудную  минуту  для  семьи  и всей   станицы  совершает   свой  подвиг -  скачет   на коне  ночью, под   обстрелом, чтобы   сообщить  бойцам о врагах, пришедших в станицу.

В рассказе  М.А. Шолохова  «Федотка» главный герой  рассказа  Федотка  Ушаков – беззаботный  шалун  и весельчак, умудряющийся  затеять  игру  на уроке  с взрослым  дядей. В ответственную  же  минуту  он чувствует   необходимость  помощи  взрослым.  В его помощи нуждается  человек, и Федотка с желанием  и готовностью  помогает, он  ведёт  его к сараю, где спрятано  оружие,  тем самым   предотвращает  беду.

В  рассказе М.А. Шолохова  «Ванюшка» главный  герой  Ванюшка  ещё  малыш.  Во время   войны он  потерял   свою семью. Он жил один,  где  и как  придётся,  существовал  от  помощи  добрых  людей. Нашёлся сильный, мужественный  и добрый   человек забрал   его к себе, отцом  назвался.   И   сразу поверил  Ванюшка  в эту   святую  ложь. Потому  что,  несмотря  на все  невзгоды,  верил он в  доброе  человеческое   участие  в его судьбе, так ему  хотелось быть кому – то  нужным, любимым. В этих  произведениях  М.А. Шолохов  описывал   маленьких  донских казачат  такими,  какими  они   были    в жизни. Какие – то эпизоды  в них  он   взял из   своего   детства, какие  - то из жизни  товарищей односельчан -  станичников.  Дошкольники сопереживают  и волнуются  за героев произведений, осознав   всю  жестокость  и беспощадность   войны  к простым   людям, они  против  военных  действий  нападений  на  мирных  жителей.

Рассказы  о стране  и родном   городе -  это  вид  детской   литературы, который   рекомендуется  для   решения  патриотического   воспитания  дошкольников. Знакомство  детей с бытом, традициями  наших  предков, отдельными историческими   моментами, оказавшими   влияние  на развитие и становление   родной   страны   и города. Н.Костарев  « У нас  на  Дону», «Мы играем  в детский  сад».

Антон  Павлович  Чехов  создавал  свои  произведения  не   только   для   взрослых,  но и  детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

 Антон  Павлович  Чехов  удивительным   образом мог  описать   окружающий  мир  глазами  ребенка, даже  очень  маленького.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить….  Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака,  которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Основной   формой  использования  литературы  в воспитании   патриотизма  являются  занятия. Кроме занятий, литературные  произведения  даются  детям  во многих  других   формах. Охотно дети  воспринимают  сюжеты, разыгранные  с помощью  настольного  и печатного театра.  По мотивам  произведений можно  организовать  инсценировки, спектакли. Переживая  сюжет от первого  лица, ребенок глубже постигает  мотивы  действия  персонажей и впитывает  способы   поведения.

Воспитать   патриота  своей  Родины -  ответственная  и сложная задача.  Решение  которой в дошкольном возрасте   только начинается. Планомерная, систематическая  работа, использование  разнообразных  средств  воспитания, общие   усилия   детского  сада  и семьи, ответственность  взрослых  за свои   слова  и поступки  могут дать   положительные результаты и стать   основой  для   дальнейшей   работы  по патриотическому   воспитанию.

Произведения  для  детей  младшего  и среднего  дошкольного  возраста:                                                          

1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый  насекомый».                                                                                2.Н.Скребов «Толстопятые  друзья».                                                                                                                               3.Н. Костарев «У нас  на Дону», «Мы играем  в детский  сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса».                                                                                                                                                                                  4. Сказки «Кот и лиса», «Казак  и лиса»            

Произведения  для  детей  старшего  возраста:

1.А.П. Чехов «Каштанка».                                                                                                                           2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок».                                                                                                                                                              3.П.Лебеденко «Сказки  Тихого  Дона».                                                                                         4.Т.Тумилевич «Бисеринка».                                                                                                                                                                                                     5.Н.Костарев «Волшебники  труда».  

Используемая   литература

1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое  развитие  дошкольников»  - на  материале  истории  и культуре  Донского  Края.                                                                              2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам  о  М.А.Шолохове  и   Донском   крае.                                   3. Интернет   источники  «Писатели  Дона»                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

"Роль отца в семье и его роль в воспитании детей"

В докладе описаны примеры, которые помогают в воспитании детей мужества и умения преодолевать трудности....

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...

«Роль воспитателя и роль детей в подвижной игре во 2 младшей группе»

Рекомендации для педагогов о ценности подвижных игр, правильном и умелом поведение в них....