"Педагогический пробег по вопросам нравственно-патриотического воспитания"
материал
К тематическому педсовету "Растим патриота. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
"Педагогический пробег по вопросам нравственно-патриотического воспитания"
К тематическому педсовету "Растим патриота. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Подготовила: педагог Зверева Т.В.
Педагогический пробег
Вопросы:
1. - нормативно-правовые документы по нравственно-патриотическому воспитанию;
(Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за
основу необходимо взять следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством
3
РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные
группы граждан России, программа определяет основные пути развития
системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в
современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и
дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при
защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы».
2. - что такое «патриотизм»?
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и
гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее
богатства, это любовь к земле, где родился и вырос, и эти чувства и
особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном
возрасте.
3. Какие параметры включает в себя чувство патриотизма?
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству.
4. - задачи патриотического воспитания в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится:
«Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»
5. - задачи патриотического воспитания;
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
6. - основные положения по патриотическому воспитанию детей, содержащиеся в программе «От рождения до школы» (по своей возрастной группе);
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.
Ребенок должен знать о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
7. - этапы работы по патриотическому воспитанию;
-предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- когнитивно - эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
-эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности
8.- имена учѐных, занимающихся проблемой патриотического воспитания дошкольников;
Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д.Ушинский, А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, А.Г.Ковалёва, В.С.Мухина, А.С. Макренко, Д.С.Лихачёв, Л.Е.Никонова и др.
9. - высказывания известных людей: педагогов, психологов, поэтов о роли нравственно-патриотического воспитания;
Еще советский поэт и публицист Илья Григорьевич Эренбург в свое
время писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым
нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному
городу, родной природе, селу, краю». А русский педагог Константин
Дмитриевич Ушинский отмечал следующее: «Как нет человека без
самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Л.Н. Толстой, Е.И. Водовозова считали что, начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский считал: что «…с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином».
(Я..А. Каменский, А.С Макаренко в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания.
10. - формы работы с детьми по патриотическому воспитанию;
Система патриотического воспитания может реализоваться через
следующие формы работы:
- создание развивающей предметно-пространственной среды по гражданско–
патриотическому воспитанию. Это центры патриотического воспитания, в
которых согласно требованиям и возрастным особенностям должен быть
представлен необходимый материал и пособия;
- проведение НОД по данной тематике. Важно, чтобы эти занятия повышали
мыслительную активность. Этому помогает прием сравнения «раньше и
теперь», вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей.
Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное,
делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в
иллюстрациях, спросить у родителей. Отсюда следующая форма работы -
- взаимодействие с семьями воспитанников, где на конкретных фактах и
примерах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек,
участников ВОВ, их подвигах) необходимо прививать детям уважение к
героям, чувство долга перед Родиной, любовь к Отечеству и т.д. При всех
сложностях родители должны стать непременными участниками работы по
патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов
по родному краю. Большое значение в этом плане имеют семейные
экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры;
- взаимодействие с социумом (экскурсии с воспитателями по городу, району,
в музей, выставочный зал, к памятникам и т.д.).
11. - активные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию;
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия как:
- анкетирование; консультации;
- родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
12. - «Интеграция системы работы по патриотическому воспитанию с другими образовательными областями»;
Работа по патриотическому воспитанию также должна
реализовываться и через интеграцию образовательных областей: «социально-
коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,
«художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».
Педагогическая эстафета по вопросам патриотического воспитания.
Викторина о маме.
1.Какая страна первая в мире признала День матери в качестве официального
праздника? а) Греция б) Россия в) США
2. Какой цветок по японской традиции прикалывают на грудь в День матери?
а)гвоздику б) розу в) тюльпан
3. "Мамы разные нужны, мамы разные важны" Кто автор этих строк?
а)Агния Барто б) Сергей Михалков в) Самуил Маршак
4. Где находится Музей материнства? а) Греция б) Россия в) Венеция
Викторина о Дне Победы.
1. Первые несколько лет после победы в Великой Отечественной войне 9 мая был не рабочим днём. А с 1948 года, хотя праздник и продолжал широко отмечаться, он снова стал рабочим. С какого года день победы снова стал выходным?
а) 1965 б)1978 в) 1982
2. В каком году стартовала акция "Георгиевская ленточка", и в чём она заключается?
а) 1980 б) 2005 в) 2000 («Георгиевская ленточка» - общественная акция по
раздаче символических ленточек, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть
новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить»)
3. Сколько дней продолжалась блокад Ленинграда?
а) 600 дней б)776 дней в) 872 дня
4. Как называли солдатскую шинель свернутую в трубку для ношения через
плечо?
а) скатка б) скрутка в) форма
5. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время
Великой Отечественной войны? а) три (7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года) б) один в) ни одного
6. На бутылках с горючей смесью, используемых солдатами во время
Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них
было написано? а) смерть фашистам б) инструкция по применению в)
листовка
7. В какой стране стоит известный памятник "Алёша", сооружённый в честь
русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? а) Россия
б) Швеция в) Болгария
8. По льду какого озера проходила "Дорога жизни", проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?
а) Ладожское б) Онежское в) Псковское
4. Далее каждому из вас надо придумать или вспомнить пословицы и поговорке о Родине и назвать их.
• Золоту - старости нет, Родине - цены нет
. • Всякому мила своя сторона
. • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.
Ребенок должен знать о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять знания о государственных праздниках. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать
уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
На основе расширения знаний об окружающем
воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь ДУ и семьи по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ЦТНР
выступление на педсовете...

консультация для родителей «Роль семьи в вопросах нравственно патриотического воспитания дошкольников»
Полноценное развитие маленького гражданина обязательно включает в себя воспитание патриотических чувств. Трудно представить себе образованного, духовно богатого человека, который не любил бы свою Роди...

Консультация для родителей «Роль семьи в вопросах нравственно патриотического воспитания дошкольников»
quot;Роль семьи в вопросах нравственно патриотического воспитания дошкольников"...

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы....

ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Выступление на тему "ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Данный материал будет полезен педагогам в ДОО при работе с семьёй, при воспитании нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста....

Материалы районного семинара для руководителей ДОО «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только, как на помощников детского учреждения, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодейств...
