Самообразование "Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников"
материал (средняя группа)
Повышение педагогического опыта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
___________ А.П. Баскина
« » _______________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с «Москва»
______________________
Воробьева О.А.
Индивидуальный план по самообразованию
На тему:
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Шпак О.А..
начало работы:____________ г.
конец работы: ___________ г.
Ессентуки, 2024 г.
Актуальность.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель.
Повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей дошкольного возраста; создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи.
- Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
1. Ожидаемые результаты.
Использования игровых приемов способствующие повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей.
2.Этапы реализации плана
2024-2025год
Этап I «Организационный»
Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т.д.
Этап II «Практический»
Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Этап III «Аналитический»
Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).
План
№ | Месяц | Содержание работы | Область применения в работе с родителями | Область применения в работе с детьми |
1 | Сентябрь | Изучение методической литературы З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева Планирование работы на новый учебный год Знакомство и анализ документации Повысить уровень педагогических знаний. Подбор материала. Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года. | Консультация для родителей. « Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти». Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас» | Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года. Чтение русской народной сказки «Три медведя» Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки». |
2 | Октябрь | Изучение методической литературы Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. Оформление уголка в группе детского сада «Математический уголок» Подборка дидактических игр по ФЭМП | Консультация для родителей «Влияние математических игр на развитие ребёнка». | Беседа: «Большой- маленький». Чтение сказки В. Сутеев «Три котенка» Совместные игры с детьми: «Назови цвет», «Скажи сколько?» Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». |
3 | Ноябрь | Изучение методической литературы Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004 Подборка, разработка и изготовление дидактических игр по развитию количественных представлений . | Консультация для родителей: «Формируем пространственные представления» Анкетирование родителей: «Математика глазами родителей» |
Совместные игры с детьми: «Подбери по цвету» «Собери бусы» «Половинки» «Чудесный мешочек» « Подбери по форме» «Чего не стало?» «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Сюжетно-ролевая игра: «Семья» |
4 | Декабрь | Изучение методической литературы Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. –СПб: «Детство-Пресс», 2010г. Подбор и разработка игр, создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм | Памятка для родителей: «Развиваем математические способности» Консультация для родителей: «Веселая математика дома» «Ориентировка в пространстве относительно предмета» | Совместные игры с детьми: «Выложи по образцу» «Укрась варежку» «Наряди елочку» «Подбери по форме» «Сколько предметов» «Продолжи ряд» «Что лишнее?» «Что изменилось?» Сюжетно-ролевая игра: «Строители» Отгадывание загадок |
5 | Январь | Изучение методической литературы Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя». Подборка, разработка и изготовление дидактических игр по развитию представлений о величинах | Индивидуальные беседы по развитию математических способностей. Консультация для родителей: «Математика в нашей жизни» «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». | Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». Беседа: «Один- много» Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». |
6 | Февраль | Изучение методической литературы Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду. Изготовление дидактических игр на определение количества предметов. | Консультация для родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр» Совместное изготовление дидактических игр математического содержания. | Совместные игры с детьми: «Подбери по размеру» «Подбери по форме» «Выложи по образцу» «Найди домик» «Одень мишек» «Найди пару» Беседа: «Один - много» Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». |
7 | Март | Изучение методической литературы Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве | Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» Анкетирование родителей: «Математика для развития вашего ребенка» | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» Совместные игры с детьми: «Чего не стало» « Что лишнее?» « Придумай узор» «Чудесный мешочек» «Посади зайку…» «Когда это бывает?» «Подбери дорожки к домикам» «Почини коврик» «Мостики для зайчат» «Подбери дорожки к домикам». |
8 | Апрель | Изучение методической литературы Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины. | Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | Беседа: «Широкий-узкий». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». Совместные игры с детьми: «Из каких фигур состоит?» «Выложи по образцу» «Собери бусы» «Что лишнее?» «Длинная - короткая» «Сколько предметов?» |
9 | Май | Отчёт по теме самообразования. (выступление на педсовете). Диагностическое обследование детей на конец учебного года. Работа над картотекой дидактических игр. . | Анализ проведенной работы с детьми за год. | Диагностическое обследование детей на конец учебного года. |
Список используемой литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
6. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005.
6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008.
8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005.
10. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
Сфера, 2010.
13. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006.
15. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.
17. Материалы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр по ФЭМП для дошкольников
консультация для педагогов о роли дидактических игр по ФЭМП...

Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"
Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....

Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников
Дидактические игры по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста...

Дидактическая игра по ФЭМП для дошкольников с затруднениями в обучении 4-6 лет "Башня"
Данная игра хорошо способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет: помогает развить счетные операции сложения и вычитания в пределах 5 и 10, закрепить узнав...
Подборка дидактических игр по ФЭМП для дошкольников
Представлена подборка игр математического содержания для дошкольников...

Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников
Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
