НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (подготовительная группа)
Воспитать человека – это самое нужное и самое трудное для страны и семьи. Одной из основных задач дошкольного образования – это воспитание дошкольника патриота своей Родины. Дошкольный возраст имеет свои уникальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорска «Современное образование как пространство педагогического творчества, опыта и мастерства»
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сарбаева Людмила Владимировна
воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Фонарик»
Всё дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру – учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате
будет добро» А.В.Сухомлинский
Воспитать человека – это самое нужное и самое трудное для страны и семьи. Одной из основных задач дошкольного образования – это воспитание дошкольника патриота своей Родины. Дошкольный возраст имеет свои уникальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Патриотизм – олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. По содержанию это чувство многогранно. Это гордость за свой народ, неразрывное ощущение с окружающим миром. Любовь к родным местам. Желание приумножать богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с его окружающего мира, то есть, с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой родине, к тому месту, где ребенок родился. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Дети должны знать прошлое и настоящее своей страны, так как им предстоит строить будущее. В этом и состоит смысл нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Достижение цели формирование нравственно-патриотической основы личности старших дошкольников, становится возможным через решение следующих задач: формирование гражданско–патриотического, ценностного отношения, чувства любви и привязанности, гордости и уважения к своему поселку, родному краю и стране, через приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи и общества. Формирование элементарных знаний о правах человека. Работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей выстраиваю следующим образом:
семья - детский сад - родная улица;
район -родной поселок - родной край-страна;
столица-символика – права и обязанности.
Воспитание нравственных качеств у ребёнка процесс длительный и достаточно трудоемкий. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своим близким, своему месту рождения. В период подготовки к школе информационный круг расширяется.
В работе по воспитанию патриотизма у детей подготовительной группы применяю методы: игровой, поисковый, дискуссионный, проектной деятельности, так же поручения, досуги, праздники, совместная творческая деятельность с родителями, экскурсии и др. Главное условие, что бы материал был интересным, доступным, познавательным и систематичным. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. В моей группе разработан и осуществлён проект «Моя малая родина Майна», в котором, кроме детей и педагогов, активное участие приняли родители. Для того, что бы подвести детей к пониманию того, что их посёлок - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане, в группе существует уголок с символикой России, Хакасии. Объясняется понятие « Гражданин» - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в нравственно - патриотическом воспитании. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, на монументах и памятниках.
Среди разнообразия средств патриотического воспитания большое место отводится защитникам Родины. В нашем детском саду накануне дня Защитников Отечества проходит тематическая неделя. Наша группа подготовила фотовыставку «Мой папа – мой герой», проект «Наша Армия сильна – охраняет мир она». Рассказы о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, картины художников, песни, стихи, описывающие героические поступки, являются примером и стимулом любить и беречь свою Родину. Ко Дню Победы поддерживаем акцию «Бессмертный полк».
Немало важную роль в воспитании патриотизма дошкольников играет любовь к природе родного края, заботе о ней и бережному отношению. Наиболее эффективными методами и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм образовательной деятельности является экскурсия. В течение года по плану организую экскурсии в библиотеку, опыты и наблюдения за природой на территории детского сада. Чтение литературы, участие в творческих выставках, конкурсе «Кормушка для птиц» и др. помогают нашим детям понять и полюбить родную природу. А если полюбить, значит беречь и заботиться о ней.
Немало важную роль в воспитании патриотизма дошкольников играет любовь к природе родного края, заботе о ней и бережному отношению. В течение года по плану организую экскурсии в библиотеку, опыты и наблюдения за природой на территории детского сада. Чтение литературы, участие в творческих выставках, конкурсе «Кормушка для птиц» и др. помогают нашим детям понять и полюбить родную природу. А если полюбить, значит беречь и заботиться о ней.
Дети моей группы принимают участие в календарных и фольклорных праздниках, развлечениях – «День пожилого человека», «Осенины», «Колядки», «Масленица». С интересом знакомятся с народными традициями, обычаями.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях, поэтому я стараюсь воспитывать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.
По результатам наблюдений за детьми, бесед с детьми и родителями можно сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, у них сформировано понятие Родины. Большинство детей успешно освоили социальные навыки и нормы поведения, бережно относятся к природе, уважают труд, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.
Список рекомендуемой литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.
2. Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов. Часть 1. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. М.: "Академия", 2006.
4. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности
Семинар — практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...

Самообразование "Патриотическое воспитание через различные виды деятельности"
Перспективное планирование по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021–2022 учебный год разновозрастная группа (4&ndash...

Опыт работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В презентации представлены все виды деятельности , формы работы, проводимые педагогами в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию....

Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»
Мастер – класс для воспитателей«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
Семинар- практикум...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)...