Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников
статья (старшая группа)
Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания включаются в себя воспитание гордости за свою страну, любви к Родине, её культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю. Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными педагогическими средствами, основным из которых считается художественное слово. Художественная литература это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни, это одна из форм освоения мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. Художественную ценность представляют пословицы, поговорки которые раскрывают картины жизни и быта казаков, воссоздают особый казачий характер. Пословицы о казачьей жизни: «Что ни казак, то с Дону. Казацкая жизнь – вся в песнях. Земля донская – мать родная». Нравственный и поучительный потенциал заложен в казачьих пословицах о родителях и детях: «Женщина - мать, все её должны защищать. Чему ребёнка учишь, то он него и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга в беде. Выручай товарища в бою – отведёшь от себя беду. О труде «От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет. От безделья не бывает у казака веселья».
Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите Отечества. Былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» рассказывает о противостоянии казаков под предводительством старого казака и атамана Ильи Муромца Хазарскому каганату. А.М. Листопадов записал на Дону былины в различных донских станицах, о трёх богатырях – Илье Муромца, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Популярным и любимым на Дону богатырём является Добрыня Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь мифического Добрыни так много сходного с жизнью казака. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой напевностью, легендарностью героев.
Наряду с другими жанрами устного народного творчества, вызывающими особые эмоции, огромной любовью у детей пользуется сказка. Сказка полна чудесного смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только развлекает детей и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его жизнь. Ребенок с самого начала сказки вступает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него, складываются реалистические критерии эстетических оценок. «Сказки Тихого Дона» П. Лебеденко, Н.Костарев «Волшебники труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак и лиса» и другие.
Ребенок - соприкасаясь с произведениями устного народного творчества не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней.
Имя Михаила Александровича Шолохова - донской писатель. Он родился и вырос в казачьей станице. С самого раннего детства он наблюдал вековые традиции казачьего быта. М.А. Шолохов очень любил свою землю и людей, живущих на этой земле, своих земляков. Именно их он описывал в своих книгах. Любовь к земле и красоте окружающего мира неразрывно связана с чувством Родины. Рассказы о природе, о людях живущих в Донском краю - изучаются с целью познакомить детей с красотой родной страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал черты тех людей, рядом с которыми жил и трудился, ходил на охоту и рыбалку, раскрывал традиции и обычаи казачества. Одним из них был знаменитый дед Щукарь - активный участник всех событий в станице. Он успевал все увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных событиях. Д. Долинский «Птички - странички», «Незнакомый насекомый, Н.Скребов «Толстопятые друзья»
Стихи и рассказы о войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Семилетний Мишка из рассказа «Нахалёнок» - озорной, смышленый пострелёнок - в трудную минуту для семьи и всей станицы совершает свой подвиг - скачет на коне ночью, под обстрелом, чтобы сообщить бойцам о врагах, пришедших в станицу.
В рассказе М.А. Шолохова «Федотка» главный герой рассказа Федотка Ушаков – беззаботный шалун и весельчак, умудряющийся затеять игру на уроке с взрослым дядей. В ответственную же минуту он чувствует необходимость помощи взрослым. В его помощи нуждается человек, и Федотка с желанием и готовностью помогает, он ведёт его к сараю, где спрятано оружие, тем самым предотвращает беду.
В рассказе М.А. Шолохова «Ванюшка» главный герой Ванюшка ещё малыш. Во время войны он потерял свою семью. Он жил один, где и как придётся, существовал от помощи добрых людей. Нашёлся сильный, мужественный и добрый человек забрал его к себе, отцом назвался. И сразу поверил Ванюшка в эту святую ложь. Потому что, несмотря на все невзгоды, верил он в доброе человеческое участие в его судьбе, так ему хотелось быть кому – то нужным, любимым. В этих произведениях М.А. Шолохов описывал маленьких донских казачат такими, какими они были в жизни. Какие – то эпизоды в них он взял из своего детства, какие - то из жизни товарищей односельчан - станичников. Дошкольники сопереживают и волнуются за героев произведений, осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, они против военных действий нападений на мирных жителей.
Рассказы о стране и родном городе - это вид детской литературы, который рекомендуется для решения патриотического воспитания дошкольников. Знакомство детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города. Н.Костарев « У нас на Дону», «Мы играем в детский сад».
Антон Павлович Чехов создавал свои произведения не только для взрослых, но и детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.
Антон Павлович Чехов удивительным образом мог описать окружающий мир глазами ребенка, даже очень маленького.
В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.
О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить…. Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.
Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.
А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.
У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.
В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.
В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака, которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».
В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.
Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.
Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма являются занятия. Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и печатного театра. По мотивам произведений можно организовать инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Произведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый насекомый». 2.Н.Скребов «Толстопятые друзья». 3.Н. Костарев «У нас на Дону», «Мы играем в детский сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса». 4. Сказки «Кот и лиса», «Казак и лиса»
Произведения для детей старшего возраста:
1.А.П. Чехов «Каштанка». 2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок». 3.П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». 4.Т.Тумилевич «Бисеринка». 5.Н.Костарев «Волшебники труда».
Используемая литература
1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое развитие дошкольников» - на материале истории и культуре Донского края. 2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам о М.А.Шолохове и Донском крае. 3. Интернет источники «Писатели Дона»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания включаются в себя воспитание гордости за свою страну, любви к Родине, её культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю. Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными педагогическими средствами, основным из которых считается художественное слово. Художественная литература это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни, это одна из форм освоения мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. Художественную ценность представляют пословицы, поговорки которые раскрывают картины жизни и быта казаков, воссоздают особый казачий характер. Пословицы о казачьей жизни: «Что ни казак, то с Дону. Казацкая жизнь – вся в песнях. Земля донская – мать родная». Нравственный и поучительный потенциал заложен в казачьих пословицах о родителях и детях: «Женщина - мать, все её должны защищать. Чему ребёнка учишь, то он него и получишь». О дружбе «Коня узнаешь в походе, а друга в беде. Выручай товарища в бою – отведёшь от себя беду. О труде «От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет. От безделья не бывает у казака веселья».
Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите Отечества. Былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» рассказывает о противостоянии казаков под предводительством старого казака и атамана Ильи Муромца Хазарскому каганату. А.М. Листопадов записал на Дону былины в различных донских станицах, о трёх богатырях – Илье Муромца, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Популярным и любимым на Дону богатырём является Добрыня Никитич, прозванный здесь «Дончаком».Жизнь мифического Добрыни так много сходного с жизнью казака. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой напевностью, легендарностью героев.
Наряду с другими жанрами устного народного творчества, вызывающими особые эмоции, огромной любовью у детей пользуется сказка. Сказка полна чудесного смысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только развлекает детей и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его жизнь. Ребенок с самого начала сказки вступает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него, складываются реалистические критерии эстетических оценок. «Сказки Тихого Дона» П. Лебеденко, Н.Костарев «Волшебники труда»,Чудо –чудеса», «Кот и лиса», «Казак и лиса» и другие.
Ребенок - соприкасаясь с произведениями устного народного творчества не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней.
Имя Михаила Александровича Шолохова - донской писатель. Он родился и вырос в казачьей станице. С самого раннего детства он наблюдал вековые традиции казачьего быта. М.А. Шолохов очень любил свою землю и людей, живущих на этой земле, своих земляков. Именно их он описывал в своих книгах. Любовь к земле и красоте окружающего мира неразрывно связана с чувством Родины. Рассказы о природе, о людях живущих в Донском краю - изучаются с целью познакомить детей с красотой родной страны. В своих произведениях М.А. Шолохов описывал черты тех людей, рядом с которыми жил и трудился, ходил на охоту и рыбалку, раскрывал традиции и обычаи казачества. Одним из них был знаменитый дед Щукарь - активный участник всех событий в станице. Он успевал все увидеть, услышать, узнать, поучаствовать в разных событиях. Д. Долинский «Птички - странички», «Незнакомый насекомый, Н.Скребов «Толстопятые друзья»
Стихи и рассказы о войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Семилетний Мишка из рассказа «Нахалёнок» - озорной, смышленый пострелёнок - в трудную минуту для семьи и всей станицы совершает свой подвиг - скачет на коне ночью, под обстрелом, чтобы сообщить бойцам о врагах, пришедших в станицу.
В рассказе М.А. Шолохова «Федотка» главный герой рассказа Федотка Ушаков – беззаботный шалун и весельчак, умудряющийся затеять игру на уроке с взрослым дядей. В ответственную же минуту он чувствует необходимость помощи взрослым. В его помощи нуждается человек, и Федотка с желанием и готовностью помогает, он ведёт его к сараю, где спрятано оружие, тем самым предотвращает беду.
В рассказе М.А. Шолохова «Ванюшка» главный герой Ванюшка ещё малыш. Во время войны он потерял свою семью. Он жил один, где и как придётся, существовал от помощи добрых людей. Нашёлся сильный, мужественный и добрый человек забрал его к себе, отцом назвался. И сразу поверил Ванюшка в эту святую ложь. Потому что, несмотря на все невзгоды, верил он в доброе человеческое участие в его судьбе, так ему хотелось быть кому – то нужным, любимым. В этих произведениях М.А. Шолохов описывал маленьких донских казачат такими, какими они были в жизни. Какие – то эпизоды в них он взял из своего детства, какие - то из жизни товарищей односельчан - станичников. Дошкольники сопереживают и волнуются за героев произведений, осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, они против военных действий нападений на мирных жителей.
Рассказы о стране и родном городе - это вид детской литературы, который рекомендуется для решения патриотического воспитания дошкольников. Знакомство детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города. Н.Костарев « У нас на Дону», «Мы играем в детский сад».
Антон Павлович Чехов создавал свои произведения не только для взрослых, но и детей. Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает. Антон Павлович Чехов в своей повести. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.
Антон Павлович Чехов удивительным образом мог описать окружающий мир глазами ребенка, даже очень маленького.
В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру, и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.
О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить…. Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце - концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.
Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.
А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али за место Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.
У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.
В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.
В рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака, которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».
В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.
Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.
Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма являются занятия. Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и печатного театра. По мотивам произведений можно организовать инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Произведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
1.Д.Долинский «Птички – странички», «Незнакомый насекомый». 2.Н.Скребов «Толстопятые друзья». 3.Н. Костарев «У нас на Дону», «Мы играем в детский сад», «Почемучка», «Чудо –чудеса». 4. Сказки «Кот и лиса», «Казак и лиса»
Произведения для детей старшего возраста:
1.А.П. Чехов «Каштанка». 2. М.А.Шолохов «Жерёбенок», «Нахалёнок». 3.П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». 4.Т.Тумилевич «Бисеринка». 5.Н.Костарев «Волшебники труда».
Используемая литература
1.Р.М.Чумичева «Ценностно – смысловое развитие дошкольников» - на материале истории и культуре Донского Края. 2.Л.В.Компанцева «Дошкольникам о М.А.Шолохове и Донском крае. 3. Интернет источники «Писатели Дона»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"
В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература" ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...
" Русская литература-духовная литература"
Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!Великой красоты и сложности предел,Животворящий сплав прошедшего и мига,Фундамент для грядущих добрых дел(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомн...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...
14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"
Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...
