Проект "Сенсорное развитие для детей младшего возраста"
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие для детей младшего возраста»
Автор: Жегурова О.В.
МБОУ СОШ №4
Д/О№3 «Зоренька»
г.Лобня 2024г.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: краткосрочный с 02.12.2024г. по 25.12.2024г.
Актуальность: Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
Воспитательные:
формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке
-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки.
В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указании.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Ожидаемые результаты
Со стороны детей:
У детей возрастет интерес к сенсорной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);
Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
Значительно повысятся внимание и память детей;
Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;
Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.
В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.
Со стороны родителей
Родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность
Со стороны педагогов:
осуществление проектной деятельности;
повышение профессиональных компетенций;
вовлечение родителей в образовательный процесс.
Реализация проекта
Реализация проекта проходит в три этапа
I Этап Подготовительный
подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;
определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
определение участников проекта;
постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
подготовка необходимых материалов для реализации проекта: игр и пособий для работы с детьми.
cоздание условий для самостоятельной деятельности.
II Этап Основной
Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников младшей группы.
- Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей
- Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.
- Работа с детьми
Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Крупная и мелкая мозаика».
«Пирамидка»
«Матрешка»
«Подбери по цвету»
«Подбери по форме»
«Узнай, что в мешочке?»;
«Разрезные картинки»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Шнуровка», «Лото»;
«Прищепки»;
Проведение НОД:
Лепка. "Лучики для солнышка." (лпка с применением различных круп)
Аппликация - «Шарфик для Зайки» (аппликация из манной крупы «Зайчик»)
Рисование:
«Украсим сарафан для Кати»
«Собери бусы»;
«Укрась елочку»;
«Раскрась пирамидку»
«Подружка неваляшка».
Развитие речи." Солнышко".
Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Чтение художественной литературы по возрасту:
Добрые сказки, потешки, стихи, загадки.
Самостоятельная деятельность детей
рассматриваем иллюстрации в детских книгах, предметные и сюжетные картинки,
самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
рисование, мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры, пазлы.
Дети самостоятельно играют в игры по своему желанию.
Взаимодействие с родителями в подготовке организации сенсорной предметно-развивающей среды.
III Этап Заключительный
Уголок по сенсорному развитию
Выводы
В ходе реализации проекта дети с заинтересованностью и увлечением играют в игры с мелкими предметами. У детей увеличились навыки манипуляции мелкими предметами с помощью пальцев рук;
У детей расширилось восприятие окружающего мира, так как они практически осваивали взаимодействие с разнообразными предметами: крупой, тестом, песком, водой;
Самостоятельное взаимодействие с различными предметами, их обследование, способствовало интеллектуальному развитию детей; индивидуальное самовыражение способствовало творческому развитию детей;
Родители получили новые знания о важности развития мелкой моторики для детей раннего возраста, познакомились с различными играми для развития детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс (создание сенсорной зоны) способствовало развитию доброжелательного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.
Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников.
Приложение№1
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в младшей группе на тему:
«Игры с пирамидками».
1.Рассматривание пирамидок двух размеров.
2.Разбирание и нанизывание колец на пирамидку.
3.Физкультминутка.
4.Д/игра: "Выложи пирамидку 2-х размеров.
Цель:
Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов (пирамидок).
-Закреплять названия основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
-Закреплять умение детей собирать и разбирать пирамидки.
-Сравнивать колечки и пирамидки между собой (большая, маленькая).
-Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера – овалы 4-х цветов.
Материал:
пирамидки разных размеров.
карточки с силуэтами нарисованных пирамидок.
круги (овалы) разного цвета и размера.
Ход занятий:
Сюрпризный момент.
Мишка приносит красивую коробку с пирамидками и ставит на стол, сам садится на стульчик.
Воспитатель открывает коробку, показывает большую пирамидку.
-Дети, что это? (Пирамидка)
-Скажите, какая эта пирамидка? (Большая)
-Нели, скажи, какая эта пирамидка? (Большая)
-София, а ты как думаешь какая эта пирамидка? (Большая)
-Правильно, дети, это пирамидка большая.
-Дети, а в коробке ещё что-то есть.
Воспитатель достает маленькую пирамидку и говорит: Что это? (Пирамидка)
-Дети, а какая эта пирамидка? (Маленькая)
-Давайте сравним эти пирамидки.
-Дети, скажите эта какая пирамидка? (Большая)
-А эта какая? (Маленькая)
-Алёша, покажи большую пирамидку. Молодец, правильно.
-Ксюша, скажи какая эта пирамидка? (Большая)
-Дети, правильно эта большая пирамидка.
-Максим, покажи маленькую пирамидку. Правильно, молодец.
-Володя, скажи какая эта пирамидка? (Маленькая)
-Дети, а теперь давайте разберем сначала большую пирамидку, а потом маленькую.
-Посмотрите, я снимаю колпачок, на стержне осталось много колечек.
-Сверху самое маленькое, снимаем его. Какого оно цвета?
-Теперь следующее, оно чуть – чуть побольше. Скажите, какого цвета?
-Снимаем ещё одно кольцо, оно ещё больше. Какого цвета?
-Дети, а самое последнее кольцо, самое большое, какого оно цвета?
Так последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.
-А теперь давайте соберем пирамидку.
-Когда мы разбираем её, мы с вами снимаем сверху самое маленькое колечко.
-А, теперь соберем пирамидку снизу, значит надо выбирать самое большое кольцо и надеть его на стержень.
-Даша, иди найди самое большое кольцо. Скажи какого оно цвета?
-Правильно, надень его на стержень.
-Хорошо, теперь иди сюда.
-Ева, найди поменьше кольцо.
-Надень его на стержень.
-Даша, скажи, какого цвета это кольцо?
(И так до последнего кольца)
-Хорошо, теперь нужно проверить, правильно ли мы собрали пирамидку.
-Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась.
-Я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одного колечка.
-Иди, Максим проведи руками от верхушки до основания.
-Ничего не мешает?
-Все собрали правильно.
Далее обращаю внимание на маленькую пирамидку.
-Маша, скажи что это? (Пирамидка)
-Какого размера пирамидка? (Маленькая)
-Кира, а ты как думаешь, какая эта пирамидка? (Маленькая)
-А, теперь давайте разберём маленькую пирамидку.
-Давайте, сначала снимем колпачок, на стержне осталось много колечек.
Аналогичное задание с маленькой пирамидкой.
Физкультминутка:
Мишка, ты нас не пугай
Вместе снами поиграй.
Лапочками хлоп – хлоп,
Ноженьками топ – топ.
Выставляем ножки,
В беленьких сапожках.
Хвостиками машем,
Весело все пляшем.
Зайкам мишка помахал
И в берлогу убежал.
Дидактическая игра: "Выложи пирамидку"
-Выкладывание пирамидок: готовые круги (овалы) разного цвета и размера по нужному силуэту.
Воспитатель: - Медвежонок, понравились тебе пирамидки и как наши дети играли с ними.
Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось как дети занимались.
И пирамидки мне очень понравились.
Дети: - Мишка, тогда забирай пирамидки с собой и подари своим медвежатам. Пусть они тоже поиграют.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, мишке очень понравилось, как вы сегодня занимались. Правильно назвали цвета и находили кольца по величине.
Мишка: - Молодцы. Мои медвежата будут очень рады пирамидкам, которые вы подарили им и они с удовольствием будут играть с ними.
Воспитатель: - Ребята, а за это вас мишка угощает сладостями.
Мишка: - Кушайте пожалуйста.
Дети: - Спасибо, мишутка.
До свидания.
Приложение№2
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук (развитие речи) для детей младшей группы на тему: "Солнышко."
Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев, координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к развивающим играм.
Методы и приемы: игровой прием, использование пособий, вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Воспитатель- А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
- Молодцы! Проходите сюда, присаживайтесь.
Сюрпризный момент:
Из-за ширмы появляется кукла Ариша.
Ариша: Здравствуйте ребята!Меня зовут Ариша я очень люблю играть !
А вы любите? Приготовьте свои ручки будем играть!
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Ариша: Я хочу загадать вам загадку:
Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)
Ариша: Ой, что –то солнышко загрустило, совсем его тучка закрыла .
Воспитатель: Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим солнышко!
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко, солнышко (Шевелят пальцами обеих рук).
Погуляй у речки
Солнышко, солнышко, (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Делают хватательные движения щепотью).
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное).
Ариша: Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).
Воспитатель: Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым).
Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.
Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)
Ариша: Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз! А сюрприз спрятан вот в этих мисках с фасолью.
Подойдите к столам, опустите ручки и пошевелите пальчиками.
Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!
Приложение№3
Конспект по развитию мелкой моторики рук по лепке в первой младшей группе на тему: "Лучики для солнышка".
Предварительная работа:
рассматривание иллюстрации солнца;
рассматривание картинок на эмоции;
наблюдение за погодой;
чтение А.Барто «Светит солнышко в окошко», К.Чуковский «Украденное солнце», загадки про солнце;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели:
Учить проявлять интерес к окружающему миру природы
Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Вызвать эмоциональную отзывчивость на литературно-художественное произведение (А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»)
Обогащать и активизировать словарь ( солнце :круглое, желтое, лучистое ), развивать навыки внимательного слушания и память
Учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из пластилина прямыми движениями рук
Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку
Учить различать и называть желтый цвет
Материалы и оборудование:
Иллюстрации по теме: солнышко, жёлтый пластилин, лист формата А4 с жёлтым кругом (солнце), салфетки, дощечки.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель с детьми стоит у окна, наблюдают за природой в солнечный день
Воспитатель:
Посмотрите дети, как светло у нас в группе. Вы знаете, почему (ответы детей)
Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки к солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому мы с нетерпением ждем солнечные дни.
Посмотрите на картину (воспитатель показывает картину с изображением солнца). На картине мы видим круглое, желтое, лучистое солнышко. Вот и к нам оно заглядывает, что бы порадовать нас своим светом и теплом.(Дать возможность детям ответить самим какое же солнышко изображено на картинке: круглое, желтое, лучистое.
Воспитатель рассказывает стишок «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки:
Очень рады солнышку.
Физкультминутка игра «Пробуждение солнышка»
Вот как солнышко встает (сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперед и вверх)
Выше, выше, выше (стоя, руки вверху разведены в стороны, наклоны туловища вниз, руки на колени)
К ночи солнышко зайдет (присесть на корточки, руки опустить)
Ниже, ниже, ниже (сидя на корточках, руки опущены вниз,)
Хорошо, хорошо (хлопки в ладоши)
Солнышко смеется (стоя, руки на поясе, повороты туловища вправо – влево.
А под солнышком таким хорошо живется! (Кружение в одну сторону)
Лепка «Лучики для солнышка»
Воспитатель: Посмотрите, у нас в окошке светит солнышко (обращает внимание детей на магнитную доску на которой лист бумаги с жёлтым кругом. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете почему? Дети: потому, что у солнышка нет лучиков.)
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем для нашего солнышка лучики из пластилина. Какого цвета пластилин мы возьмем для лучиков. Дети: Желтого.
Воспитатель: Мы возьмем пластилин желтого цвета, разделим комочек на несколько кусочков и раскатаем колбаски. Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина небольших палочек.
Дети: выполняют прямые движения
Воспитатель: Из нашего кусочка пластилина нужно сделать тоненькие лучики. Поэтому надо раскатывать пластилин посильнее. Вот один лучик готов. Посмотрите, какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучиков.
Дети: делают лучики и прикрепляют к силуэту солнышка.
Воспитатель: Давайте, посмотрим какие же солнышки у нас получилось?
Дети: круглое, желтое, лучистое). Правильно! Теперь оно будет светить ярко! Посмотрите, как оно протянуло всем нам свои лучики! Молодцы!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие для детей младшего возраста»
Автор: Джегурова О.В.
МБОУ СОШ №4
Д/О№3 «Зоренька»
г.Лобня 2024г.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: краткосрочный с 02.12.2024г. по 25.12.2024г.
Актуальность: Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
Воспитательные:
формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке
-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки.
В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указании.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Ожидаемые результаты
Со стороны детей:
У детей возрастет интерес к сенсорной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);
Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
Значительно повысятся внимание и память детей;
Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;
Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.
В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.
Со стороны родителей
Родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность
Со стороны педагогов:
осуществление проектной деятельности;
повышение профессиональных компетенций;
вовлечение родителей в образовательный процесс.
Реализация проекта
Реализация проекта проходит в три этапа
I Этап Подготовительный
подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;
определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
определение участников проекта;
постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
подготовка необходимых материалов для реализации проекта: игр и пособий для работы с детьми.
cоздание условий для самостоятельной деятельности.
II Этап Основной
Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников младшей группы.
- Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей
- Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.
- Работа с детьми
Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Крупная и мелкая мозаика».
«Пирамидка»
«Матрешка»
«Подбери по цвету»
«Подбери по форме»
«Узнай, что в мешочке?»;
«Разрезные картинки»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Шнуровка», «Лото»;
«Прищепки»;
Проведение НОД:
Лепка. "Лучики для солнышка." (лпка с применением различных круп)
Аппликация - «Шарфик для Зайки» (аппликация из манной крупы «Зайчик»)
Рисование:
«Украсим сарафан для Кати»
«Собери бусы»;
«Укрась елочку»;
«Раскрась пирамидку»
«Подружка неваляшка».
Развитие речи." Солнышко".
Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Чтение художественной литературы по возрасту:
Добрые сказки, потешки, стихи, загадки.
Самостоятельная деятельность детей
рассматриваем иллюстрации в детских книгах, предметные и сюжетные картинки,
самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
рисование, мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры, пазлы.
Дети самостоятельно играют в игры по своему желанию.
Взаимодействие с родителями в подготовке организации сенсорной предметно-развивающей среды.
III Этап Заключительный
Уголок по сенсорному развитию
Выводы
В ходе реализации проекта дети с заинтересованностью и увлечением играют в игры с мелкими предметами. У детей увеличились навыки манипуляции мелкими предметами с помощью пальцев рук;
У детей расширилось восприятие окружающего мира, так как они практически осваивали взаимодействие с разнообразными предметами: крупой, тестом, песком, водой;
Самостоятельное взаимодействие с различными предметами, их обследование, способствовало интеллектуальному развитию детей; индивидуальное самовыражение способствовало творческому развитию детей;
Родители получили новые знания о важности развития мелкой моторики для детей раннего возраста, познакомились с различными играми для развития детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс (создание сенсорной зоны) способствовало развитию доброжелательного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.
Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников.
Приложение№1
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в младшей группе на тему:
«Игры с пирамидками».
1.Рассматривание пирамидок двух размеров.
2.Разбирание и нанизывание колец на пирамидку.
3.Физкультминутка.
4.Д/игра: "Выложи пирамидку 2-х размеров.
Цель:
Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов (пирамидок).
-Закреплять названия основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
-Закреплять умение детей собирать и разбирать пирамидки.
-Сравнивать колечки и пирамидки между собой (большая, маленькая).
-Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера – овалы 4-х цветов.
Материал:
пирамидки разных размеров.
карточки с силуэтами нарисованных пирамидок.
круги (овалы) разного цвета и размера.
Ход занятий:
Сюрпризный момент.
Мишка приносит красивую коробку с пирамидками и ставит на стол, сам садится на стульчик.
Воспитатель открывает коробку, показывает большую пирамидку.
-Дети, что это? (Пирамидка)
-Скажите, какая эта пирамидка? (Большая)
-Нели, скажи, какая эта пирамидка? (Большая)
-София, а ты как думаешь какая эта пирамидка? (Большая)
-Правильно, дети, это пирамидка большая.
-Дети, а в коробке ещё что-то есть.
Воспитатель достает маленькую пирамидку и говорит: Что это? (Пирамидка)
-Дети, а какая эта пирамидка? (Маленькая)
-Давайте сравним эти пирамидки.
-Дети, скажите эта какая пирамидка? (Большая)
-А эта какая? (Маленькая)
-Алёша, покажи большую пирамидку. Молодец, правильно.
-Ксюша, скажи какая эта пирамидка? (Большая)
-Дети, правильно эта большая пирамидка.
-Максим, покажи маленькую пирамидку. Правильно, молодец.
-Володя, скажи какая эта пирамидка? (Маленькая)
-Дети, а теперь давайте разберем сначала большую пирамидку, а потом маленькую.
-Посмотрите, я снимаю колпачок, на стержне осталось много колечек.
-Сверху самое маленькое, снимаем его. Какого оно цвета?
-Теперь следующее, оно чуть – чуть побольше. Скажите, какого цвета?
-Снимаем ещё одно кольцо, оно ещё больше. Какого цвета?
-Дети, а самое последнее кольцо, самое большое, какого оно цвета?
Так последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.
-А теперь давайте соберем пирамидку.
-Когда мы разбираем её, мы с вами снимаем сверху самое маленькое колечко.
-А, теперь соберем пирамидку снизу, значит надо выбирать самое большое кольцо и надеть его на стержень.
-Даша, иди найди самое большое кольцо. Скажи какого оно цвета?
-Правильно, надень его на стержень.
-Хорошо, теперь иди сюда.
-Ева, найди поменьше кольцо.
-Надень его на стержень.
-Даша, скажи, какого цвета это кольцо?
(И так до последнего кольца)
-Хорошо, теперь нужно проверить, правильно ли мы собрали пирамидку.
-Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась.
-Я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одного колечка.
-Иди, Максим проведи руками от верхушки до основания.
-Ничего не мешает?
-Все собрали правильно.
Далее обращаю внимание на маленькую пирамидку.
-Маша, скажи что это? (Пирамидка)
-Какого размера пирамидка? (Маленькая)
-Кира, а ты как думаешь, какая эта пирамидка? (Маленькая)
-А, теперь давайте разберём маленькую пирамидку.
-Давайте, сначала снимем колпачок, на стержне осталось много колечек.
Аналогичное задание с маленькой пирамидкой.
Физкультминутка:
Мишка, ты нас не пугай
Вместе снами поиграй.
Лапочками хлоп – хлоп,
Ноженьками топ – топ.
Выставляем ножки,
В беленьких сапожках.
Хвостиками машем,
Весело все пляшем.
Зайкам мишка помахал
И в берлогу убежал.
Дидактическая игра: "Выложи пирамидку"
-Выкладывание пирамидок: готовые круги (овалы) разного цвета и размера по нужному силуэту.
Воспитатель: - Медвежонок, понравились тебе пирамидки и как наши дети играли с ними.
Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось как дети занимались.
И пирамидки мне очень понравились.
Дети: - Мишка, тогда забирай пирамидки с собой и подари своим медвежатам. Пусть они тоже поиграют.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, мишке очень понравилось, как вы сегодня занимались. Правильно назвали цвета и находили кольца по величине.
Мишка: - Молодцы. Мои медвежата будут очень рады пирамидкам, которые вы подарили им и они с удовольствием будут играть с ними.
Воспитатель: - Ребята, а за это вас мишка угощает сладостями.
Мишка: - Кушайте пожалуйста.
Дети: - Спасибо, мишутка.
До свидания.
Приложение№2
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук (развитие речи) для детей младшей группы на тему: "Солнышко."
Цель: развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев, координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям, к развивающим играм.
Методы и приемы: игровой прием, использование пособий, вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Воспитатель- А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
- Молодцы! Проходите сюда, присаживайтесь.
Сюрпризный момент:
Из-за ширмы появляется кукла Ариша.
Ариша: Здравствуйте ребята!Меня зовут Ариша я очень люблю играть !
А вы любите? Приготовьте свои ручки будем играть!
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Ариша: Я хочу загадать вам загадку:
Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)
Ариша: Ой, что –то солнышко загрустило, совсем его тучка закрыла .
Воспитатель: Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим солнышко!
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко, солнышко (Шевелят пальцами обеих рук).
Погуляй у речки
Солнышко, солнышко, (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Делают хватательные движения щепотью).
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное).
Ариша: Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).
Воспитатель: Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым).
Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.
Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)
Ариша: Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз! А сюрприз спрятан вот в этих мисках с фасолью.
Подойдите к столам, опустите ручки и пошевелите пальчиками.
Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!
Приложение№3
Конспект по развитию мелкой моторики рук по лепке в первой младшей группе на тему: "Лучики для солнышка".
Предварительная работа:
рассматривание иллюстрации солнца;
рассматривание картинок на эмоции;
наблюдение за погодой;
чтение А.Барто «Светит солнышко в окошко», К.Чуковский «Украденное солнце», загадки про солнце;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели:
Учить проявлять интерес к окружающему миру природы
Познакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Вызвать эмоциональную отзывчивость на литературно-художественное произведение (А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»)
Обогащать и активизировать словарь ( солнце :круглое, желтое, лучистое ), развивать навыки внимательного слушания и память
Учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из пластилина прямыми движениями рук
Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку
Учить различать и называть желтый цвет
Материалы и оборудование:
Иллюстрации по теме: солнышко, жёлтый пластилин, лист формата А4 с жёлтым кругом (солнце), салфетки, дощечки.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель с детьми стоит у окна, наблюдают за природой в солнечный день
Воспитатель:
Посмотрите дети, как светло у нас в группе. Вы знаете, почему (ответы детей)
Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки к солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому мы с нетерпением ждем солнечные дни.
Посмотрите на картину (воспитатель показывает картину с изображением солнца). На картине мы видим круглое, желтое, лучистое солнышко. Вот и к нам оно заглядывает, что бы порадовать нас своим светом и теплом.(Дать возможность детям ответить самим какое же солнышко изображено на картинке: круглое, желтое, лучистое.
Воспитатель рассказывает стишок «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки:
Очень рады солнышку.
Физкультминутка игра «Пробуждение солнышка»
Вот как солнышко встает (сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперед и вверх)
Выше, выше, выше (стоя, руки вверху разведены в стороны, наклоны туловища вниз, руки на колени)
К ночи солнышко зайдет (присесть на корточки, руки опустить)
Ниже, ниже, ниже (сидя на корточках, руки опущены вниз,)
Хорошо, хорошо (хлопки в ладоши)
Солнышко смеется (стоя, руки на поясе, повороты туловища вправо – влево.
А под солнышком таким хорошо живется! (Кружение в одну сторону)
Лепка «Лучики для солнышка»
Воспитатель: Посмотрите, у нас в окошке светит солнышко (обращает внимание детей на магнитную доску на которой лист бумаги с жёлтым кругом. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете почему? Дети: потому, что у солнышка нет лучиков.)
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем для нашего солнышка лучики из пластилина. Какого цвета пластилин мы возьмем для лучиков. Дети: Желтого.
Воспитатель: Мы возьмем пластилин желтого цвета, разделим комочек на несколько кусочков и раскатаем колбаски. Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина небольших палочек.
Дети: выполняют прямые движения
Воспитатель: Из нашего кусочка пластилина нужно сделать тоненькие лучики. Поэтому надо раскатывать пластилин посильнее. Вот один лучик готов. Посмотрите, какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучиков.
Дети: делают лучики и прикрепляют к силуэту солнышка.
Воспитатель: Давайте, посмотрим какие же солнышки у нас получилось?
Дети: круглое, желтое, лучистое). Правильно! Теперь оно будет светить ярко! Посмотрите, как оно протянуло всем нам свои лучики! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

конспект НОД по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" для детей младшего возраста от 2 до 3 лет
Конспект НОД предназначен для проведения образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста по ОО "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие", с использованием мнемо...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 по теме: «С днем Матери»
Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 Тема: «С днем Матери»...

