Уголок патриотического воспитания в детском саду
консультация
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уголок патриотического воспитания в детском саду»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ.
Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.
При организации патриотического уголка необходимо руководствоваться следующими правилами.
- Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
- Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
- Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
- Использование этих материалов в ООД.
Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
Информационная база для патриотического уголка подготавливается по направлениям.
- Знания о государстве.
- Информация о родном крае (области, автономии).
- Изучение народных традиций и культуры.
- Малая родина — дом, где мы живём.
- Семья — самое важное в жизни.
Материалы в оформлении можно использовать следующего типа. Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
- Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
- Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
- Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
- Творчество самих воспитанников.
- Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:
- Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
- Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.
- Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»
При оформление уголка нужно следовать требованиям.
- Логика размещения материала
- Эстетичность оформления
- Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
- Соответствие материала возрасту детей
- Творческий подход педагога в оформлении уголка
Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1.Государство
Символика государства: изображение герба, государственного флага.
Портрет президента.
2.Родной край
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края
3.Народная культура
Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России(из соломы, из ниток)
4. Малая родина
Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада.
Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Государство
Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка.
2. Родной край
Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий
3. Народная культура
Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды.
4. Малая родина
Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки.
Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- Государство
- К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
Выделяются новые подразделы: - Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.
- На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.
2. Родной край
Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны.
3. Народная культура
- Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
- Уклад жизни на Руси.
- Традиции национального костюма.
- Народный календарь.
- Русская игрушка.
- Народные праздники.
4. Малая родина
Появляются отдельные рубрики: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города.
Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой.
Несколько рекомендаций:
- Не перегружайте патриотический уголок информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять уголок.
- Помните, что смысл уголка не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов. Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ ...

Консультация для педагогов. «Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду».
Рекомендации для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников...

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...

Памятка для педагогов «Как правильно оформить уголок патриотического воспитания в детском саду»
оформление уголка...

Уголок по патриотическому воспитанию в детском саду
Уголок патриотического воспитания помогает воспитывать в детях любовь к стране, родному краю и близким, знакомить с полезной информацией. Рекомендован Минпросвещения....

Доклад-презентация «Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников» (на республиканском семинаре: «Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду»)
laquo;Патриотизм»- одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства.» В.В....