Федеральная образовательная программа дошкольного образования: задачи, структура, содержание
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья 12 Закон об образовании РФ.

• Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.

• Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

 

Таким образом, создание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения строится сегодня на основе двух важных документов ФГОС и ФОП дошкольного образования.

• С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения России перешли на федеральную образовательную программу.

• Образовательные программы всех дошкольных образовательных учреждений строятся с опорой на федеральную программу.

 

Федеральная образовательная программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного образования:

• 1.Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.

• 2 Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

• 3 Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья 12 Закон об образовании РФ.

• Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.

• Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

Таким образом, создание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения строится сегодня на основе двух важных документов ФГОС и ФОП дошкольного образования.

• С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения России перешли на федеральную образовательную программу.

• Образовательные программы всех дошкольных образовательных учреждений строятся с опорой на федеральную программу.

Федеральная образовательная программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного образования:

• #1042;оспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.

• 2 Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

• 3 Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

Структура ФОП ДО

Целевой раздел

Содержательный раздел (включает в том числе федеральную рабочую программу воспитания)

Организационный раздел (включает в том числе федеральный календарный план воспитательной работы)

В целевом разделе Федеральной программы представлены

• цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию;

• планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах и на этапе завершения освоения Федеральной программы;

• подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Федеральной программы включает:

• федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает

ϖзадачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп

обучающихся;

ϖобозначает направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП различных целевых групп;

ϖпсихолого-педагогические условия реализации программы, отдельные средства обучения и воспитания дошкольников.

• федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Федеральной программы включает

• описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы.

• В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,

• федеральный календарный план воспитательной работы

При разработке Федеральной программы был учтен ряд научно-теоретических положений:

• о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно осваивающем культуру и социум, и целостности его развития;

• о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый – школьный уровень образования;

• об исторически сложившейся уникальной отечественной системе ДО, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие;

• о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;

• о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как

совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его

индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;

• о вариативности методик, методов, приемов и технологий ДО, гибкой системе ДО;

• о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.

Цель программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Цель программы достигается через решение следующих задач:

  • обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
  • построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей

Принципы и подходы к реализации программы едины с ФГОС ДО.

Федеральная программа построена на принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО п. 14,3. Они дополнены следующим принципом: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Планируемые результаты реализации Федеральной программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Поэтому результаты освоения Федеральной программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют

собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению дошкольного образования.

Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства:

• младенческий(первое и второе полугодия жизни),

• ранний (от 1 года до 3 лет)

• и дошкольный возраст (от 3 до 7лет).

Планируемые результаты к четырем годам:

• ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;

• ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические движения под музыку;

• ребенок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;

• ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;

• ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4-х предложений, пересказывает знакомые литературные произведения,

• использует речевые формы вежливого общения;

• ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах,

• запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;

• ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;

• ребенок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых;

• дружелюбно настроен в отношении других детей; ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»),

• демонстрирует стремление к положительным поступкам;

• ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности,

• владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;

• ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения; и другие результаты

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Она позволяет

• выявлять особенности и динамику развития ребёнка,

• составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы,

• своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.

В программе подчеркивается направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.

Периодичность проведения педагогической диагностики определяется Организацией.

Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы, в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.

• Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций.

• Ведущий метод диагностики-наблюдение.

• При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных основе которых педагог

• выстраивает взаимодействие с детьми,

• организует РППС

• составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,

• осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

• ФОП определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые дошкольным учреждением по основным направлениям развития детей дошкольного возраста - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

В каждой образовательной области определены

• задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям для каждой возрастной группы детей (от двух месяцев до восьми лет)

• И результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.

В область социально-коммуникативное развитие вошли 4 подраздела, по которым группируются задачи:

• в сфере социальных отношений…

• в области формирования основ гражданственности и патриотизма…

• в сфере трудового воспитания…

• в области формирования основ безопасного поведения…

Пример. Социально-коммуникативное развитие

От 3 лет до 4 лет

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

В сфере социальных отношений:

• развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;

• обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;

• поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;

• оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

• приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма –обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.

В сфере трудового воспитания

• развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье,

• формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях

(мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки;

• воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

• приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание),

• развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

В области формирования основ безопасного поведения:

развивать интерес к правилам безопасного поведения;

обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов.

Задачи старшая группа (от 5 до 6 лет)

…В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

• воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;

• знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования,

• развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества;

• поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

В сфере трудового воспитания:

• формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

• развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

• знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности…

Содержание образовательной деятельности.

(Социально-коммуникативное развитие От 3 лет до 4 лет )

• …В области формирования основ гражданственности и патриотизма педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения.

• Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.

• Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.)…..

Заканчивается каждая образовательная область краткими результатами, которых достигает ребенок к концу возраста.

Результаты освоения образовательной области социально-коммуникативного развития.(3-4 года)

К концу 4 года жизни,

• ребенок говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру;

• по побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких и сверстников,

• способен к распознаванию и называнию базовых эмоций на основе вербальных и невербальных средств их выражения (мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи);

• ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, владеет способами взаимодействия с детьми, спокойно играет с ними рядом.

• С интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов;

• по примеру педагога бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям;

• проявляет самостоятельность в самообслуживании, интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами в быту, в том числе электронными гаджетами.

В образовательной области познавательное развитие выделены подразделы:

• Сенсорные эталоны и познавательные действия

• Математические представления.

• Окружающий мир

• Природа

Познавательное развитие от 3-4 лет

В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

• формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;

• развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения;

• обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально положительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;

• конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках;

• расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года,

• знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

Задачи познавательного развития от 6 до7лет

¬ Задачи по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий…

¬ Задачи по развитию математических представлений…

• Закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;

• расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества,

• развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициях и праздниках; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним,

• формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

• расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года,

• закреплять умения классифицировать объекты живой природы; …

В образовательной области художественно-эстетическое развитие выделены разделы:

• Приобщение к искусству.

• Изобразительная деятельность:

рисование,

народное декоративно-прикладное искусство,

лепка,

аппликация.

• Конструктивная деятельность.

• Музыкальная деятельность.

• Театрализованная деятельность.

• Культурно-досуговая деятельность.

Из задач в области художественно-эстетического развития старшая группа:

• …расширять представления детей о народном искусстве, музыкальном фольклоре, художественных промыслах; развивать интерес к участию в фольклорных праздниках…

• продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско- майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки);

• формировать чувства причастности к событиям, происходящим в стране; воспитывать любовь к Родине;

• знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям;

• воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны; воспитывать интерес и желание участвовать участие в праздниках (календарных, государственных, народных) …

После содержания образовательных областей идут разделы:

• 23 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы.

• 24 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

• #1057;пособы и направления поддержки детской инициативы.

На этих разделах мы остановимся позднее более подробно.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности о целях ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, об образовательной программе, реализуемой в ДОО о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста;

2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) развитие ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Направления взаимодействия ДОУ с родителями по ФОП ДО.

Диагностико-аналитическое направление:

Получение и анализ данных о семье.., её запросах; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей… планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;

опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Просветительское направление:

Просвещение родителей по вопросам психофизиологического и психического развития детей; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста..,; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми; -групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы; +информационные проспекты, стенды ширмы, папки-передвижки для родителей; -журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей ; педагогические библиотеки для родителей; -сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиа-репортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей.

Консультационное направление:

Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со

сверстниками и педагогом, возникающих проблемных ситуациях, способах взаимодействия с ребенком разного возраста, способах участия в детских деятельностях.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

• Основной целью взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста является «установление доверительного делового контакта» между семьей и ДОУ.

Для достижения этой цели важно осуществлять

• дифференцированный подход в работе с семьей, в зависимости от образовательных потребностей родителей в отношении ребенка и их воспитательных установок и позиции,

• выстраивание профессионального диалога с родителями.

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образование в Организации направлено на

• обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы)включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов;

• оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы,

• их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

Дошкольная образовательная организация имеет право и возможность разработать программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать:

• план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;

• рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы.

• методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач Программы КРР.

• В программе определяются цель и задачи КРР работы с особыми детьми, определяется с кем и на каком основании такая работы может проводиться - т.е. категории воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.

• КРР работа осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых и или индивидуальных занятий.

• В программе представлено содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями на уровне дошкольного образования.

Отдельно определено направленность работы

• с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,

• часто болеющими детьми,

• одаренными детьми,

• детьми –билингвами и детьми из семей мигрантов,

• детьми с психологическми проблемами в здоровье и эмоциональном состоянии, которые отнесены к категории «группы риска».

• После раздела Направления и задачи коррекционно-развивающей работы следует Федеральная рабочая программа

воспитания.

• Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

• С программой воспитания мы также подробнее познакомимся отдельно.

Федеральная рабочая программа воспитания.

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

• Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества ‒

• жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,

• крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,

• гуманизм, милосердие, справедливость,

• коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,

• историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Общая цель воспитания в ДОО ‒ личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

• 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

• 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

• 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Общие задачи воспитания в ДОО

1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Направления воспитания:

• Патриотическое направление воспитания

• Духовно-нравственное воспитание( как стремление к нравственному совершенствованию)

• Социальное направление воспитания (формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку)

• Познавательное направление воспитания.(формирование ценности познания)

• Физическое и оздоровительное направление воспитания

• Трудовое направление воспитания

• Эстетическое направление воспитания

Направления

воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление o

своей стране - России, испытывающий чувство

привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Духовно-

нравственное

Жизнь,

милосердие, добро

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;

Самостоятельно различающий основные отрицательные и

положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Социальное

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и

поведение; принимающий и уважающий различия между

людьми.

Владеющий основами речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и

слышать собеседника, способный взаимодействовать со

взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и

дел.

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом.

Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.

Физическое и

оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья – занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.

Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности.

Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха.

Трудовое

Труд

•Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Эстетическое

Культура и

красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.

Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

Проявляющий художественно-эстетический вкус.

Средства воспитания

Уклад образовательной организации.

• Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж;

• отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО;

• ключевые правила ДОО;

• традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО;

• особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;

• социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).

• Воспитывающая среда образовательной организации.

Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой.

• Общности образовательной организации.

Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребёнок (дети), педагог – родители (законные представители)

Содержательный раздел программы воспитания

Раскрывает возможности ДОУ в решении задач воспитания.

• И рассматривает такие его воспитательные компоненты как

• уклад -в качестве установившегося порядка жизни ДОУ,

• особенности воспитывающей среды образовательной организации,

• общности образовательной организации внутри ДОО- как систему связей и отношений между людьми на основе общих ценностей и целей (основная общность-педагог –родители дети).

• Далее даются рекомендации по написанию программы воспитания ДОУ с учетом определенных компонентов, задач воспитательной работы и образовательных областей.

В организационном разделе программы воспитания рассматриваются требования к

• кадровому и нормативно-методическому обеспечению программы,

• к условиям воспитательной работы с особыми категориями детей.

• Не запутайтесь! На этом слайде мы закончили рассматривать программу воспитания ( которая, как самостоятельная составляющая включена в Содержательный раздел ФОП)

• Дальше продолжаем рассматривать ФОП ДО ее последний, 3й раздел

Организационный раздел федеральной программы образования включает:

• Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.

• Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

• Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

• Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации

Программы образования.

• Примерный перечень анимационных и кинематографических произведений.

В разделе определены психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.

• решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие…), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия)…

• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды…

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка …

• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга)

• оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий….

Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах

В программе подчеркивается что, режим и распорядок дня устанавливается с учетом

• санитарно-эпидемиологических требований,

• условий реализации программы Организации,

• потребностей участников образовательных отношений.

Согласно ФОП основными компонентами режима в ДОО являются:

• сон,

• пребывание на открытом воздухе (прогулка),

• образовательная деятельность,

• игровая деятельность и отдых по собственному выбору

• (самостоятельная деятельность),

• прием пищи,

• личная гигиена.

Режим дня должен быть гибким, однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.

При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование

самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми,

коллективных и индивидуальных игр,

достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня,

обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.

Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью

Федеральный календарный план воспитательной работы

План является единым для ДОО.

• ДОУ вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

• Все мероприятия должны проводиться с учётом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программе

В консультации представлен материал о том, что такое стандарт, какие требования устанавливает, представлены критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС, основные принципы  дош...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

"Изменения в содержании дошкольного образования в связи с переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования"

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24...

Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла

Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...

Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,

Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...