Театрализованные игры на развитие пантомимических навыков у детей 4-5 лет.
учебно-методический материал (средняя группа)
Театрализованные игры играют огромную роль в развитии образного мышления, фантазии и воображения. Дети создают в своем воображении целые миры, оживляют героев, придумывают новые сюжетные линии, проявляют творчество и оригинальность. При этом развивается интерес к сценическому искусству, раскрываются артистические способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры на развитие пантомимических навыков для детей 4-5 лет.
Театрализованная игра – это не просто развлечение, а глубоко укоренившееся в человеческой культуре явление, представляющее собой особый вид деятельности, неотъемлемую часть развития личности, особенно в детском возрасте. Её значение выходит далеко за рамки развлечения, затрагивая когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка. Задачи, которые ставятся перед театрализованными играми, многогранны и охватывают широкий спектр навыков и умений.
Во-первых, такие игры способствуют развитию пространственной ориентации. Дети учатся распределяться на площадке равномерно, находят свое место в общей композиции, осознанно перемещаются, не мешая друг другу. Это не только физическая, но и социальная задача, требующая умения сотрудничать и координировать свои действия с другими участниками игры. Более того, театрализованные игры стимулируют развитие коммуникативных навыков: дети учатся строить диалог, выражать свои мысли и чувства, вступать в продуктивное взаимодействие с партнером, придерживаясь заданной темы и соблюдая правила общения.
Важнейшим аспектом является развитие моторных навыков. Ребенок учится контролировать свое тело, произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, что способствует развитие координации, пластики и выразительности движений. Запоминание реплик, слов героев спектаклей тренирует память, способность к концентрации внимания. Игра стимулирует развитие различных видов внимания – зрительного, слухового, распределенного. Наблюдательность становится неотъемлемой частью процесса, ребенок начинает подмечать мелкие детали, анализировать поведение героев, предсказывать развитие сюжета.
Театрализованные игры играют огромную роль в развитии образного мышления, фантазии и воображения. Дети создают в своем воображении целые миры, оживляют героев, придумывают новые сюжетные линии, проявляют творчество и оригинальность. При этом развивается интерес к сценическому искусству, раскрываются артистические способности. Четкое произношение слов, отработка дикции – еще один важный аспект, способствующий развитию речи и коммуникативных навыков. Воспитание нравственно-этических качеств также является важной целью театрализованных игр. Дети учатся сопереживать, сочувствовать героям, понимать их мотивы и действия.
Театр для ребенка – это не просто игра, а настоящий праздник, всплеск ярких эмоций, путешествие в волшебный мир сказки. Ребенок полностью погружается в процесс, сопереживает героям, мысленно проживает вместе с ними все события, испытывает целую гамму чувств – от радости и удивления до печали и сострадания. В процессе такой игры совершенствуются многие важные для всестороннего развития качества: память становится более ёмкой и работоспособной, мышление – гибким и креативным, воображение – богатым и ярким, фантазия – неиссякаемой, а выразительность речи и движений достигает нового уровня. Все эти навыки являются необходимым фундаментом для успешной игры на сцене, для актерского мастерства.
Однако, нельзя забывать, что развитие какого-либо отдельного навыка, например, освобождения мышц, должно происходить в тесной связи с другими элементами театрального искусства: вниманием, воображением, действием. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому, с первых же занятий важно дать детям понять, что основой театрального творчества является «действие». Необходимо объяснить этимологию слов: «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «actio» – «действие», а слово «драма» в древнегреческом языке означает «совершающее действие». Это подчеркивает важность активного участия актера в процессе создания спектакля.
Для начала можно разделить детей на две группы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» поместить на сцену и предложить каждому выполнить какое-либо действие. Эти действия могут быть как индивидуальными, так и парными. Важно дать детям свободу выбора темы для своих действий. Они могут, например, рассматривать картины, искать что-то потерянное, имитировать выполнение какой-либо работы: пилить дрова, носить воду и так далее. Главное – это активность, проявление инициативы и творческого подхода. Группа «зрителей» наблюдает за действиями «актеров», анализирует их, обсуждает и делает выводы. Постепенно роли можно менять, чтобы каждый ребенок имел возможность побывать и в роли актера, и в роли зрителя. Это способствует развитию эмпатии и способности видеть ситуацию с разных точек зрения.
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке.
Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Зеркало
Цель: развивать монологическую речь.
Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем, то же самое проделывают члены другой команды.
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки.
А вот посмотрите, гора старого валежника.
Ой, это берлога!
А в ней спят медвежата.
Но вот пригрело солнышко, растопило снег.
Капельки воды просочились в берлогу.
Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги.
Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну.
Лучи солнца слепят глаза.
Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства.
Но вскоре глаза привыкли.
Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке.
Сколько здесь интересного!
Дальше возможна импровизация.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок.
Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями.
Текст стихотворения разучивается дома.
Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются.
Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: я всех умней!
Ведущий: кричал петух.
Петух: умею я считать до двух!
Хорек: подумаешь!
Ведущий: ворчит хорек.
Хорек: а я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: шепнул паук.
Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука — Считаю я до сорока.
Уж: ах, ужас!
Ведущий: ужаснулся уж.
Уж: ведь я ж не глуп, Но почему ж Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог!
Ученик: а у меня есть карандаш. Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
«Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.
Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки.
Семена посеет ловко
А весною в огород.
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пантомимических навыков
Игра-пантомима «Представьте себе». Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стих...

Сообщение "Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей"
Выступление на научно-практической конференции г.Коломна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21057499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей ТНР старшего дошкольного возраста
В картотеке представленны : игры для снижения уровня агрессивность, застенчивости, игры направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания, а так же игры инсценировки, пантамимы, этюды, игр...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)
Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
АннотацияКлючевые слова: театрализованная игра, коммуникативные навыки, образовательная деятельность В Федеральной образовательной программе дошкольного...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей
Картотека театрализованных игр и упражнений для развития социально-коммуникативных навыков. Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на разв...
