Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Матвиенко Виктория Викторовна

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.

Задачи:

Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Развивающие: развитие логического мышления; умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Воспитывающие: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального автономного образовательного учреждения

№57 детский сад «Бусинка» с. Дальнее

Развитие речи в подготовительной группе

Тема«Народная культура и традиции русского народа»

Воспитатель: В.В. Матвиенко

Южно-Сахалинск

2021 год

Развитие речи в подготовительной группе

Тема«Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.

Задачи:

Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Развивающие: развитие логического мышления; умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Воспитывающие: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; атласная лента для игры; изделия народно-прикладного искусства; деревянный забор; элементы костюмов для детей; серебряные монеты; рецепт борща; лист оценки занятия;

Место проведения: Спортивный зал разделен на зоны: Околица, дом, ярмарка.

Ход занятия:

 (Воспитатель в народном костюме встречает детей, одетых в элементы народного костюма и гостей у дверей).

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости приехали Сахалинские блогеры – воспитатели. Они узнали, что мы с вами много знаем о русской народной культуре. И хотят снять сюжет для инстаграмм и тикток об атмосфере далекой старины, (музыка пошла русская народная - как издалека), о быте наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли. 

 

Ребята, поприветствуйте наших гостей так, как приветствовали на Руси?

Дети:

«Гой еси, добрый молодец!»

«Христос посреди нас!»                отвечать: «Есть и будет!»

«Бог в помощь!»                            отвечать «Во славу Божию!»

     «Мир вашему дому!»

     «Здрав будь»

     «Милости просим»

Воспитатель: На Руси гостей встречали радушно, хлебосольно.  Примите наш хлеб, соль, да земной поклон.

Кланяется угощает хлебом.

(приглашаем детей в дом)

Воспитатель: Ребята, скажите какие люди были на Руси?

Дети: Умные, мудрые, здоровые, сильные…

Воспитатель: Все верно, на Руси люди были здоровы и сложилось немало пословиц о здоровье. Предлагаю проверить, знаете ли вы пословицы о здоровье и знают ли пословицы наши блогеры. Поиграем в игру доскажи словечко. (гости и дети отвечают по очереди)

- В здоровом теле …

Ответы детей - здоровый дух.

-Ешь чеснок и лук –

Ответы гостей - не возьмет недуг.

- И собака знает, что травой

Ответы детей - лечатся. 

- Береги платье снову, а здоровье 

Ответы гостей - смолоду.  

- в путь дорогу собирайся за - здоровьем.

Ответы детей - отправляйся.

Воспитатель: Здоров будешь -

Ответы гостей - все добудешь.

( Подвести итоги)

На Руси было принято развлекать гостей играми.

 Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей - Жмурки!

Воспитатель:

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей - Прятки!

Воспитатель:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей - Горелки!

Воспитатель: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры.

Воспитатель: Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдем для игр место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За «Околицей» у нас!

Все ли слова знакомы вам в этом стихотворении? Кто знает значение слова «Околица»?

Околица — это деревянный забор (показать деревянный забор) вокруг деревни или у края деревни, граница разделяющая мир человека и мир природы. Закрывались от набегов разбойников, крупных животных - опасностей было много.

Воспитатель: Но, когда все взрослые приходили с поля, с работы, молодёжь и дети выходили за околицу поиграть. А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем. (Музыка)

Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличу:

«Заря-Заряница!

Солнце во сестрица.

По небу ходило,

В очи обронило,

В очи золотые

Ленты голубые.»

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

«Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!»

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарёй.

Воспитатель: Какие наши дети и гости молодцы, славно поиграли. Идемте в дом. Присаживайтесь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился? Что русский народ умел делать хорошо?

Дети: Мастерили игрушки из глины, сочиняли песни, сказки и т. д.

Воспитатель: Не все это умели…потому и ходили на ярмарки…один умел из глины красиво лепить посуду, второй из соломы матрасы складывал, третий сапоги шил из кожи, четвертый – ткань ткал на рубашки…другие выращивали овощи на грядках в большом количестве, магазинов не было и люди излишки сделанного или выращенного своими руками шли продавать на ярмарку. Расплачивались серебряными монетами или менялись товаром.

Ребёнок, заранее подготовленный:

Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите.

Воспитатель: Ребята и гости пойдемте сходим на ярмарку, купим себе по товару.

Возьмите по одной серебряной монете, купите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети, берут изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.)

Воспитатель: Вы сейчас расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

Для этого я приготовила вам мнемосхему.

Вспомним, что означает каждый символ.

  1. Назвать что это.
  2. Какие цвета используют?
  3. Из какого материала выполнено изделие?
  4. Какая на ощупь?
  5. Особенные детали и символы
  6. Как и где используют?

(Рассказы детей (гостей) о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи, хохломской росписи, матрешке, кукле-обережке …)

Воспитатель: Молодцы ребята, какие прекрасные товары вы купили у нас на ярмарке и сумели о них рассказать, описали их.

А вспомните, ребята, какие мы с вами делали своими руками игрушки в традиционной русской росписи.

Дети: игрушку – петушка из соленого теста, рисовали русский народный костюм, кулу-крупеничку. (выставка фотографий и некоторых поделок детей)

Воспитатель: Мы с вами продолжим знакомиться не только с ремеслами и тем трудом, которым жили наши предки, но и будем знакомиться с русскими традициями.

По традиции гостей встречали, развлекали: «Как вас встретили сегодня?»

Дети: с хлебом, солью, с поклонами, развлекали игрой и ярмаркой!

Воспитатель: а теперь пришло время подчевать. Ребята что значит подчевать?

Дети: угощать едой и напитками.

Воспитатель. На Руси очень любили щи. Из чего варят щи?

Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.

Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).

А кто вспомнит эту поговорку?  

Дети.  «Щи и каша - пища наша».

Воспитатель: Значит, что ещё любят готовить в России? 

Дети: Кашу.

 А из чего можно сварить кашу?

Дети.   Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.

 Воспитатель: Зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? 

Дети: Квас.

Воспитатель: Это квас. А делают его тоже из хлеба. 

Воспитатель: Предлагаю вам рецепты настоящего традиционного русского борща, пожалуйста, приготовьте его на выходных со своими родителями, но обязательно запомните секретный ингредиент вашего семейного борща (ваших семейных традиций приготовления борща), а что мама кладет необычного в борщ, чего нет в нашем рецепте?  Еще можно сделать фото и видео съемку, как вы всей семьей готовите борщ, и мы увидим сколько человек у вас помогают маме.

Рефлексия: а теперь разрешите раскланяться. Где вы сегодня побывали? (на Руси, в старинном доме) Что нового узнали? (о таланте русского народа, о разных русских традициях).  С какими новыми словами познакомились? (Околица, подчевать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...

Народная культура и традиции русского народа

Народная культура и традиции русского народа...

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ  РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...