Сказка "Наш друг-батарейка"
книга по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Источник: журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3-2018
Сказка «Наш друг – батарейка»
Это был обычный день. Меня и мою младшую сестренку Олю забрали из детского сада
бабушка и дедушка. Пока мы ждали маму и папу с работы, сестренка стала играть со
своей куклой. Но вскоре пришла ко мне расстроенная: ее кукла перестала с ней
разговаривать, петь, рассказывать сказки. Я попробовал помочь Оле, включал и
выключал куклу, но она не произносила ни одного слова. – Давай поиграем в мой
поезд, – предложил я. Мы собрали железную дорогу, поставили поезд, но он не
трогался с места. – Да что же это такое! Ничего не работает! Тут пришли мама и папа, и
мы пошли ужинать. За ужином мы говорили о том, как прошел наш день. Мы со
смехом вспоминали, какой переполох был в нашем доме из-за того, что будильник не
зазвонил сегодня утром. Потом бабушка сказала, что не работает телевизионный пульт,
и она не смогла включить телевизор. Расстроилась, что пропустила свою любимую
передачу. Дедушка пожаловался на то, что с трудом смог измерить давление, когда
неважно почувствовал себя: тонометр еле-еле работал.
Папа рассказал, что с трудом завел машину с пульта
сигнализации. Мама расстроена, что интервью с известным спортсменом
придется записывать снова, потому что ее диктофон не работает. Мы с
Олей тоже пожаловались на неработающие игрушки.
– Я думаю, – сказал папа, – что телевизионный пульт, диктофон и
ваши игрушки работают. Надо только поменять батарейки. Они сели.
Сестренка Оля тут же посмотрела на свой стул. Затем встала,
обошла все стулья на кухне, диваны и кресла в комнатах. Вернувшись на
кухню, она сказала: «Нигде никакие батарейки не сидят!» Взрослые
засмеялись, а папа пояснил, что так говорят, когда батарейка перестает
давать ток.
– После ужина нас ожидает важное дело: собрать все
неработающие батарейки. Завтра суббота, пойдем в магазин за новыми
батарейками.
К работе подключилась вся семья. Мы приносили игрушки папе и
дедушке. Они с помощью отверток доставали из них батарейки. Бабушка
принесла пульт от телевизора и дедушкин тонометр – аппарат для
измерения давления. Мама – часы и диктофон.
Как много собралось батареек! И какие они разные! Разноцветные,
цилиндрические, прямоугольные, большие и маленькие, толстые и
тонкие, похожие на таблетки.
– Как много разных приборов работает от батареек, как мы
зависим от них!» – сказала мама.
Мы собрали батарейки в пакет и оставили на столе. Я лег спать и
мне приснился удивительный сон. Ко мне приблизились два странных
существа. Одно из них было похоже на цилиндр в беретке с помпоном, а
другое напоминало большую сверкающую таблетку.
– Не бойся нас, мы батарейки, – сказали они и улыбнулись.
– Разрешите представиться: я – пальчиковая батарейка, а я, –
сказал другой, – миниатюрный дисковый элемент питания, а говоря
проще, – таблетка. Иногда меня еще называют кнопочкой или пуговкой.
Почти вся техника, которая «подвела» сегодня всю твою семью,
работает от энергии батареек. Мы хотим тебе рассказать о нас.
– Вот здорово! Мне очень интересно узнать, кто вас придумал, как
вы работаете, почему и куда вы «садитесь»?
– В XVII веке в Италии жил ученый Луиджи Гальвани. Он был
врачом, физиком, исследователем, обнаружил возникновение
электрического тока между двумя разными металлами. Позже
Алессандро Вольта открыл, что два разделенных металла, находящихся
в растворе кислоты, создают свою собственную электрическую силу. Он
построил вольтов столб – первый в мире источник электрического тока.
Вольтов столб очень похож на современную батарейку, только очень
большой. Первую батарею в нашей стране соорудил Василий Петров.
Она была очень мощная и очень громоздкая.
– Современные батарейки не такие. Мы очень удобны, –
продолжал высокий, – мы небольшие, подходим по размерам и форме
почти ко всем приборам, и стоим недорого. Внутри нас находятся разные
элементы: металлы, растворы. Они взаимодействуют друг с другом,
превращая свое взаимодействие (химическую энергию) в электричество.
– Подробнее ты будешь изучать это в школе, – шепнула
«таблетка», – не расстраивайся, если тебе пока не все понятно.
– Ты обратил внимание, что на всех батарейках стоят два знака?
Высокий повернулся, и я увидел знаки «плюс» и «минус».
– А на мне, – сказала таблетка, – только плюс.
– Плюс – это положительный электрод, а минус – отрицательный.
Когда ты вставляешь батарейку в свою игрушку, обрати внимание, где
изображены эти знаки на игрушке, и совмести плюс с плюсом, минус с
минусом. Если это не соблюдать, игрушка работать не будет и даже
может испортиться. Запомни это правило!
– А меня неправильно не вставишь, – важно сказала «таблетка», –
у меня для этого сделана специальная форма корпуса.
– Есть в нас один недостаток. Со временем мы теряем свой заряд
и становимся совершенно беспомощными и бесполезными. Но у нас
есть старшие братья.
– Какие братья? – удивился я.
– Аккумуляторные батареи. Их можно заряжать от сети. Ты видел,
как взрослые заряжают свои телефоны, аккумуляторы для камеры,
фотоаппарата?
– Да, телефоны заряжают через шнур от розетки, а аккумуляторы
от зарядного устройства. Однажды папа принес аккумулятор от нашей
машины и заряжал его с помощью зарядного устройства.
– Молодец, ты очень наблюдателен. Аккумуляторы служат
намного дольше, но и они со временем перестают заряжаться и тоже
становятся беспомощными и бесполезными.
– Простите, пожалуйста, я задам вам вопрос. Что происходит с
вами, когда мы вас выбрасываем?
– Ты задал очень важный вопрос. Внутри нас находятся разные
вещества, которые называют тяжелыми металлами. Есть кислоты,
растворы, которые очень опасны и вредны для окружающего мира. Нас
можно выбросить вместе с мусором в ведро, а можно собрать и отнести
в пункт сбора использованных батареек и аккумуляторов.
– А что будет с вами дальше?
– С обычным мусором мы попадем на свалку или на
мусороперерабатывающий завод. И то, и другое очень плохо для
природы и для человека. Если мы попадем в землю, то большая
площадь земли будет заражена. От одной батарейки погибает два
дерева, два крота, один еж и тысяча земляных червяков. Если нас
сожгут вместе с обычным мусором на мусороперерабатывающем
заводе, мы заразим воздух. Через него пройдет дождь и отравит землю,
растения, принесет много тяжелых заболеваний для человека и
животных. А теперь вспомни пакет с батарейками у вас на столе и
представь, сколько вреда они могут нанести природе и человеку.
– Значит, вы вредные?
– Я думаю, что нет. Не в нас причина всех этих несчастий, а в
том, как с нами поступают люди. Мы рады работать и помогать людям, а
в том, что происходит с нами потом, прости, мы не виноваты! Если
посмотреть на нас, то можно увидеть еще один знак, кроме знаков плюс
и минус. Посмотри на него внимательно. Что ты видишь?
Пальчиковая батарейка опять повернулась.
– Я вижу перечеркнутый мусорный контейнер.
– На мне, – сказала таблетка, – такого знака нет, но он есть на
моей упаковке.
– К сожалению, часто люди обращают внимание только на знаки
плюс и минус, а на этот, который говорит о том, что нас нельзя
выбрасывать вместе с бытовым мусором – нет. А это очень важно!
– Так что же делать?
– Есть выход. Во-первых, надо собирать нас в отдельные емкости
и относить в места сбора отработанных батареек – пункты утилизации.
Оттуда нас тоже повезут на завод, но там нас не сожгут, а
разберут. Ведь в нас есть много веществ, которые могут принести
пользу. Из железа могут сделать новые корпуса для батареек и
аккумуляторов. Из солей марганца – удобрения, из солей цинка –
зубной цемент для пломбирования зубов, из графита – щетки для
электродвигателей и грифели карандашей.
– Если к работе по сбору отработанных батареек ты привлечешь
свою семью, друзей, соседей по подъезду, ты сможешь носить доброе
имя волонтер.
– Какое?
– Волонтер, доброволец. Это тот, кто по доброй воле и сердцу
приносит добро и помощь, помощь своей земле, людям.
– Да. Я понял и готов помогать. А как еще можно помочь земле и
всему живому на ней?
– Можно покупать не батарейки, которые достаточно быстро
садятся, а аккумуляторы, которые можно заряжать от сети. Ведь один
аккумулятор заменяет 300 одноразовых батареек. Можно использовать
энергию солнца, света – солнечные батареи для работы приборов.
– Я завтра обязательно попрошу папу купить не батарейки, а
аккумуляторы, – сказал я. Но мне жалко с вами расставаться, я так
много узнал о вас.
– Очень правильное решение! – воскликнули сразу обе
батарейки. А о нас не беспокойся. Когда мы попадем на завод по
утилизации батареек, какая-то часть из нас пойдет на создание новых
батареек и аккумуляторов. Взяв в руки новую батарейку, а лучше
аккумулятор, ты сможешь тихонько сказать ей: «Привет, мы с тобой уже
встречались!». А теперь нам пора прощаться.
– Спасибо вам, батарейки! Я много узнал о вас, и обещаю, что
никогда не буду выбрасывать использованные, севшие батарейки
вместе с мусором. Я буду собирать их и приглашу друзей из детского
сада, соседей по подъезду к этой важной работе. Я буду волонтером!
Утром я увидел папу и дедушку за интересным занятием. Они
сидели на кухне, а на столе лежали фрукты и овощи (лимон, апельсин,
яблоко, картошка, соленый огурец), проволочки, гвозди и тестер. Папа
измерял с помощью этого прибора напряжение в розетке и рассказывал
мне, как он работает.
Увидев меня, папа сказал: «Мы с дедушкой готовимся к опыту.
Попытаемся получить электрическую энергию из фруктов и овощей. Мы
изготовим «фруктовую батарейку» и «овощную батарейку».
– Интересно, – подумал я. Батарейки в моем сне ничего не
рассказывали ни о «фруктовой батарейке», ни об «овощной батарейке».
– Мы берем медную проволоку и оцинкованный гвоздь. Протыкаем
ими яблоко, подсоединяем к гвоздю и проволоке тестер, – говорил папа,
– и…
Стрелка тестера слегка качнулась вправо и остановилась.
– Есть напряжение! – воскликнул дедушка.
Тот же эксперимент мы повторили с апельсином и с лимоном.
Стрелка тестера еще больше отклонилась, измеряя «апельсиновую
батарейку». А победителем стала «лимонная батарейка»: ее
напряжение оказалось самым большим.
В соревновании овощей победил соленый огурец.
– Конечно, этого напряжения не хватит, чтобы осветить
помещение, зарядить телефон, но если мы возьмем много лимонов, то
получим настоящий источник энергии.
– Да, – вздохнул дедушка, – к тому же он будет дорогим и
неудобным.
– Но зато он будет безопасным! – закричал я.
Ведь выбрасывая батарейки вместе с мусором, мы загрязняем
землю, воду, отравляем нас самих. Давайте не будем выбрасывать
батарейки, которые мы вчера собрали в мусорное ведро, а отнесем их в
пункт приема использованных батареек.
Папа и дедушка внимательно посмотрели на меня, а мама
сказала: «Как правильно ты говоришь, как взрослый разумный человек.
Я горжусь тобой, сынок!»
В магазине электротехники мы купили аккумуляторы и зарядное
устройство для них, узнали, где находится пункт приема утилизации
батареек. Он оказался прямо в этом магазине. Опуская батарейки в
ящик, я пытался найти те, которые приснились мне ночью. Узнав их
среди остальных, я шепнул и им, и всем, находящимся в ящике:
«Спасибо! До встречи!».
Дома папа предложил мне самостоятельно вставить аккумуляторы
в игрушки сестренки Оли и мои. Взяв их в руки, я тихонько сказал:
– Привет! Мы с вами уже встречались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»
Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»...
Экологический проект "Наш друг - батарейка"
Краткосрочный проект с детьми подготовительной группы...

Наш друг- батарейка
Жизнь человека находится впостоянном движении. Большоеколичество современной техникинуждается в автономных источникахпитания – аккумуляторах ибатарейках. Рано или поздно ониперестают работать и ...
Экологический проект " Наш друг-батарейка"
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, с...

«Наш друг – батарейка»
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома ...

Консультация для воспитателей "Наш друг-батарейка"
В нашей группе остановились часы, это активизировало внимание детей, создалась проблемная ситуация. «Почему не работают наши часы»? Дети высказывали различные предложения. Воспитанники исс...


