Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программе
консультация на тему

Волкова Наталия Николаевна

В консультации представлен материал о том, что такое стандарт, какие требования устанавливает, представлены критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС, основные принципы  дошкольного образования, содержание программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 1194

Консультация для воспитателей

 «Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования  к структуре основной общеобразовательной программ»

Подготовила:
Старший воспитатель Волкова Н.Н.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 1194 СВОУО
127562, г. Москва, шоссе Алтуфьевское, д.18б
Тел./факс 8- 499 201-68-01; 8- 499- 201-06-00
E-mail: dousv1194@yandex.ru

Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования  к структуре основной общеобразовательной программ

Глава 2. Система образования

Статья 12. Образовательные  программы.

Образовательная программа дошкольного образования  

П.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования

           Принят Советом министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам 28 августа 2013г.

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  17 октября 2013 г. № 1155

Закон об образовании в РФ. Ст. 12, п.10 Примерные основные  образовательные программы ;

 включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой;

Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной;

Идет процедура разработки примерных образовательных программ, создание реестра.

        

Из интервью    первого замминистра образования и науки Натальи Третьяк  : «Этот стандарт будет вводиться поэтапно, по мере готовности учреждений. Мы рассчитываем, что переходный период займет три года. Этого времени должно быть достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей. По новому закону, напомню, повышение квалификации педагогов должно осуществляться не реже чем один раз в три года. Министерство уже запустило соответствующие проекты.

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС:

  • Разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования
  • Нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования
  • Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательной организации
  • Определен  перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС  дошкольного образования
  • Разработаны локальные акты, регламентирующие  установление заработной платы работников образовательной организации .

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС:

  • Определена  модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия  с другими  организациями, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы
  • Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС дошкольного образования
  • Осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников образовательной организации
  • Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы  в соответствии с ФГОС

ФГОС дошкольного образования является основой для:

  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы)
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы
  •  формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы

Основные принципы  дошкольного образования

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства обогащение  (амплификация) детского развития
  • индивидуализация дошкольного образования
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития)
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт устанавливает  требования:

  • - к структуре Программы и ее объёму
  • - к условиям реализации Программы
  • - к результатам освоения Программы

Реализация Программы осуществляется Организацией   или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации .

Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и его объему  

  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта
  • Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена на:

  • создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности
  • на создание развивающей образовательной среды

Содержание Программы

  1. Познавательное развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое  развитие
  5. Физическое развитие

Содержание Программы    должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • Предметно-пространственная развивающая среда
  • Характер взаимодействия со взрослыми
  •  Характер взаимодействия с другими детьми
  • Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе

Объем обязательной части Программы рекомендуется

не менее  60%  от её общего объема.Обязательная часть  предполагает комплексность подхода, обеспечивающая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.Часть, формируемая  участниками образовательных отношений  не более 40% от её общего объема .Должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной программы .

Программа должна включать три основных раздела:

  • Целевой
  • Содержательный  
  • Организационный

  В  каждом  разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений 

1 раздел Программы: Целевой раздел  включает

1.1.Пояснительную записку

  • цели и задачи реализации программы ;
  • принципы и  подходы к формированию Программы;
  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.  Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • приоритетные направления деятельности
  • 1.2.Планируемые результаты
  • Конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной  части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов .

 2. раздел Программы: Содержательный

      представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное    развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

  • описание образовательной  деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка  в пяти образовательных областях с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
  • б) описание вариативных форм, способов, средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
  • в)  описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой

В содержательном разделе программы должны быть представлены :

  • особенности  образовательной деятельности разных видов деятельности и культурных практиках
  • способы и направления поддержки детской инициативы
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  • иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
  • 3. раздел Программы: Организационный

Раздел  должен содержать:

  • Описание  материально-технического обеспечения Программы
  • Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  • Включать распорядок и/или режим дня. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
  • Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  • может включать  различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно
  • должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы  детей, членов их семей и педагогов

ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных  и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
  • выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
  • сложившиеся традиции Организации  или Группы

Дополнительный раздел Программы –  Краткая презентация Программы

Краткая презентация Программы должна быть  ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В ней должны быть указаны:

  • Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными  возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей
  • Используемые Примерные программы
  • Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Выступление на педсовете на тему "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования."

В своем выступлении я раскрыла  принципы к формированию программы,  содержание  психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей,  деятельность детей и в...