ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
материал (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Пополнять багаж знаний о Великой Отечественной войне и лучше, понятнее всего это сделать с помощью изобразительного искусства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Пополнять багаж знаний о Великой Отечественной войне и лучше, понятнее всего это сделать с помощью изобразительного искусства.
В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Цель нашей работы с детьми по патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства - создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. (Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании: формирование основ гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества) Из данной цели вытекают следующие задачи, которые мы поставили перед собой:
- Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям средствами изобразительного искусства.
- Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – городе Оренбурге через детское изобразительное творчество.
- Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности, рассматривания произведений искусства.
- Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, государственной символики России.
- Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому.
Для себя мы определили следующие направления (блоки) изобразительного искусства по патриотическому воспитанию, которые просматриваются в практическом руководстве «Воспитателю о воспитании» Данное практическое руководство мы используем в работе уже 2 год:
- родная природа;
- декоративно-прикладное искусство;
- героическое прошлое;
- формирование любви к малой Родине, семье.
Кратко расскажем о нашей работе по каждому направлению (блоку)
Родная природа
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма открывает нам родная природа. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, - это уже Родина и её надо любить и беречь. Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. На занятиях мы знакомим детей с художниками и их картинами, рассматриваем картины и беседуем. В работе по этому направлению (блоку) мы совмещаем различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепку из пластилина и тестопластику, пластилинографию. В практическом руководстве «Воспитателю о воспитании» данная тема наиболее полно и ярко раскрывается в апреле, где ценностью месяца является природа. В старшей группе мы знакомились с заповедником «Самарская Лука» и размещали его на карте Самарской области. В подготовительной к школе группе при работе с картой России мы знакомимся с заповедниками России и размещаем их карте.
Декоративно-прикладное искусство
Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, которое передается из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры.
В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева... - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и сердце!
В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.
На занятиях дошкольники изучают построение несложных узоров и орнаментов; выполняют упражнения в освоении различных мазков (капля, волна, зигзаг); знакомятся с народными традициями и промыслами (Дымковская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово).
С детьми выполняли такие работы: закладка для книги «Городецкий цветок», «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками», «Яблочные кони» по мотивам дымковской игрушки, «Платочек с ромашками», «Радужные цветы», «Чашечка для куклы» (хохломские ягодки), «Дымковская барышня». «Красивая ваза» (по мотивам Гжели), «Солнышко» (по мотивам дымковской игрушки), «Красивый шарфик» (орнамент в полосе).
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми мы знакомим детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. В практическом руководстве данная тема более полно прослеживается в ноябре, когда на карту России мы помещаем центры художественного промысла.
Героическое прошлое
Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне, которая была успешно выполнена.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, в частности, уважение к историческому военному прошлому и героям Великой Отечественной войны посредством различных видов изобразительного искусства строилась следующим образом:
- Тема: «Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи» предполагает использование репродукций картин А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Пластова «Фашист пролетел», В. Штраниха «Салют Победы»);
- На занятии по теме «Плакаты призывали на фронт» дети рассматривают плакаты «Родина-мать зовет!» И. Торидзе, «Воин Красной армии, спаси!», В. Корецкий (ознакомление с агитационно-массовым искусством плаката);
- В ходе образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со скульптурой больших и малых форм образ воина- победителя может быть представлен монументальными скульптурами Е. Вучетича «Неизвестный солдат», «Мамаев курган», «Вечный огонь»;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, детьми войны. Интерактивные выставки репродукций картин известных художников («Война в картинах художника К. Васильева», «Прощание славянки», «Портрет маршала Жукова»).
- Беседы по живописному произведению (Ю. Непринцев «Отдых после боя»)
- Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций) («День Победы», «Я помню, я горжусь», «Город-герой Сталинград»).
- Игровые формы работы (Познавательно-игровая программа «Улицы города рассказывают», викторина «Защитники Отечества»)
- Посещение памятных мест в родном городе, организация экскурсий совместно с родителями к памятным местам.
Каждый год мы реализуем проекты «День Победы в рисунках детей», для этого проводилась большая работа. Просматривали мультфильмы о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, вспомнили о ветеранах, затронули такую тему как «Дети и война», использовали мультимедийные презентации, дети все свои впечатления отражали в рисунках. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо.
Формирование любви к малой Родине, семье
Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. На занятиях дети начинают понимать, что являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины - города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России - граждане страны. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. В практическом руководстве данные блоки нашли свое отражение в ноябре, где ценностью выступает «семья», и в мае, где ценностью является «родина»
Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...
Доклад на тему:Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. "Открытка солдату"
quot;Открытка солдату"Цель: 1. Учить детей планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом.2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.3. Формировать представления детей ...
