Проект в средней группе «Народная культура и традиции русского народа»
проект (средняя группа)

Климова Наталья Сергеевна

Самобытная русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников, поэтому воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Меняются времена, но стремление человека к красоте, добру, свету вечно.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Судский детский сад «Теремок»

Проект

в средней группе

«Народная культура и традиции   русского народа»

Воспитатель Климова Наталья Сергеевна

2024 – 2025 уч. год

Самобытная русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни понять предков – славян,  их обычаи и традиции.  Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия. Необходимо сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее

погружение в истоки национальной культуры. Культура русского

народа обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью,

воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

Меняются времена, но стремление человека к красоте, добру, свету вечно.

Актуальность темы

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках, играх. Все это несёт в себе народное творчество, со своим богатством и многообразием.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель проекта

 Способствовать формированию у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры России, через знакомство с народными произведениями и художественными промыслами.

Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ, формировать основы патриотического сознания.

Задачи проекта

1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского

народа.

2. Развивать память, воображение, речь.

3. Обогащать словарный запас за счёт русских слов.

4. Расширить представление о русских народных сказках, пословицах, потешках, закличках.

5. Воспитывать уважение к русской культуре.

Планируемый результат

1. Пополнение представлений о русской культуре, обогащение

представлений о традициях русского народа.

2. Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремёсел.

4. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес

к культурным традициям.

5.Обогащение и активизация словаря детей

6. Развитие связной речи  детей при описании предметов быта,

составлении рассказов, загадок

Вид проекта: творческий, познавательный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: две недели.

Методы и приёмы:

- организация мини - музея «Народные промыслы»

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

1 этап

1. Подбор методической и художественной литературы,

иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра познания д/и «Наряди девочек и мальчиков»

4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и

песнями.

5. Организация мини - музея, пополнение экспонатами художественного творчества (дымковскими,  филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме и т. д.)

6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими

народными сказками, потешками.

7. Подбор предметов народного быта  «Русская Изба».

8. Выбор формы работы с родителями.

9. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация для родителей «Значение приобщения детей к народным

традициям»

3. Беседы родителей и детей об их играх детства

4. Пополнение мини - музея группы «Народные промыслы»

Значение проекта:

для педагогов:

- углубить и расширить знания о разнообразии и

назначении традиционной народной культуры;

для родителей:

- консультация на тему «Русские народные традиции»

- организация выставки детского творчества.

- формировать желание у детей и их родителей расширять знания

о народных промыслах.

Интеграция образовательных областей по проекту:

«Социально - коммуникативное развитие»:

- сюжетно - ролевые игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие»:

- беседы;

- НОД;

«Развитие речи»:

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов;

- речевые упражнения.

Игровая деятельность:

- дидактические игры;

- игры - драматизации;

- игровые упражнения;

- развивающие игры.

 «Художественно - эстетическое развитие»:

- рисование;

- аппликация;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура»:

- физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

Познавательное развитие:

1. Беседы: «Народные традиции»,  «Дымковские мастера» (знакомство с

дымковской игрушкой,рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи); «Чудо - мастера Руси»

2. Просмотр презентаций:

 «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми

жизни наших бабушек и дедушек»;

  1.  Сюжетно - ролевые игры:

 «Угостим матрёшек чаем»;

Игровая деятельность:

1. Театр теней «Теремок»;

2. Дидактические игры: «Наряди девочек и мальчиков»; «Узнай и назови».

Речевое развитие:

- чтение русских потешек, прибауток, закличек,

частушек,небылиц;

- загадки о народных промыслах;

Физическое развитие

 Русские народные игры :«Гори ясно», «Обеги круг, напои луг», «Лохматый пёс», «У медведя во бору»

Художественно - эстетическое развитие:

1. НОД

-Рисование «Городецкая роспись - основные элементы росписи»,

-Рисование «Нарисуй матрёшку»,

II  этап

1 неделя

Понедельник

Русский народный костюм.

1. Беседа «Что носили наши предки». Познакомить детей с

русским народным костюмом. Прививать уважение к русской

народной культуре.

2. Д / и «Узнай и назови»

3. Рисование на тему: «Дымковская игрушка». Познакомить детей

с игрушкой. Воспитывать желание творить самим.

  1. Заучивание потешки «Вода течёт текучая».

Вода течёт текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 12 котят,
Все помыться в хотят!

Цель: учить запоминать небольшие по объёму стихотворения.

5. Чтение песенок, закличек.

Вторник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1. Беседа «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному

творчеству.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних

профессий. Продолжать знакомить с традициями русского

народа. Воспитывать интерес к истории.

3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое

зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4. Игра «Ходит Ваня». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

Среда

«Родная природа»

1. Чтение рассказов В. Бианки, Д. Н. Мамина - Сибиряка. «Приёмыш» ( Прослушивание рассказов в записи: художественное чтение). Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать

любовь к родному краю, природе.

3. Чтение стихов русских авторов.

4. Вечер загадок. Учить понимать смысл загадок.

Четверг

Русская матрешка.

1. Д / и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и

раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2. Беседа «Русская матрешка». Познакомить детей с историей

создания русской матрешки. Прививать любовь к русской

культуре.

3.  Рисование на тему: «Весёлая матрёшка». Познакомить детей

с игрушкой. Воспитывать желание творить самим.

Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

5. Чтение потешек, песенок.

Пятница

«Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка» составлять описательные

рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.

2. Д / и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение

представления об особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес

к народным играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить

определять характерные особенности филимоновской игрушки,

отображать их в поделках.

2 неделя

Понедельник

Тема дня: «Деревянная ложка».

1. Беседа на тему «Русские народные инструменты».

Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес

к русской народной культуре.

  1. «Посмотрите вы на нас - музыканты мы сейчас» (муз. игра)

3. Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь

к русской культуре.

4. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с

использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с

обычаями и традициями русского народа.

5. Беседа «Об обычаях и традициях русского народа».

Формировать представление о самобытных традициях.

Вторник

Тема дня: «Мастера»

1. Д / и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из

геометрических фигур с использованием схем.

2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек».

Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка,

вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных

мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.

3. Рисование «Украсим полотенце». Познакомить детей с

народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по

образцу.

4. Игра «Салки». Развивать физические качества

через народную игру.

5. Чтение потешек, песенок.

Среда

«Русские народные сказки», «Русские народные игры»

1. Д / и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и

прилагательные. Закрепить знание героев русских народных

сказок, их отличительные признаки.

2. Д / и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе

сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

3. Конструирование «Теремок». Дать детям представление о

строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения

и навыки.

4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие

эмоционального напряжения.

5. Игра малой подвижности «Узнай по голосу»

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми, учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.Воспитывать интерес к народному творчеству.

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовём тебя: "А - у!"

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

6. Хоровод «Во поле березка стояла».

Обогащать представление о традициях русского народа.

7. Спортивное развлечение «Русские народные игрища».

Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской

культуре.

Четверг

«Гжель».

1. Рассматривание гжельской росписи. Продолжать

знакомить детей с русскими народными промыслами.

2. Д / и «Парные картинки». Учить находить одинаковые

предметы и правильно называть знакомые народные промыслы.

Воспитывать интерес к русским народным промыслами.

3. Раскрашивание узора. Посуда и гжель. Приобщать детей к

народным промыслам.

4. Чтение потешек. Использовать фольклор как источник

познавательного и нравственного развития детей.

Пятница

«Колыбельные песни»

1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие

по объему песенки.

2. игра «Собери картинку». Учить составлять целое из частей.

Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка,

козы и др.).

3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать

знакомить с народным творчеством.

4. Игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и

творчество детей в игре. Воспитывать дружеские

взаимоотношения.

5. Лепка из пластилина одного из героев колыбельных

песенок. (кота)

III  этап

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3. Презентация проекта с фото.

4. Открытие мини - музея

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика –

синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду».

Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые

упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...

Народная культура и традиции русского народа

Народная культура и традиции русского народа...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.Задачи:Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; з...

План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...

Проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции русского народа"

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каж...