Театрализованные игры на развитие пантомимических навыков у детей 4-5 лет.
учебно-методический материал (средняя группа)

Плотникова Елена Александровна

Театрализованные игры  играют  огромную роль в развитии  образного мышления,  фантазии и  воображения.  Дети  создают  в  своем  воображении  целые  миры,  оживляют  героев,  придумывают  новые  сюжетные  линии,  проявляют  творчество и  оригинальность.  При этом  развивается  интерес к  сценическому  искусству,  раскрываются  артистические  способности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_4-5let.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры  на развитие пантомимических навыков для детей 4-5 лет.

Театрализованная игра – это не просто развлечение, а глубоко укоренившееся в человеческой культуре явление, представляющее собой особый вид деятельности, неотъемлемую часть развития личности, особенно в детском возрасте.  Её значение выходит далеко за рамки развлечения, затрагивая когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.  Задачи, которые ставятся перед театрализованными играми, многогранны и охватывают широкий спектр навыков и умений.

Во-первых, такие игры способствуют развитию пространственной ориентации. Дети учатся распределяться на площадке равномерно,  находят свое место в общей композиции,  осознанно перемещаются,  не мешая друг другу.  Это  не только физическая, но и  социальная задача, требующая умения сотрудничать и координировать свои действия с другими участниками игры.  Более того, театрализованные игры стимулируют развитие коммуникативных навыков: дети учатся строить диалог,  выражать свои мысли и чувства,  вступать в  продуктивное взаимодействие с партнером,  придерживаясь заданной темы и  соблюдая правила общения.

Важнейшим аспектом является развитие моторных навыков.  Ребенок учится контролировать свое тело,  произвольно напрягать и расслаблять  отдельные группы мышц, что  способствует  развитие координации, пластики и  выразительности движений.  Запоминание реплик,  слов героев спектаклей  тренирует память,  способность к концентрации внимания.  Игра  стимулирует  развитие  различных видов внимания – зрительного, слухового,  распределенного.  Наблюдательность  становится  неотъемлемой частью  процесса,  ребенок  начинает  подмечать  мелкие  детали,  анализировать  поведение  героев,  предсказывать  развитие  сюжета.

Театрализованные игры  играют  огромную роль в развитии  образного мышления,  фантазии и  воображения.  Дети  создают  в  своем  воображении  целые  миры,  оживляют  героев,  придумывают  новые  сюжетные  линии,  проявляют  творчество и  оригинальность.  При этом  развивается  интерес к  сценическому  искусству,  раскрываются  артистические  способности.  Четкое  произношение  слов,  отработка  дикции –  еще  один  важный  аспект,  способствующий  развитию  речи  и  коммуникативных  навыков.  Воспитание  нравственно-этических  качеств  также  является  важной  целью  театрализованных  игр.  Дети  учатся  сопереживать,  сочувствовать  героям,  понимать  их  мотивы  и  действия.

Театр  для  ребенка  – это  не  просто  игра,  а  настоящий  праздник,  всплеск  ярких  эмоций,  путешествие  в  волшебный  мир  сказки.  Ребенок  полностью  погружается  в  процесс,  сопереживает  героям,  мысленно  проживает  вместе  с  ними  все  события,  испытывает  целую  гамму  чувств – от  радости  и  удивления  до  печали  и  сострадания.  В  процессе  такой  игры  совершенствуются  многие  важные  для  всестороннего  развития  качества:  память  становится  более  ёмкой  и  работоспособной,  мышление  –  гибким  и  креативным,  воображение  –  богатым  и  ярким,  фантазия – неиссякаемой,  а  выразительность  речи  и  движений  достигает  нового  уровня.  Все  эти  навыки  являются  необходимым  фундаментом  для  успешной  игры  на  сцене,  для  актерского  мастерства.

Однако,  нельзя  забывать,  что  развитие  какого-либо  отдельного  навыка,  например,  освобождения  мышц,  должно  происходить  в  тесной  связи  с  другими  элементами  театрального  искусства:  вниманием,  воображением,  действием.  Все  эти  компоненты  взаимосвязаны  и  влияют  друг  на  друга.  Поэтому,  с  первых  же  занятий  важно  дать  детям  понять,  что  основой  театрального  творчества  является  «действие».  Необходимо  объяснить  этимологию  слов:  «актер»,  «акт»,  «активность»  произошли  от  латинского  слова  «actio» – «действие»,  а  слово  «драма»  в  древнегреческом  языке  означает  «совершающее  действие».  Это  подчеркивает  важность  активного  участия  актера  в  процессе  создания  спектакля.

Для  начала  можно  разделить  детей  на  две  группы:  «актеров»  и  «зрителей».  Группу  «актеров»  поместить  на  сцену  и  предложить  каждому  выполнить  какое-либо  действие.  Эти  действия  могут  быть  как  индивидуальными,  так  и  парными.  Важно  дать  детям  свободу  выбора  темы  для  своих  действий.  Они  могут,  например,  рассматривать  картины,  искать  что-то  потерянное,  имитировать  выполнение  какой-либо  работы:  пилить  дрова,  носить  воду  и  так  далее.  Главное  –  это  активность,  проявление  инициативы  и  творческого  подхода.  Группа  «зрителей»  наблюдает  за  действиями  «актеров»,  анализирует  их,  обсуждает  и  делает  выводы.  Постепенно  роли  можно  менять,  чтобы  каждый  ребенок  имел  возможность  побывать  и  в  роли  актера,  и  в  роли  зрителя.  Это  способствует  развитию  эмпатии  и  способности  видеть  ситуацию  с  разных  точек  зрения.

Игра на имитацию движений 

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке.

Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

 — Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Зеркало 

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем,  то же самое проделывают члены другой команды.

Игра-пантомима «Медвежата»

 Цель: развивать пантомимические навыки.

 А вот посмотрите, гора старого валежника.

Ой, это берлога!

А в ней спят медвежата.

Но вот пригрело солнышко, растопило снег.

Капельки воды просочились в берлогу.

Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги.

Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну.

Лучи солнца слепят глаза.

Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства.

Но вскоре глаза привыкли.

Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке.

Сколько здесь интересного!

Дальше возможна импровизация.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» 

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок.

Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями.

Текст стихотворения разучивается дома.

Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются.

Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух: я всех умней!

Ведущий: кричал петух.

Петух: умею я считать до двух!

Хорек: подумаешь!

Ведущий: ворчит хорек.

Хорек: а я могу до четырех!

Жук: Я — до шести!

Ведущий: воскликнул жук.

Паук: Я — до восьми!

Ведущий: шепнул паук.

Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука — Считаю я до сорока.

Уж: ах, ужас!

Ведущий: ужаснулся уж.

Уж: ведь я ж не глуп, Но почему ж Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог!

Ученик: а у меня есть карандаш. Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

 Воспитатель читает, дети имитируют движения.

«Был у зайки огород,

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.

Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.

Семена посеет ловко

 А весною в огород.

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пантомимических навыков

Игра-пантомима «Представьте себе». Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стих...

Сообщение "Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей"

Выступление на научно-практической конференции г.Коломна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21057499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей ТНР старшего дошкольного возраста

В картотеке представленны : игры для снижения уровня агрессивность, застенчивости, игры направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания, а так же игры инсценировки, пантамимы, этюды, игр...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

АннотацияКлючевые слова:  театрализованная игра, коммуникативные навыки, образовательная деятельность       В Федеральной образовательной  программе дошкольного...

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей

Картотека театрализованных игр и упражнений для развития социально-коммуникативных навыков. Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на разв...