Консультация для воспитателей "Наш друг-батарейка"
проект
В нашей группе остановились часы, это активизировало внимание детей, создалась проблемная ситуация. «Почему не работают наши часы»? Дети высказывали различные предложения. Воспитанники исследовали часы и обнаружили, что в них нет батареек. Тогда спросила: «Что находится внутри батарейки, какая сила в них заставляет работать часы?» Так стимулировала дошкольников искать ответ на проблемный вопрос. В ходе совместного обсуждения решили изучить, как работают батарейки: Мы решили не ограничиваться одним ответом и разработали проект: «Наш друг – батарейка» организовали познавательно-исследовательскую деятельность с детьми и родителями.
Свою деятельность по формированию познавательной активности дошкольников осуществила в процессе реализации нескольких взаимосвязанных этапов. В процессе работы перед собой поставила цель: формирование эстетического отношение к природе, углублять знания о методах сбережения природы. Выделила ряд задачи:
ü Развивать навыки исследовательской деятельности, научить алгоритму поиска;
ü формировать представление что все предметы созданы человеком и от него зависит, нанесут ли они вред природе;
ü расширять представления о физических явлениях и процессах;
ü формировать элементарные представления об экологических проблемах, сознательное отношение к охране окружающей среды;
ü Повышать компетентность родителей в сфере развития экологически целесообразного поведения в окружающей среде .В целях разработки поэтапного плана работы была изучена проблема "Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек «и доведена до сведения всех взрослых, Провели просветительскую работу о вреде выбрасывания использованных батареек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие мероприятия провести на основном этапе
Основной этап проекта включает 11 тематических подэтапов. Узнайте о них подробнее.
«Зачем нужны батарейки». Чтобы активизировать внимание детей, педагоги должны создать игровую проблемную ситуацию. Для этого они заранее вынимают из игрушек батарейки и задают вопрос: «Почему не работают наши игрушки»?» Дети исследуют игрушки и обнаруживают, что в них нет батареек.
Воспитатель стимулирует дошкольников искать ответ на проблемный вопрос и спрашивает: «Что находится внутри батарейки, какая сила в них заставляет работать игрушки?» Дети высказывают разные предположения. В ходе совместного обсуждения дети и воспитатели решают изучить, как работают батарейки: провести с ними различные опыты и эксперименты.
«Сбор батареек». Воспитанники собирают большое количество экземпляров батареек, чтобы исследовать их. К сбору батареек в детском саду воспитатели привлекают семьи воспитанников и сотрудников детского сада.
Все батарейки дошкольники должны складывать в большую пластиковую бутылку. Когда бутылка будет наполнена батарейками, дети должны сделать вывод о немаленьком весе маленьких батареек.
«Батарейки и творчество». Педагоги предлагают использовать собранный материал в продуктивной деятельности – сделать из батареек поделки. Например, соединить батарейки с помощью пластилина, в результате чего могут получиться башни, домики, качели, чашки, червячки, ежики, змеи и другие животные. При этом педагоги должны предупредить, что играть с такими поделками нельзя, они могут быть опасны.
Можете организовать в детском саду выставку и подключить к этой работе родителей.
«Путешествие в прошлое батарейки». Чтобы развить познавательный интерес дошкольников, педагоги должны задать им вопрос: «Кто придумал батарейку?» Для ответа педагоги должны организовать игру-путешествие, в ходе которой дети узнают об истории изобретения батарейки.
Для игры педагоги должны подобрать иллюстративный материал – понятный и доступный детям. В примере читайте, что педагоги могут рассказать детям.
ПРИМЕР:
Что педагоги могут рассказать дошкольникам о батарейках
«В XVII веке в Италии жил ученый Луиджи Гальвани. Он был врачом, физиком, исследователем. Однажды он обнаружил, что между двумя разными металлами возникает электрический ток.
Другой итальянский ученый Алессандро Вольта позже открыл, что два разделенных металла в растворе кислоты создают свою собственную электрическую силу. Он построил вольтов столб – первый в мире источник электрического тока. Вольтов столб очень похож на современную батарейку, только очень большую.
Первую батарею в нашей стране соорудил в начале XIX века Василий Петров. Она тоже была большой и мощной.
Батарейка может быть опасной. Всего одна батарейка, которая попала вместе с бытовым мусором на свалку или на мусороперерабатывающий завод, становится источником заражения 20 квадратных метров земли, 400 литров воды, губит два дерева, убивает двух кротов, одного ежа и тысячи земляных червяков. А полностью она разрушится только через 100 лет! Дым от сжигания батареек отравляет землю, воду, растения, животных и человека».
«Как работает батарейка». Этот подэтап проекта предполагает моделирование,
экспериментальную деятельность и опыты. Но его главная часть – знакомство детей с измерительным прибором – тестером.
Сначала воспитанники изучают свойство батарейки при помощи макетов, которые изготовили сами на основе иллюстраций. В качестве материала для макетов подойдет пластилин.
Чтобы детям был понятен термин «взаимодействие», педагоги проводят опыт с лимонной кислотой и содой. Они объясняют воспитанникам, что два вещества существуют самостоятельно друг от друга, но, если их соединить, они начинают взаимодействовать. В качестве доказательства они могут провести интересный опыт.
Для опыта педагога понадобятся несколько надувных шариков, апельсин или лимон. Вещество лимонен, который находится в корке апельсина, растворяет резину. Поэтому шарик лопнет, если педагог потрет его внешней или внутренней стороной кожуры.
После этого педагог объясняет, что внутри батарейки находятся разные элементы: металлы и растворы. Они взаимодействуют между собой и превращают химическую энергию в электрическую.
Затем воспитатель вместе с детьми измерит напряжение медной проволоки и оцинкованного гвоздя, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. Стрелка тестера будет показывать ноль. Затем педагогу нужно воткнуть их в лимон, подсоединить к ним тестер и указать детям на движение стрелки, которое так показывает появление напряжения.
Смотрите на изображениях ниже макеты батареек, которые изготовили дети, а также измерение педагогом напряжения с помощью бытового мультиметра.
«О чем "говорит" батарейка». На данном этапе познавательно-исследовательской деятельности дети изучают батарейку с помощью лупы. Они смотрят символические изображения на батарейке. Вопрос педагога «Зачем?» подталкивает их к дальнейшему исследованию. Так дошкольники узнают, что батарейки надо правильно вставлять в приборы или игрушки, чтобы они работали и не портились.
После игры предметом изучения детей станет знак «Утилизация» на батарейке. Этот знак предупреждает о том, что неработающие батарейки нельзя выбрасывать вместе с бытовым мусором.
СОВЕТ
Проводите в перерывах игру «Зажги фонарик»
Простая и подвижная игра поможет воспитанникам отвлечься от исследовательской деятельности. Каждый ребенок станет «батарейкой»: на одной руке должен быть прикреплен знак минус, на другой – плюс. По сигналу воспитателя «батарейки» должны встать в цепочку по правилу: минус одной батарейки соединяется с плюсом другой. Если цепочка встает правильно, педагог включает фонарик.
Батарейка – враг?» Этот подэтап – главная часть проекта. Педагоги показывают детям и родителям плакаты, на которых изображено, как много вреда может принести батарейка, если ее выбросить. «Но как она туда попала?» – этот вопрос воспитателя подтолкнет дошкольников к дальнейшему исследованию.
Затем педагог организует игру-путешествие, в ходе которой дошкольники прослеживают путь использованной батарейки. В примере читайте, что педагоги могут рассказать детям.
ПРИМЕР
Что педагоги могут рассказать дошкольникам о вреде батареек
«Человек выбросил батарейку в мусоропровод, затем она попала в мусорный контейнер. Приехала машина, которая вывозит мусор, и отвозит ее на свалку. Так батарейка попадает в огромную кучу мусора, где разрушается ее корпус. Тяжелые металлы и кислота, которые находились внутри, попадают в землю и воду и заражают их.
Также машина может отвезти мусор на мусороперерабатывающий завод, где его сожгут. Если батарейка сгорит – она выбросит в воздух много вредных веществ. Через этот дым пройдет дождь, и его отравленные капли упадут на землю, заражая ее, растения, животных и людей».
По итогам игры дошкольники рисуют знаки, которые запрещают выбрасывать батарейки вместе с бытовым мусором, и плакат «Выбрасывать батарейки вместе с мусором – все равно что есть их». Также дети узнают, что вещества, которые находились внутри батарейки, могут приносить пользу: из марганца сделают удобрения, из цинка – цемент для зубных пломб, из железа – новые корпуса для батареек, из графита – карандаши.
«Батарейка – друг». На этом подэтапе дошкольники рассматривают плакат «Как правильно утилизировать использованные батарейки», который должны подготовить педагоги. На плакате изображен человек, который кладет батарейку в контейнер в пункте приема вторсырья.
Дети приходят к выводу, что надо правильно утилизировать батарейки. Кроме того, дошкольники должны узнать, что лучше покупать не батарейки, а аккумуляторы, поскольку они служат намного дольше: один аккумулятор – это 300 батареек.
«Мы нашли решение!» Воспитатель должен рассказать детям о том, что есть альтернативные источники энергии. Для этого он проводит опыт с лимоном или с картофелем, который покажет детям, как создать безопасную батарейку.
«Спасибо, друзья!» Воспитатели рассказывают детям, что такое волонтерское движение. Волонтеры – это добровольцы, люди с добрым сердцем, которые помогают другим людям и стремятся сохранить окружающую природу.
После этого дошкольники решают стать волонтерами. Для этого педагоги вместе с семьями воспитанников организуют экскурсию к пункту приема батареек, чтобы сдать батарейки, которые дети собрали в детском саду и у себя дома. На этом подэтапе педагоги могут задействовать волонтеров экологических организаций.
«Мы хотим вам рассказать». Дошкольники могут сочинить свою сказку о работе в проекте и рассказать ее другим детям. Также чтение сказки «Наш друг – батарейка» поможет педагогам рассказать детям, как с помощью батарейки можно решить социально-экологические проблемы. Смотрите её в отдельном файле.
Как подвести итоги проведения проекта
На заключительном этапе проекта педагоги проводят повторное анкетирование среди родителей. Его результаты должны показать изменение отношения в семьях воспитанников к проблеме утилизации батареек и к проблеме мусора вообще.
Проект «Наш друг – батарейка» поможет педагогам сформировать у дошкольников основы экологической культуры, активную позицию в вопросах сохранения окружающей среды. После него дети увлекаются физическими опытами и экспериментами, а также проявляют большую активность на занятиях по изучению и исследованию окружающего мира.
Проект можно считать незаконченным. Дети и их родители должны осознать свою сопричастность в решении экологических проблем и продолжать собирать батарейки, приносить их в группу, а потом отдавать в пункт приема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»
Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»...
Экологический проект "Наш друг - батарейка"
Краткосрочный проект с детьми подготовительной группы...

Наш друг- батарейка
Жизнь человека находится впостоянном движении. Большоеколичество современной техникинуждается в автономных источникахпитания – аккумуляторах ибатарейках. Рано или поздно ониперестают работать и ...
Экологический проект " Наш друг-батарейка"
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, с...

«Наш друг – батарейка»
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома ...




