Федеральная образовательная программа дошкольного образования: задачи, структура, содержание
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья 12 Закон об образовании РФ.
• Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.
• Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
Таким образом, создание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения строится сегодня на основе двух важных документов ФГОС и ФОП дошкольного образования.
• С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения России перешли на федеральную образовательную программу.
• Образовательные программы всех дошкольных образовательных учреждений строятся с опорой на федеральную программу.
Федеральная образовательная программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного образования:
• 1.Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
• 2 Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
• 3 Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья 12 Закон об образовании РФ.
• Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.
• Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
Таким образом, создание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения строится сегодня на основе двух важных документов ФГОС и ФОП дошкольного образования.
• С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения России перешли на федеральную образовательную программу.
• Образовательные программы всех дошкольных образовательных учреждений строятся с опорой на федеральную программу.
Федеральная образовательная программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного образования:
• #1042;оспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
• 2 Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
• 3 Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Структура ФОП ДО
Целевой раздел
Содержательный раздел (включает в том числе федеральную рабочую программу воспитания)
Организационный раздел (включает в том числе федеральный календарный план воспитательной работы)
В целевом разделе Федеральной программы представлены
• цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию;
• планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах и на этапе завершения освоения Федеральной программы;
• подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Федеральной программы включает:
• федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает
ϖзадачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся;
ϖобозначает направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП различных целевых групп;
ϖпсихолого-педагогические условия реализации программы, отдельные средства обучения и воспитания дошкольников.
• федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Федеральной программы включает
• описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы.
• В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,
• федеральный календарный план воспитательной работы
При разработке Федеральной программы был учтен ряд научно-теоретических положений:
• о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно осваивающем культуру и социум, и целостности его развития;
• о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый – школьный уровень образования;
• об исторически сложившейся уникальной отечественной системе ДО, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие;
• о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;
• о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как
совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его
индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
• о вариативности методик, методов, приемов и технологий ДО, гибкой системе ДО;
• о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.
Цель программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
- построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
Принципы и подходы к реализации программы едины с ФГОС ДО.
Федеральная программа построена на принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО п. 14,3. Они дополнены следующим принципом: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Планируемые результаты реализации Федеральной программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому результаты освоения Федеральной программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют
собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению дошкольного образования.
Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства:
• младенческий(первое и второе полугодия жизни),
• ранний (от 1 года до 3 лет)
• и дошкольный возраст (от 3 до 7лет).
Планируемые результаты к четырем годам:
• ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
• ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические движения под музыку;
• ребенок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
• ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
• ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4-х предложений, пересказывает знакомые литературные произведения,
• использует речевые формы вежливого общения;
• ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах,
• запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
• ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;
• ребенок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых;
• дружелюбно настроен в отношении других детей; ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»),
• демонстрирует стремление к положительным поступкам;
• ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности,
• владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;
• ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения; и другие результаты
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет
• выявлять особенности и динамику развития ребёнка,
• составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы,
• своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
В программе подчеркивается направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется Организацией.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы, в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
• Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций.
• Ведущий метод диагностики-наблюдение.
• При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных основе которых педагог
• выстраивает взаимодействие с детьми,
• организует РППС
• составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
• осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
• ФОП определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые дошкольным учреждением по основным направлениям развития детей дошкольного возраста - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
В каждой образовательной области определены
• задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям для каждой возрастной группы детей (от двух месяцев до восьми лет)
• И результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.
В область социально-коммуникативное развитие вошли 4 подраздела, по которым группируются задачи:
• в сфере социальных отношений…
• в области формирования основ гражданственности и патриотизма…
• в сфере трудового воспитания…
• в области формирования основ безопасного поведения…
Пример. Социально-коммуникативное развитие
От 3 лет до 4 лет
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
В сфере социальных отношений:
• развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;
• обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;
• поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;
• оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
• приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма –обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
В сфере трудового воспитания
• развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье,
• формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях
(мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки;
• воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
• приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание),
• развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.
В области формирования основ безопасного поведения:
♣ развивать интерес к правилам безопасного поведения;
♣ обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов.
Задачи старшая группа (от 5 до 6 лет)
…В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
• воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
• знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования,
• развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества;
• поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
В сфере трудового воспитания:
• формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
• развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
• знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности…
Содержание образовательной деятельности.
(Социально-коммуникативное развитие От 3 лет до 4 лет )
• …В области формирования основ гражданственности и патриотизма педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения.
• Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.
• Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.)…..
Заканчивается каждая образовательная область краткими результатами, которых достигает ребенок к концу возраста.
Результаты освоения образовательной области социально-коммуникативного развития.(3-4 года)
К концу 4 года жизни,
• ребенок говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру;
• по побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких и сверстников,
• способен к распознаванию и называнию базовых эмоций на основе вербальных и невербальных средств их выражения (мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи);
• ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, владеет способами взаимодействия с детьми, спокойно играет с ними рядом.
• С интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов;
• по примеру педагога бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям;
• проявляет самостоятельность в самообслуживании, интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами в быту, в том числе электронными гаджетами.
В образовательной области познавательное развитие выделены подразделы:
• Сенсорные эталоны и познавательные действия
• Математические представления.
• Окружающий мир
• Природа
Познавательное развитие от 3-4 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
• формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
• развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения;
• обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально положительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;
• конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках;
• расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года,
• знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.
Задачи познавательного развития от 6 до7лет
¬ Задачи по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий…
¬ Задачи по развитию математических представлений…
• Закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;
• расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества,
• развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициях и праздниках; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним,
• формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;
• расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года,
• закреплять умения классифицировать объекты живой природы; …
В образовательной области художественно-эстетическое развитие выделены разделы:
• Приобщение к искусству.
• Изобразительная деятельность:
⎫ рисование,
⎫народное декоративно-прикладное искусство,
⎫лепка,
⎫аппликация.
• Конструктивная деятельность.
• Музыкальная деятельность.
• Театрализованная деятельность.
• Культурно-досуговая деятельность.
Из задач в области художественно-эстетического развития старшая группа:
• …расширять представления детей о народном искусстве, музыкальном фольклоре, художественных промыслах; развивать интерес к участию в фольклорных праздниках…
• продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско- майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки);
• формировать чувства причастности к событиям, происходящим в стране; воспитывать любовь к Родине;
• знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям;
• воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны; воспитывать интерес и желание участвовать участие в праздниках (календарных, государственных, народных) …
После содержания образовательных областей идут разделы:
• 23 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы.
• 24 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
• #1057;пособы и направления поддержки детской инициативы.
На этих разделах мы остановимся позднее более подробно.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности о целях ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, об образовательной программе, реализуемой в ДОО о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) развитие ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Направления взаимодействия ДОУ с родителями по ФОП ДО.
Диагностико-аналитическое направление:
Получение и анализ данных о семье.., её запросах; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей… планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Просветительское направление:
Просвещение родителей по вопросам психофизиологического и психического развития детей; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста..,; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми; -групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы; +информационные проспекты, стенды ширмы, папки-передвижки для родителей; -журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей ; педагогические библиотеки для родителей; -сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиа-репортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей.
Консультационное направление:
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со
сверстниками и педагогом, возникающих проблемных ситуациях, способах взаимодействия с ребенком разного возраста, способах участия в детских деятельностях.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
• Основной целью взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста является «установление доверительного делового контакта» между семьей и ДОУ.
Для достижения этой цели важно осуществлять
• дифференцированный подход в работе с семьей, в зависимости от образовательных потребностей родителей в отношении ребенка и их воспитательных установок и позиции,
• выстраивание профессионального диалога с родителями.
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образование в Организации направлено на
• обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы)включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов;
• оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы,
• их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Дошкольная образовательная организация имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать:
• план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
• рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы.
• методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач Программы КРР.
• В программе определяются цель и задачи КРР работы с особыми детьми, определяется с кем и на каком основании такая работы может проводиться - т.е. категории воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
• КРР работа осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых и или индивидуальных занятий.
• В программе представлено содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями на уровне дошкольного образования.
Отдельно определено направленность работы
• с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,
• часто болеющими детьми,
• одаренными детьми,
• детьми –билингвами и детьми из семей мигрантов,
• детьми с психологическми проблемами в здоровье и эмоциональном состоянии, которые отнесены к категории «группы риска».
• После раздела Направления и задачи коррекционно-развивающей работы следует Федеральная рабочая программа
воспитания.
• Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
• С программой воспитания мы также подробнее познакомимся отдельно.
Федеральная рабочая программа воспитания.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
• Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества ‒
• жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
• крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
• гуманизм, милосердие, справедливость,
• коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
• историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Общая цель воспитания в ДОО ‒ личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
• 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
• 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
• 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания:
• Патриотическое направление воспитания
• Духовно-нравственное воспитание( как стремление к нравственному совершенствованию)
• Социальное направление воспитания (формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку)
• Познавательное направление воспитания.(формирование ценности познания)
• Физическое и оздоровительное направление воспитания
• Трудовое направление воспитания
• Эстетическое направление воспитания
Направления воспитания | Ценности | Целевые ориентиры |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Духовно- нравственное
| Жизнь, милосердие, добро | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Познание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье, жизнь | • Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья – занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. • Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. • Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. • Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. |
Трудовое | Труд | •Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. • Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Эстетическое | Культура и красота | • Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. • Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. • Проявляющий художественно-эстетический вкус. |
Средства воспитания
Уклад образовательной организации.
• Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж;
• отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО;
• ключевые правила ДОО;
• традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО;
• особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
• социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
• Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой.
• Общности образовательной организации.
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребёнок (дети), педагог – родители (законные представители)
Содержательный раздел программы воспитания
Раскрывает возможности ДОУ в решении задач воспитания.
• И рассматривает такие его воспитательные компоненты как
• уклад -в качестве установившегося порядка жизни ДОУ,
• особенности воспитывающей среды образовательной организации,
• общности образовательной организации внутри ДОО- как систему связей и отношений между людьми на основе общих ценностей и целей (основная общность-педагог –родители дети).
• Далее даются рекомендации по написанию программы воспитания ДОУ с учетом определенных компонентов, задач воспитательной работы и образовательных областей.
В организационном разделе программы воспитания рассматриваются требования к
• кадровому и нормативно-методическому обеспечению программы,
• к условиям воспитательной работы с особыми категориями детей.
• Не запутайтесь! На этом слайде мы закончили рассматривать программу воспитания ( которая, как самостоятельная составляющая включена в Содержательный раздел ФОП)
• Дальше продолжаем рассматривать ФОП ДО ее последний, 3й раздел
Организационный раздел федеральной программы образования включает:
• Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.
• Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
• Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
• Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации
Программы образования.
• Примерный перечень анимационных и кинематографических произведений.
В разделе определены психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.
• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие…), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия)…
• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды…
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка …
• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга)
• оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий….
Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах
В программе подчеркивается что, режим и распорядок дня устанавливается с учетом
• санитарно-эпидемиологических требований,
• условий реализации программы Организации,
• потребностей участников образовательных отношений.
Согласно ФОП основными компонентами режима в ДОО являются:
• сон,
• пребывание на открытом воздухе (прогулка),
• образовательная деятельность,
• игровая деятельность и отдых по собственному выбору
• (самостоятельная деятельность),
• прием пищи,
• личная гигиена.
Режим дня должен быть гибким, однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование
⎫самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми,
⎫коллективных и индивидуальных игр,
⎫достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня,
⎫обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью
Федеральный календарный план воспитательной работы
План является единым для ДОО.
• ДОУ вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
• Все мероприятия должны проводиться с учётом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программе
В консультации представлен материал о том, что такое стандарт, какие требования устанавливает, представлены критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС, основные принципы дош...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

"Изменения в содержании дошкольного образования в связи с переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования"
Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24...
Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла
Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...
Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,
Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...
