Тема: "Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в ДОУ"
статья

Бахтеева Мярхаба Хусяиновна

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.                                            Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.                                                                                                            Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                               детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области

Выступление к педагогическому совету                        «Пути совершенствования взаимодействия                        с родителями, вовлечение родителей в деятельность детского сада по вопросам воспитания, образования детей»

по теме:

«Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ»

Подготовила:

воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»

Бахтеева М.Х.

 «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но,

прежде всего, и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.                                            Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.                                                                                                            Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.                                                                      Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • наглядно-информационные.

         К индивидуальным  формам общения относят следующие: посещение на дому, индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, участие родителя в проведении воспитательно-образовательного процесса.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в

сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.

Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.                                                                                                                                                   К коллективным  формам относятся групповые консультации, родительские собрания, круглые столы, вечера вопросов - ответов, деловые игры, экскурсии, дни открытых дверей, совместные развлечения.                         Групповые родительские собрания — это действенная

форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа

«доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст не отрываясь, то складывается впечатление, что он

не компетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить

особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (мед. сестра, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

 Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся аудиозаписи  бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, родительские уголки, папки-передвижки, памятки, буклеты.                                                                                                                        Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей

        К нетрадиционным формам работы ДОУ с родителями относятся следующие:

  • информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей;
  • презентация детского сада в целом и отдельно группы;
  • тематические досуги, утренники;
  • вовлечение в спортивные и творческие конкурсы;
  • оформление стенгазет, книжек- самоделок, фотомонтажей;
  • семинары- практимумы, мастер-классы;
  • театрализованные представления для детей с участием родителей;
  • участие родителей в подготовке к праздникам;
  • совместное создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • тематические выставки, творческие задания;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  •  конкурс семейных талантов;
  • совместные экскурсии, походы, пикники и др.

        «Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей.

     Воскресный семейный абонемент. Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи; задумавшись о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия в мир музыки.

    «Семейная гостиная». Это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.

    День семьи. День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.

    Клубы. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей.

Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.

    Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

    Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей. Совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию.

     Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов.

Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду.

Проектирование помогает  научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям,  посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в  работе с ребёнком. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников

Нетрадиционные формы работы с родителями – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении,...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

в статье передаетс опыт работы педагогов: воспитателя и педегога- психолога по работе с родщителями в дошкольном учреждении, использу. нетрадиционные формы работы...

2024г. Консультация для педагогов: «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ»

laquo;Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ»...

Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегод...