Программа летней оздоровительной работы "Здоровое лето"
рабочая программа

Белоусова Юлия Ильинична

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребёнка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Цель – создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников, а также создание условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovoe_leto.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

г. Иркутск

Содержание

1.

Краткая информационная справка

2.

Регламентирующие правовые документы

3.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

4.

Принципы планирования оздоровительной работы в ДОУ

5.

Польза закаливающих процедур

6.

Формы оздоровительных мероприятий в летний период

7.

План летней оздоровительной работы

8.

Список используемой литературы

 Регламентирующие правовые документы

  1. «Национальная доктрина образования» - утверждена Правительством
    РФ О5.О1.2000г
  2. «Модернизация образования» - одобрена Постановлением правительства РФ от 3О.О6.2000г
  3. 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012;
  4.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режим   а работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
  5. ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);
  6. Приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

 Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребёнка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Цель – создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников, а также создание условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период.

Задачи:

  1. Продолжить работу по укреплению здоровья.
  2. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
  3. Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с доступными способами укрепления здоровья.
  4. Формировать чувство осторожности, прививать знания основ безопасности.
  5. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
  6. Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие воспитанников, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательных способностей дошкольников;
  7. Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

 Принципы планирования оздоровительной работы

При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:

  • Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
  • Непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных процедур;
  • Преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;
  • Использование простых и доступных технологий;
  • Формирование положительной мотивации у детей медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
  • Повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Польза закаливающих процедур

Всегда полезны для организма человека различные водные процедуры – обтирания, обливания, души, ванны. Об их целебном действии было написано ещё 1500 лет до н.э. в индийском трактате Ригведа: «Десять преимуществ даёт омовение – ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

Вода – наиболее сильное и закаливающее средство.

Влияние водных процедур разнообразно. Они значительно изменяют теплорегуляцию организма, повышают основной обмен, ускоряют течение химических реакций, способствуют повышению иммунитета, активизируют деятельность вегетативной и центральной нервной системы, создают защитные реакции организма. Так, например, ножная ванна действует на сосуды головного мозга, ручная ванна — на сосуды грудной клетки и т. д.

При погружении в холодную воду в организме человека происходит своеобразная сосудистая реакция: сосуды кожи сокращаются (кожа бледнеет), и кровь с периферии устремляется к внутренним органам. Наступает первичный озноб. Вслед за этим потоки крови вновь направляются от внутренних органов к периферии, сосуды кожи расширяются, и человек ощущает приятное тепло, которое сохраняется до вторичного озноба (его желательно не допускать). Частое появление вторичного озноба приводит к усталости, разбитости, отсутствию сна, головной боли.

Сужение и расширение кровеносных сосудов — своеобразная гимнастика сосудов, которая тренирует кожу, заставляет ее лучше приспосабливаться к колебаниям температуры внешней среды.

Водные процедуры

Водные процедуры рефлекторно влияют и на деятельность всех органов - сердца, легких, мозговой ткани, а следовательно, на состояние нервной системы, кровообращение и дыхание.

Температура воды в начале закаливания водными процедурами должна быть такой, чтобы человек мог ее переносить спокойно, без раздражения (особенно это важно для нервных людей); температура воздуха +18-20°.

Ванны

Виды ванн

Холодные (+20° и ниже) и прохладные (+21-33°) водные процедуры оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Урежаются и усиливаются сердечные сокращения, повышается артериальное давление, стимулируется обмен веществ, повышается тонус мускулатуры, суживаются сосуды почек, повышается тонус нервно-мышечного аппарата мочевого пузыря и учащается мочеиспускание. Холодные водные процедуры оказывают также прекрасное закаливающее действие.

Очень полезно применять и контрастный душ (чередование горячей и прохладной воды). Горячая вода (39-40°) через душ направляется на спину и грудь (1,5 мин), затем из какой-либо емкости нужно облиться прохладной водой (18-20°, в течение 1 с). Повторяют 5 раз. После душа необходимо растереться махровым полотенцем. Контрастный душ — хорошее средство для тренировки кровеносных сосудов. Применяют контрастный ДУШ не только в целях закаливания, но и для предупреждения различных сосудистых нарушений.

Индифферентные водные процедуры (34-35°) применяются в случаях повышенной возбудимости нервной системы.

Теплые водные процедуры (36-37°) оказывают успокаивающее действие и способствуют хорошему сну. Расширяются сосуды, снижается артериальное давление, усиливаются сердечная деятельность, желудочная секреция и выделение желчи, сосуды почек расширяются. Длительное воздействие тепла вызывает расслабление мышц и повышение функций гормональных регуляторов. Теплые процедуры используются при воспалительных и пост- травматических состояниях центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, заболеваниях внутренних органов.

Горячие водные процедуры (38 и выше) используют при заболеваниях брюшной полости (печеночная, почечная колика и др.). При простудных заболеваниях полезно использовать горячее обертывание. Эта процедура проводится следующим образом. Два вафельных полотенца, свернутые в рулон, обертываются вокруг груди. Затем два махровых полотенца, свернутые в рулон, смачиваются горячей водой (64°), отжимаются и обертываются поверх вафельных. Далее накладывается шерстяное одеяло, свернутое в рулон. Потом больного укладывают в постель и накрывают ватным одеялом. Процедура длится 20 мин, после чего больной должен переодеться в теплую рубашку с рукавами, лечь в постель и пролежать не менее 1 ч под теплым одеялом. Процедуру рекомендуется проводить на ночь.

Водное закаливание

Водное закаливание лучше начинать с обтираний и обмываний.

Обтирание тела проводится мокрой губкой или полотенцем в течение 1-2 мин, после чего необходимо хорошо растереть тело, легко промассировать его (все массирующие движения должны быть направлены к сердцу) и одеться.

Обливание — более интенсивный вид закаливания. Вначале нужно проводить обливание теплой водой, затем водой комнатной температуры, постепенно доводя длительность процедуры до 2 минут и снижая температуру воды до +15°. Продолжительность процедуры — 1-2 мин.

Купание в естественных водоемах и бассейнах — один из самых распространенных способов закаливания. Начинать его рекомендуется весной при температуре воды +15-17°. Вначале пребывание в воде не должно превышать 12-20 секунд. Постепенно время купания увеличивается.

Особенно полезно сочетание водных процедур с движением (плаванием, водной гимнастикой). Курсы оздоровительного плавания дают несомненный эффект: улучшается субъективное состояние, сон, работоспособность, увеличивается переносимость физических нагрузок, исчезают головные боли, нормализуется кровяное давление, улучшается обмен.

Прекрасным средством закаливания является и купание в морской воде. При купании в море на организм человека действуют не только температурный и механические факторы (движение волн, самого пловца), но и химический — воздействие солей, растворенных в воде. Начинать купаться можно при температуре воздуха не менее +20° и воды +17-18°. Завершают купальный сезон, когда температура воздуха понизится до +15°, а воды — до +12-14°. Вначале не следует купаться больше 1 раза в день, в дальнейшем число купаний можно увеличить, но между ними надо делать перерывы по 3-4 ч. Ослабленным людям не рекомендуется купаться натощак, здоровым же, особенно желающим сбросить вес, это полезно.

Своеобразным методом закаливания является обтирание снегом верхней половины туловища. Но его могут разрешить себе только здоровые люди и, конечно, после предварительного длительного закаливания холодной водой. Вначале эта процедура выполняется в помещении в течение 2 мин. Позже, когда организм привыкнет, ее можно проводить на открытом воздухе, но не следует забывать, что в ветреную погоду эта процедура опасна.

От растирания снегом можно перейти к «моржеванию». Купание в ледяной воде оказывает сильное действие на центральную нервную систему и, следовательно, на все остальные органы. Продолжительность купаний в ледяной воде в первую зиму не должна превышать 20 с, во вторую — 40-50 с, в третью — 1 мин. После выхода из воды надо быстро растереться, надеть тренировочный костюм и выполнить физические упражнения. Такие купания можно проводить не чаще 2-3 раз в неделю.

К методам закаливания относится и хождение босиком, которое к тому же является прекрасным средством против плоскостопия.

Выбирая грунт для хождения босиком, надо учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действу, ют на организм по-разному. Горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, шлак, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе.

После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2-3-минутный массаж (разминание пальцев и подошв с последующим поглаживанием по направлению от стопы к коленям).

6. Формы оздоровительных мероприятий в летний период

Организованная образовательная деятельность -  Это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация занятий должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.

  Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).

Продолжительность организованной образовательной деятельности:

Младшая группа — 15 минут 
Средняя группа 
— 20  минут
Старшая группа. 
— 25 минут
Подготовительная группа 
— 30  минут

Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.

Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.

Виды игр: 
• сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа); 
• несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;                          • дворовые; 
• народные; 
• с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).

 Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке  ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут.

Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты: 
• упражнения на развитие мелкой моторики; 
• ритмические движения;
• упражнения в равновесии; 
• упражнения для активизации работы глазных яблок.

• упражнения в равновесии; 
• упражнения для активизации работы глазных мышц; 
• гимнастика расслабления; 
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей); 
• упражнения на формирование правильной осанки; 
• упражнения на формирование свода стопы

Проводятся на воздухе, на спортивной площадке  ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.  Продолжительность:

младшая группа – 6 минут;

средняя группа — 8 минут;

старшая группа — 10 минут;

подготовительная группа— 12 минут.

 Элементы видов спорта, спортивные упражнения.  Способствуют формированию специальных двигательных навыков,  воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений: 


• катание на самокатах; 
езда на велосипеде; 
• катание на роликовых коньках;
• футбол; 
 баскетбол; 
• бадминтон. 

Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарюПроводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.

Продолжительность:   

- средняя группа – 10 минут;

- старшая группа – 12 минут;

- подготовительная группа – 15 минут.  

Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного снаГимнастика сюжетно-игрового характера.    

Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений: 
• с предметами и без предметов; 
• на формирование правильной осанки; 
• на формирование свода стопы; 
• имитационного характера; 
• сюжетные или игровые; 
• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер); 
• на развитие мелкой моторики; 
• на координацию движений; 
• в равновесии                                                                                                             • на развитие мелкой моторики; 
• на координацию движений; 
• в равновесии.

Место проведения – спальня.  Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп  продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут.

Индивидуальная работа в режиме дня.  Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале.  Время устанавливается индивидуально.

Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: 
элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса); 
• закаливающие мероприятия 
в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями); 
• специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом.

7. План летней оздоровительной работы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1. Воспитательно-образовательная работа с детьми

1.1.

Совместная деятельность воспитателя и детей по основным направлениям развития согласно утверждённому расписанию

В течение летнего оздорови-тельного периода

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

1.2.

Работа по формированию у детей безопасного стиля жизни – беседы, игры, развлечения по ознакомлению с правилами дорожного движения, предупреждению бытового травматизма (тематическое планирование)

1.3.

Экологическое воспитание детей: экскурсии и прогулки в лес, беседы, наблюдения, игры, экспериментальная деятельность, труд на цветнике, огороде и т.п. (тематическое планирование)

1.4.

Познавательно-речевое развитие детей: беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, простейшее экспериментирование, наблюдение, экскурсии (тематическое планирование)

1.5.

Развитие коммуникативных навыков, обеспечение положительного эмоционального настроя: беседы, игровые ситуации общения, сюжетно-ролевые игры (тематическое планирование)

1.6.

Музыкальные и спортивные вечера развлечений согласно плану мероприятий с детьми на летний оздоровительный период

2. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

2.1.

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём и гимнастика на улице (по погоде), занятия, прогулки, развлечения).

В течение летнего оздорови-тельного периода

Воспитатели, инструктор по физической культуре

2.2

Создание условий для повышения двигательной активности на свежем воздухе путём расширения ассортимента выносного оборудования (мячи, велосипеды, самокаты т.д.)

2.3

Осуществление закаливания в повседневной жизни:

-облегчённая одежда;

-соблюдение режима проветривания;

-умывание прохладной водой

старшая медсестра,

воспитатели

2.4.

Организация специальных закаливающих мероприятий:

  • полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры;
  • хождение босиком до и после сна (младшая группа – 2 мин, средняя группа – 3 мин, старшая группа – 4 мин);
  • хождение босиком по траве при температуре воздуха 20 градусов (младшая группа – 8 мин, средняя группа. – 10 мин, старшая группа – 15 мин);
  • солнечные ванны с целью закаливания;
  • водные процедуры;
  • обливание ног.

2.5.

Реализация образовательной области «Физическая культура»:

  • проведение занятий физической культурой на воздухе;
  • проведение физкультурных досугов;
  • проведение спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, городки, кольцеброс);
  • проведение элементов спортивных игр (футбола, баскетбола, бадминтона);
  • проведение подвижных игр на воздухе;
  • индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию ОВД на прогулке

Инструктор по физической культуре, воспитатели

2.6.

Ежедневное включение в меню свежих овощей, фруктов, соков, расширение ассортимента овощных блюд

Заведующий, старшая медсестра

3. Методическая работа

3.1.

Составление тематического планирования на летний период

До 25.05.2014

старший воспитатель

3.2.

Подготовить методические рекомендации, литературу для воспитателей по темам:

  • «Особенности планирования воспитательно-оздоровительной работы в летний период»
  • «Двигательная активность детей на летней прогулке»
  • «Особенности планирования образовательного процесса в летний период с учётом ФГОС»

До 25.05.2014

старший воспитатель

3.4.

Инструктаж с сотрудниками ДОУ:

  • по охране жизни и здоровья детей в ДОУ и на площадке;
  • о предупреждении отравлений детей ядовитыми растениями и грибами;
  • по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • по пожарной безопасности;
  • по предупреждению детского травматизма и оказанию первой медицинской помощи;
  • профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций.

До 30.05.2014

старший воспитатель, начальник хозяйственного отдела,

старшая медсестра

3.5.

Обновление содержания родительских уголков.

июнь

воспитатели

4. Контрольная деятельность

4.1.

Утренний приём (гимнастика на воздухе, прогулка)

В течение летнего оздорови-тельного периода

Заведующий, старший воспитатель,старшая медсестра,

4.2.

Планирование образовательной работы в летний период

Июль

старший воспитатель,

4.3.

Проверка наличия и сохранности выносного материала

Июль

заведующий, начальник хозяйственного отдела

4.5.

Выполнение инструкций

В течение

летнего оздоровительного периода

Заведующий, старший воспитатель, старшая медсестра

4.6.

Организация питания:

  • формирование у детей культурно-гигиенических навыков при приёме пищи;
  • ведение документации по питанию;
  • контроль за витаминизацией и калорийностью пищи

В течение летнего оздорови-тельного периода

заведующий, старший воспитатель,старшая медсестра,

4.7.

Организация работы с родителями

В течение

летнего оздорови-тельного периода

заведующий, старший воспитатель

5. Работа с родителями

5.1.

Оформление ширм и папок-передвижек на тему «Летний отдых с детьми»

Июнь

воспитатели

5.2.

Оформление папок-передвижек – «Профилактика солнечного удара», «Профилактика кишечных инфекций»

Июль

старшая медсестра

5.3.

Совместные походы, экскурсии

В течение летнего оздорови-тельного периода

воспитатели

5.4.

Консультации для родителей вновь поступивших детей «Адаптация детей к условиям детского сада»

Июнь-август

заведующий, старший воспитатель

5.5.

Привлечение к озеленению участков, оформлению групп родителей

В течение летнего оздорови-тельного периода

воспитатели

5.6

Привлечение родителей к участию в благоустройстве территории ДОУ

5.7

Привлечение родителей к организации и проведению совместных праздников и развлечений

6. Административно-хозяйственная работа.

6.1.

Частичный косметический ремонт музыкального зала, группы раннего возраста, фасада здания

В течение летнего оздорови-тельного периода

заведующий,

начальник хозяйственного отдела

6.2.

Организация работ по подготовке теплового узла к зимнему периоду

6.3.

Ремонт и покраска оборудования на участке

6.4.

Смена песка, обработка его кипятком

6.5.

Посадка цветов, овощей, зелени. Уход за цветниками, огородом

  1. Список используемой литературы

1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст] / К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.

2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных  учреждений России [Текст]  / Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.

3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле [Текст] : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.

4. Дубровский, В.И. Валеология: Здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 1999.

5. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников [Текст]: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 170 с.

6. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. [Текст]: программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. -  М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. - (Детский сад с любовью).

7. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. -  (Серия «Вместе с детьми»).

8. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников [Текст] : практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы)  / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

9. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольники: воспитание и развитие).

10. Никанорова, Т.С., Сергиенко, Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст] / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.

11. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.

12. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

13. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст]: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

14. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет [Текст]: комплексы оздоровительной гимнастики / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 128 с.

15. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве [Текст]: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005 - 271 с.

16. Харченко, Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников [Текст] / Т.Е. Харченко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 96 с.

17. Чупаха, И.В., Лужаева, Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе  [Текст] / И.В. Чупаха, Е.З. Лужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками "Лето, лето к нам пришло!"

Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного отделения «Сорочата» МБОУ «СШ №40» на 2014-2015 учебный год...

Отчёт летней оздоровительной кампании лето 2015 года средней группы

Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем воздухе. Поэтому очень важно организовать жизнь дошкольник...

Проект летне-оздоровительной работы «Лето, лето ярким солнышком согрето!»

Учитывая, что в летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе и непосредственно образовательная деятельность с детьми не проводится, мы раз­работали проект «Лето...

Программа летнего оздоровительного лагеря для детей дошкольного возраста "Здравствуй, лето!"

 Программа «Здравствуй, лето!» - это претворение в жизнь идеи отдыха  в оздоровительном лагере в не менее интересный и полезный отдых детей в условиях поселка  в рамках работы де...

календарный план на каждый день по летне-оздоровительному проекту "Лето в яркие краски одето" во второй младшей группе

Календарный план на летне-оздоровительный период, проект"Лето в яркие краски одето"...

ПРОГРАММА Летнего оздоровительного отдыха детей 3-5 лет. «Весёлое творческое лето!»

         Программа Летнего оздоровительного отдыха детей среднего дошкольного возраста «Весёлое творческое лето!!» разработана на основе Основной образовате...

Проект летне-оздоровительной работы «Лето красное - лето прекрасное!»

Проект летне-оздоровительной работы «Лето красное - лето прекрасное!»...