Мастер -класс для педагогов
материал

Новикова Виктория Юрьевна

Тема: «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_pedagogov.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное методическое объединение  воспитателей старшего дошкольного возраста Борисовского района

Тема. «Безопасность как одно из направлений социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов

«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Подготовила

Новикова Виктория Юрьевна,

Воспитатель МБДОУ

«Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

2024 год

Тема: «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Мастер -класс для педагогов

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного детства на мастер-классе «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности». 

Начнём мы нашу встречу с приветствия. У меня в руках частичка солнца, она несет в себе тепло, радость, надежду, любовь и свет. Вот это - солнечные лучики.... Возьмите лучик солнца, назовите свое имя и охарактеризуйте себя по первой букве своего имени. Меня зовут Лена – лёгкая, Вас Марина - миролюбивая  т. д. Мы сейчас не только познакомились, но и стали ближе к друг другу, я вижу что вы улыбнулись.

Когда-то и мы были детьми, маленькими солнечными лучиками. Нас окружал огромный незнакомый, полный опасностей мир.

Вокруг нас на небосводе появлялись мрачные, грозные тучи - опасности: шумные улицы и движущийся транспорт, дом, полный опасностей, пожароопасные предметы, незнакомые люди на улицах города и полный неожиданностей мир природы. Часто эти тучи проливались на нас холодным дождем. Взрослые оберегали нас, помогали разогнать эти опасные тучи, и на небе появлялась радуга...

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Об актуальности формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников говорит и печальная статистика пожаров и несчастных случаев с участием детей. Как сформировать у ребенка навыком безопасного поведения? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как воспитать желание помогать друг другу?

Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь".

Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.

Все мы знаем , что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.  Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее   опасных  ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения .Поэтому задача  нас взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с часто встречающихся опасных ситуациях и научить справляться с ними.

Выделяется  ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома
  • Опасности на улице и дороге
  • Опасности на природе
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Формула безопасности гласит:

  • Предвидеть опасность.
  • При возможности избегать  опасность.
  • При необходимости действовать (где надо – на помощь звать)

Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями:

  • Через непосредственное восприятие окружающего мира.
  • Второй путь – познание действительности через разные источники информации.
  • Через специально организованную  работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.

Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагаем  использовать следующие методы  работы.    

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.              

Дидактические игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности,
  • сформировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения,
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Для того ,чтобы достичь положительного результата , необходимо выполнять  определенные требования к дидактическим играм:

Игры  должны быть:

-   реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближенные к реальным объектам);

-   должны быть  занимательными (содержать игровые элементы, задания), красочными, динамичными;

- отвечать конкретным образовательным задачам;

- соответствовать  возрастным возможностям детей;

-  предназначены как для коллективного,   так и для индивидуального использования.

Предлагаем  поиграть в игру «Найди знак».

Попрошу выйти  6 человек. Перед вами лежат карточки с изображением дорожных знаков. Я сейчас буду загадывать загадки , а вы должны найти среди них отгадки.

Знаки сервиса

Наша бабушка в тревоге
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко, доктор рядом.    (Пункт первой медицинской помощи - Больница)

Тут и вилка, тут и ложка:
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
                                (Пункт питания)  

Знаки предупреждающие

Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак «Дикие животные» 
Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!      

Запрещающие знаки
Не дудите музыканты,
Если даже вы таланты.
Тут сигналить не годится
Рядом школа и больница.
                   (Подача звукового сигнала запрещена) 

Всех, у кого велосипед,
Хочу предостеречь от бед:
Кататься, юные друзья,
На нем по улице нельзя.
                   (Движение на велосипеде запрещено) 

Сейчас будет играть музыка , пока она будет звучать , вы танцуете . Как только музыка закончится , справ должны встать запрещающие знаки, слева –предупреждающие , прямо- знаки сервиса.
Вывод

Дидактические игры можно использовать в развлечениях, в непосредственной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах. У детей,  активно развивается, тренируется внимание, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть.

Метод сравнения.

При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например:

-Сегодня мы с вами поговорим о нём…

На него можно смотреть без конца.

Он бывает красивый, а бывает и страшный.

Он бывает полезный, а бывает опасный.

Бывает он другом и бывает врагом.

Как вы думаете что это?

В.: Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг.

Свеча

пожар в лесу

газ

утюг

камин

спички

костёр

пожар в доме

вечный огонь

Ситуативно-имитационное моделирование

Этот метод даёт возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами, моделировать угрожающие опасные ситуации и проигрывать стратегию поведения, формировать опыт безопасности у детей в природе , на дороге, в быту.

Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками может разворачиваться в следующем порядке:

  • Ознакомление с макетом; экскурсия по игровому уголку.
  • Инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы или рассказа из личного опыта).
  • Совместное моделирование ситуаций на макете или  в игровом уголке.
  • Самостоятельные игры детей.

Разыгрывание ролевой ситуации

И предлагаю вам сейчас поиграть. (Надеваю на голову каждому участнику маску с изображением).

Участники встают в ряд к зрителям

Даю установку: Каждый участник по очереди задаёт вопрос про себя. Зрители отвечают ему ответом «Да-Нет».

 Пока участник не догадается, что за маска на нём.

Участники узнали свои роли.

Далее спрашиваю:

А теперь вы мне скажете, ваши действия в соответствии с ролью, например:

- телефон (звонит)

- пожарный рукав (изображает действия подачи воды)

- огонь (полыхает, горит)

- пожарный (спасает, тушит и т. д. )

- ребенок ….

И сейчас мы с вами разыграем по ролям ситуацию «Один дома».

Ситуация:

«Как-то дома Ванечка самолётик мастерил. Мастерил, мастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал, Ваня свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал он быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат. Вспомнил вдруг знакомый номер: 01 и 112. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню. Вытер Ване нос и слезы и сказал он вот такие задушевные слова:

«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 01 и 112!».

Вывод

Моделирование ситуаций дает ребенку практически применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Выработав поведение в сымитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными ситуациями, дошкольники будут намного увереннее чувствовать себя в реальных  условиях.

 Экспериментирование и опыты. 

Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения помогает гармоничное соединение традиционных форм работы  с  информационно-коммуникационной технологией .

Мультфильмы

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах безопасности мы  демонстрируем детям обучающие мультфильмы. В простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро мультфильмы научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения».

  • "Уроки тетушки Совы" .Уроки осторожности  научно-познавательный мультсериал "Фиксики"
  • Цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры" учебные мультфильмы
  • Учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор», «Правила дорожного движения для детей»
  • Мультфильмы "Азбука безопасности" cтудии "Лукоморье Пикчерз"

    При организации совместной деятельности взрослого и детей применяем информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний, развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

Ознакомление дошкольников с правилами безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую родители не придают должное значение безопасности, и не предполагают последствия халатности. Бытовая химия хранится в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасности.

В результате педагогического воздействия по данному направлению у ребенка формируется устойчивая модель поведения.

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать  значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей  можно  научить дошколят основами безопасного поведения.

И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

Необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

И от воспитателя  зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  ваши

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций и  новизны!

Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...