Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников
статья (старшая группа)

Тимошина Елена Алексеевна

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников.

Воспитание   патриотических   чувств  у  детей   дошкольного   возраста   одна   из   задач     нравственного   воспитания  включаются   в  себя  воспитание    гордости  за свою    страну,  любви  к  Родине, её   культуре, истории,  природе, людям, к  своему   родному   краю. Задачи  патриотического   воспитания   решаются   разнообразными   педагогическими   средствами, основным  из  которых  считается  художественное   слово. Художественная  литература  это  вид  искусства, в  котором   слово   является   основным   средством  образного   отражения  жизни, это одна  из  форм  освоения   мира, отражающего богатство  и многообразие   духовной  жизни   человека. Писатели  обращаются  к  универсальным  категориям  и ценностям  бытия: добро  и зло, истина  и красота,  справедливость  и совесть, дружба и любовь. Что  обуславливает   возможность использования  литературных   текстов с целью   воспитания у детей  дошкольного  возраста  нравственных   качеств, в том  числе -  патриотизма. 

Наиболее доступным  восприятию  детьми  дошкольного  возраста  является   устное   народное   творчество, в  котором  отражается  история народа и его  духовное   богатство.  Художественную  ценность  представляют   пословицы, поговорки которые  раскрывают картины   жизни  и быта  казаков, воссоздают особый  казачий  характер. Пословицы  о  казачьей  жизни: «Что  ни казак, то с Дону. Казацкая  жизнь – вся в  песнях. Земля  донская – мать  родная». Нравственный  и поучительный  потенциал  заложен  в казачьих   пословицах  о родителях  и детях: «Женщина -  мать, все её  должны  защищать. Чему ребёнка учишь, то он него  и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга  в беде. Выручай  товарища  в бою – отведёшь  от себя  беду. О труде «От лени  казак  хворает, а в работе  здоровье  закаляет. От безделья  не  бывает  у казака  веселья».

Литература  о казаках  и казачестве  своими   корнями   уходит  в древнерусские  предания  и былины, с их  красочными героическими  описаниями  первых   казаков, стоявших  на  защите  Отечества. Былина  «Битва  Ильи  Муромца  с  жидовином» рассказывает  о противостоянии  казаков  под  предводительством  старого  казака  и атамана Ильи  Муромца  Хазарскому  каганату.  А.М. Листопадов  записал  на Дону былины в различных  донских  станицах, о  трёх богатырях – Илье  Муромца, Добрыне  Никитиче и  Алёше Поповиче. Популярным  и любимым  на  Дону богатырём является Добрыня  Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь  мифического Добрыни  так  много  сходного  с жизнью казака. Содержание  былин  вплотную  подводит   к  патриотическому  воспитанию.  Героические сюжеты  восхищают  детей и будоражат их воображение  яркой  напевностью, легендарностью  героев.

Наряду  с  другими  жанрами  устного   народного   творчества, вызывающими  особые  эмоции, огромной  любовью у детей   пользуется   сказка.  Сказка полна  чудесного  смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только  развлекает  детей  и радует  детей, но и закладывает  основы  патриотизма. Сказка вводит  ребенка  в воображаемые  обстоятельства  и заставляет  пережить  вместе с  героями  такие чувства, которые  оказывают  влияние  на всю его жизнь. Ребенок  с самого  начала  сказки  вступает на позицию  положительного  героя, вместе с ним  решает  поставленные  задачи. Ребенок  мысленно  принимает  участие  в действиях  героев, переживает  их радости и печали, у него, складываются реалистические  критерии  эстетических  оценок. «Сказки  Тихого  Дона» П. Лебеденко,  Н.Костарев «Волшебники  труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак  и лиса»  и другие.

Ребенок -  соприкасаясь с произведениями  устного   народного   творчества  не  только  овладевает  родным  языком, осваивает  его   красоту, лаконичность, но и приобщается  к культуре   своего  народа, получает  представления  о ней.

Имя  Михаила Александровича  Шолохова -  донской  писатель.  Он  родился  и вырос  в казачьей  станице. С  самого  раннего  детства он  наблюдал  вековые  традиции  казачьего  быта. М.А. Шолохов  очень  любил  свою  землю  и людей, живущих  на  этой земле, своих  земляков. Именно  их он  описывал  в  своих  книгах. Любовь  к земле и красоте  окружающего мира  неразрывно  связана с чувством Родины. Рассказы  о природе, о людях живущих в Донском  краю -  изучаются с целью  познакомить  детей  с красотой  родной  страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал  черты тех  людей, рядом  с которыми жил и трудился, ходил на  охоту  и рыбалку, раскрывал  традиции  и обычаи  казачества. Одним  из них  был  знаменитый  дед  Щукарь -  активный  участник   всех    событий в станице. Он  успевал  все  увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных  событиях. Д. Долинский «Птички -  странички», «Незнакомый  насекомый,  Н.Скребов «Толстопятые  друзья»

Стихи  и рассказы  о войне – являются  важной   составляющей   патриотического    воспитания. Семилетний  Мишка  из рассказа «Нахалёнок» -  озорной, смышленый   пострелёнок -  в трудную  минуту  для  семьи  и всей   станицы  совершает   свой  подвиг -  скачет   на коне  ночью, под   обстрелом, чтобы   сообщить  бойцам о врагах, пришедших в станицу.

В рассказе  М.А. Шолохова  «Федотка» главный герой  рассказа  Федотка  Ушаков – беззаботный  шалун  и весельчак, умудряющийся  затеять  игру  на уроке  с взрослым  дядей. В ответственную  же  минуту  он чувствует   необходимость  помощи  взрослым.  В его помощи нуждается  человек, и Федотка с желанием  и готовностью  помогает, он  ведёт  его к сараю, где спрятано  оружие,  тем самым   предотвращает  беду.

В  рассказе М.А. Шолохова  «Ванюшка» главный  герой  Ванюшка  ещё  малыш.  Во время   войны он  потерял   свою семью. Он жил один,  где  и как  придётся,  существовал  от  помощи  добрых  людей. Нашёлся сильный, мужественный  и добрый   человек забрал   его к себе, отцом  назвался.   И   сразу поверил  Ванюшка  в эту   святую  ложь. Потому  что,  несмотря  на все  невзгоды,  верил он в  доброе  человеческое   участие  в его судьбе, так ему  хотелось быть кому – то  нужным, любимым. В этих  произведениях  М.А. Шолохов  описывал   маленьких  донских казачат  такими,  какими  они   были    в жизни. Какие – то эпизоды  в них  он   взял из   своего   детства, какие  - то из жизни  товарищей односельчан -  станичников.  Дошкольники сопереживают  и волнуются  за героев произведений, осознав   всю  жестокость  и беспощадность   войны  к простым   людям, они  против  военных  действий  нападений  на  мирных  жителей.

Рассказы  о стране  и родном   городе -  это  вид  детской   литературы, который   рекомендуется  для   решения  патриотического   воспитания  дошкольников. Знакомство  детей с бытом, традициями  наших  предков, отдельными историческими   моментами, оказавшими   влияние  на развитие и становление   родной   страны   и города. Н.Костарев  « У нас  на  Дону», «Мы играем  в детский  сад».

Антон  Павлович  Чехов  создавал  свои  произведения  не   только   для   взрослых,  но и  детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

 Антон  Павлович  Чехов  удивительным   образом мог  описать   окружающий  мир  глазами  ребенка, даже  очень  маленького.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

 

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить….  Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака,  которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

 

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Основной   формой  использования  литературы  в воспитании   патриотизма  являются  занятия. Кроме занятий, литературные  произведения  даются  детям  во многих  других   формах. Охотно дети  воспринимают  сюжеты, разыгранные  с помощью  настольного  и печатного театра.  По мотивам  произведений можно  организовать  инсценировки, спектакли. Переживая  сюжет от первого  лица, ребенок глубже постигает  мотивы  действия  персонажей и впитывает  способы   поведения.

Воспитать   патриота  своей  Родины -  ответственная  и сложная задача.  Решение  которой в дошкольном возрасте   только начинается. Планомерная, систематическая  работа, использование  разнообразных  средств  воспитания, общие   усилия   детского  сада  и семьи, ответственность  взрослых  за свои   слова  и поступки  могут дать   положительные результаты и стать   основой  для   дальнейшей   работы  по патриотическому   воспитанию.

Произведения  для  детей  младшего  и среднего  дошкольного  возраста:                                                         

1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый  насекомый».   2.Н.Скребов «Толстопятые  друзья». 3.Н. Костарев «У нас  на Дону», «Мы играем  в детский  сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса».  4. Сказки «Кот и лиса», «Казак  и лиса»           

 

Произведения  для  детей  старшего  возраста:

1.А.П. Чехов «Каштанка».  2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок». 3.П.Лебеденко «Сказки  Тихого  Дона». 4.Т.Тумилевич «Бисеринка».  5.Н.Костарев «Волшебники  труда».  

Используемая   литература

1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое  развитие  дошкольников»  - на  материале  истории  и культуре  Донского  края. 2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам  о  М.А.Шолохове  и   Донском   крае.  3. Интернет   источники  «Писатели  Дона»                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников.

Воспитание   патриотических   чувств  у  детей   дошкольного   возраста   одна   из   задач     нравственного   воспитания  включаются   в  себя  воспитание    гордости  за свою    страну,  любви  к  Родине, её   культуре, истории,  природе, людям, к  своему   родному   краю. Задачи  патриотического   воспитания   решаются   разнообразными   педагогическими   средствами, основным  из  которых  считается  художественное   слово. Художественная  литература  это  вид  искусства, в  котором   слово   является   основным   средством  образного   отражения  жизни, это одна  из  форм  освоения   мира, отражающего богатство  и многообразие   духовной  жизни   человека. Писатели  обращаются  к  универсальным  категориям  и ценностям  бытия: добро  и зло, истина  и красота,  справедливость  и совесть, дружба и любовь. Что  обуславливает   возможность использования  литературных   текстов с целью   воспитания у детей  дошкольного  возраста  нравственных   качеств, в том  числе -  патриотизма.  

Наиболее доступным  восприятию  детьми  дошкольного  возраста  является   устное   народное   творчество, в  котором  отражается  история народа и его  духовное   богатство.  Художественную  ценность  представляют   пословицы, поговорки которые  раскрывают картины   жизни  и быта  казаков, воссоздают особый  казачий  характер. Пословицы  о  казачьей  жизни: «Что  ни казак, то с Дону. Казацкая  жизнь – вся в  песнях. Земля  донская – мать  родная». Нравственный  и поучительный  потенциал  заложен  в казачьих   пословицах  о родителях  и детях: «Женщина -  мать, все её  должны  защищать. Чему ребёнка учишь, то он него  и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга  в беде. Выручай  товарища  в бою – отведёшь  от себя  беду. О труде «От лени  казак  хворает, а в работе  здоровье  закаляет. От безделья  не  бывает  у казака  веселья».

Литература  о казаках  и казачестве  своими   корнями   уходит  в древнерусские  предания  и былины, с их  красочными героическими  описаниями  первых   казаков, стоявших  на  защите  Отечества. Былина  «Битва  Ильи  Муромца  с  жидовином» рассказывает  о противостоянии  казаков  под  предводительством  старого  казака  и атамана Ильи  Муромца  Хазарскому  каганату.  А.М. Листопадов  записал  на Дону былины в различных  донских  станицах, о  трёх богатырях – Илье  Муромца, Добрыне  Никитиче и  Алёше Поповиче. Популярным  и любимым  на  Дону богатырём является Добрыня  Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь  мифического Добрыни  так  много  сходного  с жизнью казака. Содержание  былин  вплотную  подводит   к  патриотическому  воспитанию.  Героические сюжеты  восхищают  детей и будоражат их воображение  яркой  напевностью, легендарностью  героев.

Наряду  с  другими  жанрами  устного   народного   творчества, вызывающими  особые  эмоции, огромной  любовью у детей   пользуется   сказка.  Сказка полна  чудесного  смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только  развлекает  детей  и радует  детей, но и закладывает  основы  патриотизма. Сказка вводит  ребенка  в воображаемые  обстоятельства  и заставляет  пережить  вместе с  героями  такие чувства, которые  оказывают  влияние  на всю его жизнь. Ребенок  с самого  начала  сказки  вступает на позицию  положительного  героя, вместе с ним  решает  поставленные  задачи. Ребенок  мысленно  принимает  участие  в действиях  героев, переживает  их радости и печали, у него, складываются реалистические  критерии  эстетических  оценок. «Сказки  Тихого  Дона» П. Лебеденко,  Н.Костарев «Волшебники  труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак  и лиса»  и другие.

Ребенок -  соприкасаясь с произведениями  устного   народного   творчества  не  только  овладевает  родным  языком, осваивает  его   красоту, лаконичность, но и приобщается  к культуре   своего  народа, получает  представления  о ней.

Имя  Михаила Александровича  Шолохова -  донской  писатель.  Он  родился  и вырос  в казачьей  станице. С  самого  раннего  детства он  наблюдал  вековые  традиции  казачьего  быта. М.А. Шолохов  очень  любил  свою  землю  и людей, живущих  на  этой земле, своих  земляков. Именно  их он  описывал  в  своих  книгах. Любовь  к земле и красоте  окружающего мира  неразрывно  связана с чувством Родины. Рассказы  о природе, о людях живущих в Донском  краю -  изучаются с целью  познакомить  детей  с красотой  родной  страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал  черты тех  людей, рядом  с которыми жил и трудился, ходил на  охоту  и рыбалку, раскрывал  традиции  и обычаи  казачества. Одним  из них  был  знаменитый  дед  Щукарь -  активный  участник   всех    событий в станице. Он  успевал  все  увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных  событиях. Д. Долинский «Птички -  странички», «Незнакомый  насекомый,  Н.Скребов «Толстопятые  друзья»

Стихи  и рассказы  о войне – являются  важной   составляющей   патриотического    воспитания. Семилетний  Мишка  из рассказа «Нахалёнок» -  озорной, смышленый   пострелёнок -  в трудную  минуту  для  семьи  и всей   станицы  совершает   свой  подвиг -  скачет   на коне  ночью, под   обстрелом, чтобы   сообщить  бойцам о врагах, пришедших в станицу.

В рассказе  М.А. Шолохова  «Федотка» главный герой  рассказа  Федотка  Ушаков – беззаботный  шалун  и весельчак, умудряющийся  затеять  игру  на уроке  с взрослым  дядей. В ответственную  же  минуту  он чувствует   необходимость  помощи  взрослым.  В его помощи нуждается  человек, и Федотка с желанием  и готовностью  помогает, он  ведёт  его к сараю, где спрятано  оружие,  тем самым   предотвращает  беду.

В  рассказе М.А. Шолохова  «Ванюшка» главный  герой  Ванюшка  ещё  малыш.  Во время   войны он  потерял   свою семью. Он жил один,  где  и как  придётся,  существовал  от  помощи  добрых  людей. Нашёлся сильный, мужественный  и добрый   человек забрал   его к себе, отцом  назвался.   И   сразу поверил  Ванюшка  в эту   святую  ложь. Потому  что,  несмотря  на все  невзгоды,  верил он в  доброе  человеческое   участие  в его судьбе, так ему  хотелось быть кому – то  нужным, любимым. В этих  произведениях  М.А. Шолохов  описывал   маленьких  донских казачат  такими,  какими  они   были    в жизни. Какие – то эпизоды  в них  он   взял из   своего   детства, какие  - то из жизни  товарищей односельчан -  станичников.  Дошкольники сопереживают  и волнуются  за героев произведений, осознав   всю  жестокость  и беспощадность   войны  к простым   людям, они  против  военных  действий  нападений  на  мирных  жителей.

Рассказы  о стране  и родном   городе -  это  вид  детской   литературы, который   рекомендуется  для   решения  патриотического   воспитания  дошкольников. Знакомство  детей с бытом, традициями  наших  предков, отдельными историческими   моментами, оказавшими   влияние  на развитие и становление   родной   страны   и города. Н.Костарев  « У нас  на  Дону», «Мы играем  в детский  сад».

Антон  Павлович  Чехов  создавал  свои  произведения  не   только   для   взрослых,  но и  детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

 Антон  Павлович  Чехов  удивительным   образом мог  описать   окружающий  мир  глазами  ребенка, даже  очень  маленького.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить….  Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака,  которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Основной   формой  использования  литературы  в воспитании   патриотизма  являются  занятия. Кроме занятий, литературные  произведения  даются  детям  во многих  других   формах. Охотно дети  воспринимают  сюжеты, разыгранные  с помощью  настольного  и печатного театра.  По мотивам  произведений можно  организовать  инсценировки, спектакли. Переживая  сюжет от первого  лица, ребенок глубже постигает  мотивы  действия  персонажей и впитывает  способы   поведения.

Воспитать   патриота  своей  Родины -  ответственная  и сложная задача.  Решение  которой в дошкольном возрасте   только начинается. Планомерная, систематическая  работа, использование  разнообразных  средств  воспитания, общие   усилия   детского  сада  и семьи, ответственность  взрослых  за свои   слова  и поступки  могут дать   положительные результаты и стать   основой  для   дальнейшей   работы  по патриотическому   воспитанию.

Произведения  для  детей  младшего  и среднего  дошкольного  возраста:                                                          

1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый  насекомый».                                                                                2.Н.Скребов «Толстопятые  друзья».                                                                                                                               3.Н. Костарев «У нас  на Дону», «Мы играем  в детский  сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса».                                                                                                                                                                                  4. Сказки «Кот и лиса», «Казак  и лиса»            

Произведения  для  детей  старшего  возраста:

1.А.П. Чехов «Каштанка».                                                                                                                           2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок».                                                                                                                                                              3.П.Лебеденко «Сказки  Тихого  Дона».                                                                                         4.Т.Тумилевич «Бисеринка».                                                                                                                                                                                                     5.Н.Костарев «Волшебники  труда».  

Используемая   литература

1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое  развитие  дошкольников»  - на  материале  истории  и культуре  Донского  Края.                                                                              2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам  о  М.А.Шолохове  и   Донском   крае.                                   3. Интернет   источники  «Писатели  Дона»                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"

В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература"   ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...

" Русская литература-духовная литература"

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!Великой красоты и сложности предел,Животворящий сплав прошедшего и мига,Фундамент для грядущих добрых дел(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомн...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...