Проект "Развитие речи детей младшего возраста с помощью русского народного фольклора"
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ
«Развитие речи детей младшего возраста с помощью русского народного фольклора»
Автор: Жегурова О.В.
МБОУ СОШ №4
Д/О№3 «Зоренька»
г.Лобня 2024г.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
(Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)
Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Цель проекта:
Обогащать развивающую среду по средствам малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора
- Обогащать и активизировать словарный запас детей
- Познакомить детей с культурой и народными традициями нашей Родины
- Расширять знания детей о русском народном творчестве (потешки, заклички, прибаутки, пестушки, приговорки, загадки, сказки. колыбельные песни)
Актуальность:
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.
Потешки, заклички, прибаутки, пестушки, приговорки, загадки, сказки. колыбельные песни – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Особую значимость приобретает фольклор для малыша в дошкольном учреждении, поэтому необходимо использовать потешки, пестушки, приговорки, сказки, колыбельные песни знакомые детям на слух, чтобы сделать пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее комфортным.
Вид проекта:
- Познавательно - творческий
Продолжительность:
- Среднесрочный
Участники проекта:
- Дети второй младшей группы, педагог, родители воспитанников
Предварительная работа:
- беседы, чтение, рассматривание иллюстраций
Ожидаемые результаты:
· устойчивый интерес к культуре русского народа
· знание детьми устного народного творчества
· прикладного искусства
· создание уголка деревянной игрушки
Реализация проекта
I этап
Подготовительный
- Анкетирование родителей на знание малых форм фольклора
- Подбор материала к альбому "Потешки"
- Пополнить библиотеку новой литературой: потешками, прибаутками, пестушками, закличками, русскими народными сказками .
- Пополнить уголок развития речи дидактическими играми
- Приобрести методическое пособие по фольклору
- Подбор материала для родительского собрания
- Создания в группе уголка "Деревянная игрушка"
II ЭТАП основной
- Создание и использование альбома "Потешки" в совместной деятельности с детьми
- Беседа и рассматривание иллюстраций к потешкам и русским народным сказкам
- Чтение потешек, прибауток, закличек, русских народных сказок
- Инсценировка русской народной сказки «Репка»
- Знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами
- Консультация для родителей на тему: "Значение малых форм фольклора в жизни детей"
- Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме. Разучивание вместе с детьми народной игры "Гори, гори ясно!", игры на русских народных музыкальных инструментах, вождение хороводов.
III этап
Заключительный
- Итоги анкетирования родителей
- Создание альбома «Потешки»
- Выставка библиотеки русской народной литературы для детей младшего возраста
- Выставка уголка «Деревянная игрушка»
- Проведение открытого занятии по развитию речи «Чудесный сундучок»
Календарное планирование
Проект «Роль фольклорных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего возраста»
Мероприятия | Дата | Участники |
I Этап | ||
1. Составление календарного плана
2. Анкетирование родителей
3. Подбор материала
|
02.09.2024
16.09.2024
с 02.09.2024 по 30.09.2024 |
Жегурова О.В.
Жегурова О.В. родители группы «Смешарики»
Жегурова О.В.
|
II Этап | ||
1. Создание альбома "Потешки" 2. Беседа и рассматривание иллюстраций к потешкам и русским народным сказкам 3. Чтение потешек, прибауток, закличек, русских народных сказок 4. Инсценировка русской народной сказки «Репка» 5. Знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами 6. Консультация для родителей на тему: "Значение малых форм фольклора в жизни детей" 7. Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме. Разучивание вместе с детьми народной игры "Гори, гори ясно!", игры на русских народных музыкальных инструментах, вождение хороводов. |
01.10.2024
03.10.2024
08.10.2024
11.10.2024
15.10.2024
18.10.2024
25.10.2024
|
Жегурова О.В
Жегурова О.В дети мл.гр.
Жегурова О.В дети мл.гр
Жегурова О.В дети мл.гр
Жегурова О.В дети мл.гр
Жегурова О.В. родители группы «Смешарики»
Жегурова О.В. родители группы «Смешарики»
|
III Этап | ||
1.Проведение открытого занятия для родителей «Чудесный сундучок» 2.Выставка библиотеки русской народной литературы для детей младшего возраста 3. Выставка уголка «Деревянная игрушка» 4. Анализ анкетирования
|
06.11.2014
15.11.2024
15.11.2024
30.11.2024
|
Жегурова О.В дети мл.гр
Жегурова О.В
Жегурова О.В
Жегурова О.В
|
Вывод:
Проект «Развитие речи детей младшего возраста с помощью русского народного фольклора» должен приобщать дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой речевой и творческий потенциал.
Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Фольклор способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
ФОТООТЧЕТ
Альбом «Потешки»
Книжный уголок
Чтение потешек и сказок
Инсценировка русской народной сказки «Репка»
Русские народные музыкальные инструменты
Работа с родителями
Хороводные игры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок.
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком...

Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Теремок».
Проект по развитию речи через театрализованную постановку на основе сказки "Теремок"...

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".
Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

Долгосрочный проект. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».
Долгосрочный проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»....
Комплект конспектов по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.
Конспект занятия в группе раннего возраста «Коза-дереза к ребяткам в гости пришла».Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами малых фольклор...

Основы развития воображения детей дошкольного возраста при помощи русской народной сказки
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые ж...
Консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей старшего возраста с помощью русского народного фольклора"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности...
