Проект "Сенсорное развитие для детей младшего возраста"
проект (младшая группа)

Жегурова Ольга Викторовна

 

ПРОЕКТ

«Сенсорное развитие для детей младшего возраста»

 

 

 

 

 

 

Автор: Жегурова О.В.

МБОУ СОШ №4

Д/О№3 «Зоренька»

 

 

 

 

 

 

 

г.Лобня 2024г.

 

 «Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев»

                                                                                                            

                                                                                                  В. Д Сухомлинский

 

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: краткосрочный с 02.12.2024г. по 25.12.2024г.

Актуальность: Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. 

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

Воспитательные:

формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке

-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки.

 

В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указании. 

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. 

Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

 

 

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

У детей возрастет интерес к сенсорной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);

Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

Значительно повысятся внимание и память детей;

Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;

Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.

В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.

Со стороны родителей

Родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность

Со стороны педагогов:

осуществление проектной деятельности;

повышение профессиональных компетенций;

вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа

I Этап Подготовительный

подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;

определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;

определение участников проекта;

постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;

подготовка необходимых материалов для реализации проекта: игр и пособий для работы с детьми.

cоздание условий для самостоятельной деятельности. 

II Этап Основной

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников младшей группы.

- Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей

- Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.

- Работа с детьми

Использовались игры:

«Геометрические вкладыши»;

«Крупная и мелкая мозаика».

«Пирамидка»

«Матрешка»

«Подбери по цвету»

«Подбери по форме»

«Узнай, что в мешочке?»;

«Разрезные картинки»;

«Пазлы деревянные и картонные»;

«Шнуровка», «Лото»;

«Прищепки»;

 

Проведение НОД:

Лепка. "Лучики для солнышка." (лпка с применением различных круп)

Аппликация - «Шарфик для Зайки» (аппликация из манной крупы «Зайчик»)

Рисование:

«Украсим сарафан для Кати»

«Собери бусы»;

«Укрась елочку»;

«Раскрась пирамидку»

«Подружка неваляшка».

Развитие речи." Солнышко".

Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Чтение художественной литературы по возрасту:

Добрые сказки, потешки, стихи, загадки.

Самостоятельная деятельность детей

рассматриваем иллюстрации в детских книгах, предметные и сюжетные картинки, 

самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:

рисование, мозаика: настольная и напольная.

Настольно-печатные дидактические игры, пазлы.

Дети самостоятельно играют в игры по своему желанию.

Взаимодействие с родителями в подготовке организации сенсорной предметно-развивающей среды.

III Этап Заключительный

Уголок по сенсорному развитию

Выводы

В ходе реализации проекта дети с заинтересованностью и увлечением играют в игры с мелкими предметами. У детей увеличились навыки манипуляции мелкими предметами с помощью пальцев рук;

У детей расширилось восприятие окружающего мира, так как они практически осваивали взаимодействие с разнообразными предметами: крупой, тестом, песком, водой;

Самостоятельное взаимодействие с различными предметами, их обследование, способствовало интеллектуальному развитию детей; индивидуальное самовыражение способствовало творческому развитию детей;

Родители получили новые знания о важности развития мелкой моторики для детей раннего возраста, познакомились с различными играми для развития детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс (создание сенсорной зоны) способствовало развитию доброжелательного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников.

 

Приложение№1

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в младшей группе на тему:

«Игры с пирамидками».

1.Рассматривание пирамидок двух размеров.

2.Разбирание и нанизывание колец на пирамидку.

3.Физкультминутка.

4.Д/игра: "Выложи пирамидку 2-х размеров.

Цель:

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов (пирамидок).

-Закреплять названия основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

-Закреплять умение детей собирать и разбирать пирамидки.

-Сравнивать колечки и пирамидки между собой (большая, маленькая).

-Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера – овалы 4-х цветов.

Материал:

пирамидки разных размеров.

карточки с силуэтами нарисованных пирамидок.

круги (овалы) разного цвета и размера.

Ход занятий:

Сюрпризный момент.

Мишка приносит красивую коробку с пирамидками и ставит на стол, сам садится на стульчик.

Воспитатель открывает коробку, показывает большую пирамидку.

-Дети, что это? (Пирамидка)

-Скажите, какая эта пирамидка? (Большая)

-Нели, скажи, какая эта пирамидка? (Большая)

-София, а ты как думаешь какая эта пирамидка? (Большая)

-Правильно, дети, это пирамидка большая.

-Дети, а в коробке ещё что-то есть.

Воспитатель достает маленькую пирамидку и говорит: Что это? (Пирамидка)

-Дети, а какая эта пирамидка? (Маленькая)

-Давайте сравним эти пирамидки.

-Дети, скажите эта какая пирамидка? (Большая)

-А эта какая? (Маленькая)

-Алёша, покажи большую пирамидку. Молодец, правильно.

-Ксюша, скажи какая эта пирамидка? (Большая)

-Дети, правильно эта большая пирамидка.

-Максим, покажи маленькую пирамидку. Правильно, молодец.

-Володя, скажи какая эта пирамидка? (Маленькая)

-Дети, а теперь давайте разберем сначала большую пирамидку, а потом маленькую.

-Посмотрите, я снимаю колпачок, на стержне осталось много колечек.

-Сверху самое маленькое, снимаем его. Какого оно цвета?

-Теперь следующее, оно чуть – чуть побольше. Скажите, какого цвета?

-Снимаем ещё одно кольцо, оно ещё больше. Какого цвета?

-Дети, а самое последнее кольцо, самое большое, какого оно цвета?

Так последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.

-А теперь давайте соберем пирамидку.

-Когда мы разбираем её, мы с вами снимаем сверху самое маленькое колечко.

-А, теперь соберем пирамидку снизу, значит надо выбирать самое большое кольцо и надеть его на стержень.

-Даша, иди найди самое большое кольцо. Скажи какого оно цвета?

-Правильно, надень его на стержень.

-Хорошо, теперь иди сюда.

-Ева, найди поменьше кольцо.

-Надень его на стержень.

-Даша, скажи, какого цвета это кольцо?

(И так до последнего кольца)

-Хорошо, теперь нужно проверить, правильно ли мы собрали пирамидку.

-Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась.

-Я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одного колечка.

-Иди, Максим проведи руками от верхушки до основания.

-Ничего не мешает?

-Все собрали правильно.

Далее обращаю внимание на маленькую пирамидку.

-Маша, скажи что это? (Пирамидка)

-Какого размера пирамидка? (Маленькая)

-Кира, а ты как думаешь, какая эта пирамидка? (Маленькая)

-А, теперь давайте разберём маленькую пирамидку.

-Давайте, сначала снимем колпачок, на стержне осталось много колечек.

Аналогичное задание с маленькой пирамидкой.

Физкультминутка:

Мишка, ты нас не пугай

Вместе снами поиграй.

Лапочками хлоп – хлоп,

Ноженьками топ – топ.

Выставляем ножки,

В беленьких сапожках.

Хвостиками машем,

Весело все пляшем.

Зайкам мишка помахал

И в берлогу убежал.

 

 

Дидактическая игра: "Выложи пирамидку"

-Выкладывание пирамидок: готовые круги (овалы) разного цвета и размера по нужному силуэту.

Воспитатель: - Медвежонок, понравились тебе пирамидки и как наши дети играли с ними.

Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось как дети занимались.

И пирамидки мне очень понравились.

Дети: - Мишка, тогда забирай пирамидки с собой и подари своим медвежатам. Пусть они тоже поиграют.

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, мишке очень понравилось, как вы сегодня занимались. Правильно назвали цвета и находили кольца по величине.

Мишка: - Молодцы. Мои медвежата будут очень рады пирамидкам, которые вы подарили им и они с удовольствием будут играть с ними.

Воспитатель: - Ребята, а за это вас мишка угощает сладостями.

Мишка: - Кушайте пожалуйста.

Дети: - Спасибо, мишутка.

До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук (развитие речи) для детей младшей группы на тему: "Солнышко."

Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев, координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук   и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к развивающим играм.

Методы и приемы: игровой прием, использование пособий, вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.

 Ход занятия:

 Дети встают в круг.

Воспитатель- А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

- Молодцы! Проходите сюда, присаживайтесь.

Сюрпризный момент:

 Из-за ширмы появляется кукла Ариша.

Ариша: Здравствуйте ребята!Меня зовут Ариша  я очень люблю играть !

А вы любите? Приготовьте свои ручки будем играть!

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Ариша: Я хочу загадать вам загадку:

Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит…(Солнце)

Ариша: Ой, что –то солнышко загрустило, совсем его тучка закрыла .

Воспитатель: Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим солнышко!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко  (Шевелят пальцами обеих рук).

Погуляй у речки

Солнышко, солнышко,   (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,       Делают хватательные движения щепотью).

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем        (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.        (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное).

Ариша: Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь  солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).

Воспитатель: Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым).

Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.

Утром солнышко встаёт выше, выше,    (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.    (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,      (Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся   (Хлопаем в ладоши)

Ариша: Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз! А сюрприз спрятан вот в этих мисках с фасолью.

Подойдите к столам, опустите ручки и пошевелите пальчиками.

 Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№3

Конспект по развитию мелкой моторики рук по лепке в первой младшей группе на тему: "Лучики для солнышка".

Предварительная работа:  

 рассматривание иллюстрации солнца;

 рассматривание картинок на эмоции;

 наблюдение за погодой;

чтение А.Барто «Светит солнышко в окошко»,  К.Чуковский «Украденное солнце», загадки про солнце;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели:

Учить проявлять интерес к окружающему миру природы

Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Вызвать эмоциональную отзывчивость на литературно-художественное произведение (А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»)

Обогащать и активизировать словарь ( солнце :круглое, желтое, лучистое ), развивать навыки внимательного слушания и память

Учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из пластилина прямыми движениями рук

Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку

Учить различать и называть желтый цвет

Материалы и оборудование:

Иллюстрации по теме: солнышко, жёлтый пластилин, лист формата А4 с жёлтым кругом (солнце), салфетки, дощечки.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель с детьми стоит у окна, наблюдают за природой в солнечный день

Воспитатель:

Посмотрите дети, как светло у нас в группе. Вы знаете, почему (ответы детей)

Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки к солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому мы с нетерпением ждем солнечные дни.

Посмотрите на картину (воспитатель показывает картину с изображением солнца). На картине мы видим круглое, желтое, лучистое солнышко. Вот и к нам оно заглядывает, что бы порадовать нас своим светом и теплом.(Дать возможность детям  ответить самим какое же солнышко изображено на картинке: круглое, желтое, лучистое.

Воспитатель рассказывает стишок «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки:

Очень рады солнышку.

Физкультминутка игра «Пробуждение солнышка»

Вот как солнышко встает (сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперед и вверх)

Выше, выше, выше (стоя, руки вверху разведены в стороны, наклоны туловища вниз, руки на колени)

К ночи солнышко зайдет (присесть на корточки, руки опустить)

Ниже, ниже, ниже (сидя на корточках, руки опущены вниз,)

Хорошо, хорошо (хлопки в ладоши)

Солнышко смеется (стоя, руки на поясе, повороты туловища вправо – влево.

А под солнышком таким хорошо живется! (Кружение в одну сторону)

Лепка «Лучики для солнышка»

Воспитатель: Посмотрите, у нас в окошке светит солнышко (обращает внимание детей на магнитную доску на которой лист бумаги с жёлтым кругом. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете почему?  Дети: потому, что у солнышка нет лучиков.) 

Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем для нашего солнышка лучики из пластилина. Какого цвета пластилин мы возьмем для лучиков. Дети: Желтого.

 Воспитатель: Мы возьмем пластилин желтого цвета, разделим комочек на несколько кусочков и раскатаем колбаски. Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина небольших палочек. 

Дети: выполняют прямые движения 

Воспитатель: Из нашего кусочка пластилина нужно сделать тоненькие лучики. Поэтому надо раскатывать пластилин посильнее. Вот один лучик готов. Посмотрите, какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучиков.

Дети: делают лучики и прикрепляют к силуэту солнышка.

Воспитатель:  Давайте, посмотрим какие же солнышки у нас получилось?

Дети: круглое, желтое, лучистое). Правильно! Теперь оно будет светить ярко!  Посмотрите, как оно протянуло всем нам свои лучики!  Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Сенсорное развитие для детей младшего возраста»

Автор: Джегурова О.В.

МБОУ СОШ №4

Д/О№3 «Зоренька»

г.Лобня 2024г.

 «Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев»

                                                                                                            

                                                                                                  В. Д Сухомлинский

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: краткосрочный с 02.12.2024г. по 25.12.2024г.

Актуальность: Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. 

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

Воспитательные:

формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке

-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки.

 

В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указании. 

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. 

Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

У детей возрастет интерес к сенсорной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);

Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

Значительно повысятся внимание и память детей;

Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;

Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.

В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.

Со стороны родителей

Родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность

Со стороны педагогов:

осуществление проектной деятельности;

повышение профессиональных компетенций;

вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа

I Этап Подготовительный

подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;

определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;

определение участников проекта;

постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;

подготовка необходимых материалов для реализации проекта: игр и пособий для работы с детьми.

cоздание условий для самостоятельной деятельности. 

II Этап Основной

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников младшей группы.

- Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей

- Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.

- Работа с детьми

Использовались игры:

«Геометрические вкладыши»;

«Крупная и мелкая мозаика».

«Пирамидка»

«Матрешка»

«Подбери по цвету»

«Подбери по форме»

«Узнай, что в мешочке?»;

«Разрезные картинки»;

«Пазлы деревянные и картонные»;

«Шнуровка», «Лото»;

«Прищепки»;

Проведение НОД:

Лепка. "Лучики для солнышка." (лпка с применением различных круп)

Аппликация - «Шарфик для Зайки» (аппликация из манной крупы «Зайчик»)

Рисование:

«Украсим сарафан для Кати»

«Собери бусы»;

«Укрась елочку»;

«Раскрась пирамидку»

«Подружка неваляшка».

Развитие речи." Солнышко".

Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Чтение художественной литературы по возрасту:

Добрые сказки, потешки, стихи, загадки.

Самостоятельная деятельность детей

рассматриваем иллюстрации в детских книгах, предметные и сюжетные картинки, 

самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:

рисование, мозаика: настольная и напольная.

Настольно-печатные дидактические игры, пазлы.

Дети самостоятельно играют в игры по своему желанию.

Взаимодействие с родителями в подготовке организации сенсорной предметно-развивающей среды.

III Этап Заключительный

Уголок по сенсорному развитию

Выводы

В ходе реализации проекта дети с заинтересованностью и увлечением играют в игры с мелкими предметами. У детей увеличились навыки манипуляции мелкими предметами с помощью пальцев рук;

У детей расширилось восприятие окружающего мира, так как они практически осваивали взаимодействие с разнообразными предметами: крупой, тестом, песком, водой;

Самостоятельное взаимодействие с различными предметами, их обследование, способствовало интеллектуальному развитию детей; индивидуальное самовыражение способствовало творческому развитию детей;

Родители получили новые знания о важности развития мелкой моторики для детей раннего возраста, познакомились с различными играми для развития детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс (создание сенсорной зоны) способствовало развитию доброжелательного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников.

 

Приложение№1

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в младшей группе на тему:

«Игры с пирамидками».

1.Рассматривание пирамидок двух размеров.

2.Разбирание и нанизывание колец на пирамидку.

3.Физкультминутка.

4.Д/игра: "Выложи пирамидку 2-х размеров.

Цель:

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов (пирамидок).

-Закреплять названия основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

-Закреплять умение детей собирать и разбирать пирамидки.

-Сравнивать колечки и пирамидки между собой (большая, маленькая).

-Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера – овалы 4-х цветов.

Материал:

пирамидки разных размеров.

карточки с силуэтами нарисованных пирамидок.

круги (овалы) разного цвета и размера.

Ход занятий:

Сюрпризный момент.

Мишка приносит красивую коробку с пирамидками и ставит на стол, сам садится на стульчик.

Воспитатель открывает коробку, показывает большую пирамидку.

-Дети, что это? (Пирамидка)

-Скажите, какая эта пирамидка? (Большая)

-Нели, скажи, какая эта пирамидка? (Большая)

-София, а ты как думаешь какая эта пирамидка? (Большая)

-Правильно, дети, это пирамидка большая.

-Дети, а в коробке ещё что-то есть.

Воспитатель достает маленькую пирамидку и говорит: Что это? (Пирамидка)

-Дети, а какая эта пирамидка? (Маленькая)

-Давайте сравним эти пирамидки.

-Дети, скажите эта какая пирамидка? (Большая)

-А эта какая? (Маленькая)

-Алёша, покажи большую пирамидку. Молодец, правильно.

-Ксюша, скажи какая эта пирамидка? (Большая)

-Дети, правильно эта большая пирамидка.

-Максим, покажи маленькую пирамидку. Правильно, молодец.

-Володя, скажи какая эта пирамидка? (Маленькая)

-Дети, а теперь давайте разберем сначала большую пирамидку, а потом маленькую.

-Посмотрите, я снимаю колпачок, на стержне осталось много колечек.

-Сверху самое маленькое, снимаем его. Какого оно цвета?

-Теперь следующее, оно чуть – чуть побольше. Скажите, какого цвета?

-Снимаем ещё одно кольцо, оно ещё больше. Какого цвета?

-Дети, а самое последнее кольцо, самое большое, какого оно цвета?

Так последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.

-А теперь давайте соберем пирамидку.

-Когда мы разбираем её, мы с вами снимаем сверху самое маленькое колечко.

-А, теперь соберем пирамидку снизу, значит надо выбирать самое большое кольцо и надеть его на стержень.

-Даша, иди найди самое большое кольцо. Скажи какого оно цвета?

-Правильно, надень его на стержень.

-Хорошо, теперь иди сюда.

-Ева, найди поменьше кольцо.

-Надень его на стержень.

-Даша, скажи, какого цвета это кольцо?

(И так до последнего кольца)

-Хорошо, теперь нужно проверить, правильно ли мы собрали пирамидку.

-Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась.

-Я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одного колечка.

-Иди, Максим проведи руками от верхушки до основания.

-Ничего не мешает?

-Все собрали правильно.

Далее обращаю внимание на маленькую пирамидку.

-Маша, скажи что это? (Пирамидка)

-Какого размера пирамидка? (Маленькая)

-Кира, а ты как думаешь, какая эта пирамидка? (Маленькая)

-А, теперь давайте разберём маленькую пирамидку.

-Давайте, сначала снимем колпачок, на стержне осталось много колечек.

Аналогичное задание с маленькой пирамидкой.

Физкультминутка:

Мишка, ты нас не пугай

Вместе снами поиграй.

Лапочками хлоп – хлоп,

Ноженьками топ – топ.

Выставляем ножки,

В беленьких сапожках.

Хвостиками машем,

Весело все пляшем.

Зайкам мишка помахал

И в берлогу убежал.

Дидактическая игра: "Выложи пирамидку"

-Выкладывание пирамидок: готовые круги (овалы) разного цвета и размера по нужному силуэту.

Воспитатель: - Медвежонок, понравились тебе пирамидки и как наши дети играли с ними.

Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось как дети занимались.

И пирамидки мне очень понравились.

Дети: - Мишка, тогда забирай пирамидки с собой и подари своим медвежатам. Пусть они тоже поиграют.

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, мишке очень понравилось, как вы сегодня занимались. Правильно назвали цвета и находили кольца по величине.

Мишка: - Молодцы. Мои медвежата будут очень рады пирамидкам, которые вы подарили им и они с удовольствием будут играть с ними.

Воспитатель: - Ребята, а за это вас мишка угощает сладостями.

Мишка: - Кушайте пожалуйста.

Дети: - Спасибо, мишутка.

До свидания.

Приложение№2

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук (развитие речи) для детей младшей группы на тему: "Солнышко."

Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев, координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук   и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к развивающим играм.

Методы и приемы: игровой прием, использование пособий, вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.

 Ход занятия:

 Дети встают в круг.

Воспитатель- А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

- Молодцы! Проходите сюда, присаживайтесь.

Сюрпризный момент:

 Из-за ширмы появляется кукла Ариша.

Ариша: Здравствуйте ребята!Меня зовут Ариша  я очень люблю играть !

А вы любите? Приготовьте свои ручки будем играть!

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Ариша: Я хочу загадать вам загадку:

Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит…(Солнце)

Ариша: Ой, что –то солнышко загрустило, совсем его тучка закрыла .

Воспитатель: Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим солнышко!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко  (Шевелят пальцами обеих рук).

Погуляй у речки

Солнышко, солнышко,   (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,       Делают хватательные движения щепотью).

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем        (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.        (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное).

Ариша: Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь  солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).

Воспитатель: Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым).

Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.

Утром солнышко встаёт выше, выше,    (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.    (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,      (Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся   (Хлопаем в ладоши)

Ариша: Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз! А сюрприз спрятан вот в этих мисках с фасолью.

Подойдите к столам, опустите ручки и пошевелите пальчиками.

 Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!

Приложение№3

Конспект по развитию мелкой моторики рук по лепке в первой младшей группе на тему: "Лучики для солнышка".

Предварительная работа:  

 рассматривание иллюстрации солнца;

 рассматривание картинок на эмоции;

 наблюдение за погодой;

чтение А.Барто «Светит солнышко в окошко»,  К.Чуковский «Украденное солнце», загадки про солнце;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели:

Учить проявлять интерес к окружающему миру природы

Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Вызвать эмоциональную отзывчивость на литературно-художественное произведение (А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»)

Обогащать и активизировать словарь ( солнце :круглое, желтое, лучистое ), развивать навыки внимательного слушания и память

Учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из пластилина прямыми движениями рук

Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку

Учить различать и называть желтый цвет

Материалы и оборудование:

Иллюстрации по теме: солнышко, жёлтый пластилин, лист формата А4 с жёлтым кругом (солнце), салфетки, дощечки.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель с детьми стоит у окна, наблюдают за природой в солнечный день

Воспитатель:

Посмотрите дети, как светло у нас в группе. Вы знаете, почему (ответы детей)

Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки к солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому мы с нетерпением ждем солнечные дни.

Посмотрите на картину (воспитатель показывает картину с изображением солнца). На картине мы видим круглое, желтое, лучистое солнышко. Вот и к нам оно заглядывает, что бы порадовать нас своим светом и теплом.(Дать возможность детям  ответить самим какое же солнышко изображено на картинке: круглое, желтое, лучистое.

Воспитатель рассказывает стишок «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки:

Очень рады солнышку.

Физкультминутка игра «Пробуждение солнышка»

Вот как солнышко встает (сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперед и вверх)

Выше, выше, выше (стоя, руки вверху разведены в стороны, наклоны туловища вниз, руки на колени)

К ночи солнышко зайдет (присесть на корточки, руки опустить)

Ниже, ниже, ниже (сидя на корточках, руки опущены вниз,)

Хорошо, хорошо (хлопки в ладоши)

Солнышко смеется (стоя, руки на поясе, повороты туловища вправо – влево.

А под солнышком таким хорошо живется! (Кружение в одну сторону)

Лепка «Лучики для солнышка»

Воспитатель: Посмотрите, у нас в окошке светит солнышко (обращает внимание детей на магнитную доску на которой лист бумаги с жёлтым кругом. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете почему?  Дети: потому, что у солнышка нет лучиков.) 

Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем для нашего солнышка лучики из пластилина. Какого цвета пластилин мы возьмем для лучиков. Дети: Желтого.

 Воспитатель: Мы возьмем пластилин желтого цвета, разделим комочек на несколько кусочков и раскатаем колбаски. Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина небольших палочек. 

Дети: выполняют прямые движения 

Воспитатель: Из нашего кусочка пластилина нужно сделать тоненькие лучики. Поэтому надо раскатывать пластилин посильнее. Вот один лучик готов. Посмотрите, какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучиков.

Дети: делают лучики и прикрепляют к силуэту солнышка.

Воспитатель:  Давайте, посмотрим какие же солнышки у нас получилось?

Дети: круглое, желтое, лучистое). Правильно! Теперь оно будет светить ярко!  Посмотрите, как оно протянуло всем нам свои лучики!  Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

конспект НОД по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" для детей младшего возраста от 2 до 3 лет

Конспект  НОД предназначен для проведения образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста по ОО "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие", с использованием мнемо...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 по теме: «С днем Матери»

Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 Тема: «С днем Матери»...