Самообразование "Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников"
материал (средняя группа)

Шпак Ольга Алексеевна

Повышение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shpak_o.a._2024-25_gg.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с «Москва»

______________________

Воробьева О.А.

        Индивидуальный план по самообразованию  

На тему:

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                                                                                                                           Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

                                                                                          Шпак О.А..        

                                                             начало работы:____________ г.

                                                              конец работы:  ___________ г.

Ессентуки, 2024 г.

Актуальность.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

                                                      Цель.

Повышение своего педагогического,  теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  дошкольного возраста; создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи.

  1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
  3. Использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста.
  4. обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

        1. Ожидаемые результаты.

Использования  игровых приемов  способствующие повышению уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей.

        2.Этапы реализации плана

2024-2025год

Этап I «Организационный»

Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т.д.

Этап II «Практический»  

Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический»  

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).

                                                             План

 Месяц

Содержание работы

 Область применения в работе с родителями

Область применения в работе с детьми

1

Сентябрь

Изучение методической литературы

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева

Планирование работы на новый учебный год

Знакомство и анализ документации

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала.

Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.

Консультация для родителей. « Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти».

Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас»

Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

2

Октябрь

Изучение методической литературы

Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. Оформление уголка в группе детского сада «Математический уголок»

Подборка дидактических игр по ФЭМП

Консультация для родителей «Влияние математических игр на развитие ребёнка». 

Беседа: «Большой- маленький». 

Чтение сказки В. Сутеев «Три котенка»

 Совместные игры с детьми:

«Назови цвет», «Скажи сколько?»

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

3

Ноябрь

Изучение методической литературы

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004

Подборка,  разработка и изготовление дидактических игр по развитию количественных представлений

.

Консультация для родителей: 

 «Формируем пространственные представления»

Анкетирование родителей: «Математика глазами родителей»

 

Совместные игры с детьми:

«Подбери по цвету»

«Собери бусы»

«Половинки»

«Чудесный мешочек»

« Подбери по форме»

«Чего не стало?»

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

4

Декабрь

Изучение методической литературы

 Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. –СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

Подбор и разработка игр,  создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм

Памятка для родителей:

«Развиваем математические способности»

Консультация для родителей:  «Веселая математика дома»

«Ориентировка в пространстве относительно предмета»

Совместные игры с детьми:

«Выложи по образцу»

«Укрась варежку»

«Наряди елочку»

«Подбери по форме»

«Сколько предметов»

«Продолжи ряд»

 «Что лишнее?»

 «Что изменилось?»

Сюжетно-ролевая игра:

«Строители»

Отгадывание загадок

5

Январь

Изучение методической литературы

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

Подборка,  разработка и изготовление дидактических игр по развитию представлений о величинах

Индивидуальные беседы по развитию математических способностей.

Консультация для родителей:  «Математика в нашей жизни»

 «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Беседа: «Один- много»

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

6

Февраль

Изучение методической литературы 

Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду.

Изготовление дидактических игр на определение количества предметов.

Консультация для родителей:  «Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»

Совместное изготовление дидактических игр математического содержания.

Совместные игры с детьми:

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

«Найди домик»

«Одень мишек»

«Найди пару»

Беседа: «Один - много»

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

7

Март

Изучение методической литературы

Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве

Консультация для родителей:  «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Анкетирование родителей: «Математика для развития вашего ребенка»

Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин игрушек»

Совместные игры с детьми:

«Чего не стало»

« Что лишнее?»

« Придумай узор»

«Чудесный мешочек»

«Посади зайку…»

«Когда это бывает?»

 «Подбери дорожки к домикам»

 «Почини коврик» «Мостики для зайчат»

«Подбери дорожки к домикам».

8

Апрель

Изучение методической литературы

Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины.

Консультация для родителей:  «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Беседа: «Широкий-узкий». 

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители»,  «Магазин игрушек».

Совместные игры с детьми:

 «Из каких фигур состоит?»

«Выложи по образцу»

«Собери бусы»

«Что лишнее?»

«Длинная - короткая»

«Сколько предметов?»

9

Май

Отчёт по теме самообразования.

(выступление на педсовете).

Диагностическое обследование детей на конец учебного года.

Работа над картотекой дидактических игр.

.

Анализ проведенной работы с детьми за год.

Диагностическое обследование детей на конец учебного года.

                                        Список используемой литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.

6. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.

5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005.

6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008.

8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.

9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005.

10. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005

12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:

Сфера, 2010.

13. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006.

15. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.

16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.

17. Материалы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

консультация для педагогов о роли дидактических игр по ФЭМП...

Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"

Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....

Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников

Дидактические игры по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста...

Дидактическая игра по ФЭМП для дошкольников с затруднениями в обучении 4-6 лет "Башня"

Данная игра хорошо способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет: помогает развить счетные операции сложения и вычитания в пределах 5 и 10, закрепить узнав...

Подборка дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

Представлена подборка игр математического содержания для дошкольников...

Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников

Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».

Для использования в работе с педагогами...