Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Безопасная дорога»
методическая разработка (старшая группа)
Дорожно-транспортный травматизм остается одной из актуальных проблем, касающихся безопасности детей. По данным статистики, дети являются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются недостаточная осведомленность о правилах дорожного движения, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге и невнимательность как со стороны детей, так и со стороны водителей. Опасные ситуации, связанные с движением транспортных средств, возникают и во дворах, где дети играют, и во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм является одним из приоритетных проблем общества.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Знания о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге, полученные и усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Планета детства»
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МАДОУ «Детский сад «Планета детства» Протокол № 1 от « 30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО: И.о. заведующего МАДОУ «Детский сад «Планета детства» ___________/Е.В. Шепенева/ Приказ № 140 /од от « 30» августа 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
«Безопасная дорога»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок обучения: 1 года
Автор: М.Н. Мунтян, воспитатель
Тамбовский МО, р.п. Новая Ляда, 2024 г.
Оглавление
Информационная карта | 3 |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» | 4 |
| 4-6 |
| 6-7 |
| 8 |
| 8 |
| 8-10 |
| 10-17 |
| 17 |
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» | 14 |
2.1. Календарный учебный график | 18 |
2.2. Условия реализации программы | 18 |
2.3. Формы аттестации | 19 |
2.4. Оценочные материалы | 19 |
2.5. Таблица мониторинга по усвоению программы 2.6. Критерии оценки проведения обследования по ПДД 2.7. Список литературы | 20 20-24 25 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | МАДОУ «Детский сад «Планета детства» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Безопасная дорога» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Мунтян Марина Николаевна, воспитатель |
4. Сведения о программе 4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации; СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) СП1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) Устав МАДОУ «Детский сад «Планета детства» |
4.2 Тип | Модифицированная |
4.3. Вид | Модульная |
4.4. Направленность | Социально-гуманитарная |
4.5. Уровень содержания | Базовый |
4.6. Область применения | Дополнительное образование |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
4.8. Год разработки программы | 2024 |
4.9. Возрастная категория обучающихся | 5-6 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
- Пояснительная записка
Дорожно-транспортный травматизм остается одной из актуальных проблем, касающихся безопасности детей. По данным статистики, дети являются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются недостаточная осведомленность о правилах дорожного движения, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге и невнимательность как со стороны детей, так и со стороны водителей. Опасные ситуации, связанные с движением транспортных средств, возникают и во дворах, где дети играют, и во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм является одним из приоритетных проблем общества.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Знания о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге, полученные и усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Актуальность программы «Безопасная дорога» обусловлена высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма среди детей, что требует системного подхода к обучению и профилактике. Программа направлена на формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного движения, что поможет снизить количество несчастных случаев на дороге.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, которые предполагают использование различных методов обучения: лекции, беседы интерактивные ООД, ролевые игры, практические упражнения на улице. Это позволит детям не только усвоить материал, но и применить полученные знания на практике.
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является важным шагом к созданию безопасной среды для детей. Она направлена на обучение детей основам безопасности на дороге и формирование у них культуры безопасного поведения. Реализация данной программы позволит существенно повысить уровень знаний о правилах дорожного движения и снизить риск дорожно-транспортных происшествий среди детей.
Адресат программы–дети дошкольного возраста 5-6 лет, что соответствует детям старшей возрастной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. Именно в старшем возрасте дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Объем и срок освоения программы:
Общее количество часов – 36 часов
Количество месяцев - 9 месяцев
Срок реализации – один год.
Режим ООД - 1 раза в неделю по 25 минут
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 5-6 лет, являющихся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Безопасная дорога» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 5-6 лет.
Режим, периодичность и продолжительность ООД
Возрастная группа | Количество занятий | Длительность занятий | Форма организации | Срок реализации | ||
в год | в месяц | в неделю | ||||
Дети 5-6 лет | 36 | 4 | 1 | 25 мин. | групповая, подгрупповая | 1 год |
- Методические условия реализации программы
Особенности организации образовательного процесса – очно
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Формы организации образовательного процесса
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- выставки детских работ
- ООД с использованием интерактивного комплекса «Дядя Степа»
Формы организации учебного ООД
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая,
- групповая
Педагогические технологии
- индивидуальная работа с ребенком
- коллективные работы
- совместные работы 2 – 3 детей
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Алгоритм ООД
организационный момент/сюрпризный момент
основная часть
динамическая пауза
дыхательная гимнастика/пальчиковая гимнастика
подведение итогов ООД
1.3. Цели и задачи реализации Программы
Цель: снижение уровня дорожно-транспортного травматизма среди детей через повышение их знаний о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию через изучение Правил дорожного движения
- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,
- ответственность, активность, интерес к изучению Правил дорожного движения
- воспитывать устойчивый интерес к безопасному поведению на дороге
Развивающие:
- развитие у детей навыки безопасного перехода дороги
- формирование знаний о дорожных знаках, о правилах для пешеходов, о правилах для водителей транспортных средств
Образовательные:
- ознакомление детей с основными дорожными знаками и сигналами
- обучение правильному поведению пешеходов, велосипедистов и пассажиров
- проведение практических занятий и игр, способствующих закреплению знаний о безопасности на дороге
1.4. Содержание программы
- Учебный план
№ пп | Название модуля | Общее количество часов |
1 | «Дорожная азбука» | 4 |
2 | «Маленькие пешеходы» | 4 |
3 | «Транспорт» | 4 |
4 | «Светофор и его помощники» | 4 |
5 | «Мы пассажиры» | 2 |
6 | «Безопасная дорога» | 4 |
7 | «Я примерный пассажир» | 4 |
8 | «Знаю сам – научу друга» | 4 |
9 | «Дорожные ловушки. Итоговое ООД» | 6 |
ИТОГО: | 36 |
Содержание образовательных модулей
- Модуль: «Дорожная азбука»
Основная цель модуля - знакомство с основными терминами правил дорожного движения: дорога, перекресток, дорожные знаки и т.д. Дать детям чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
- Модуль: «Введение. Маленькие пешеходы»
Знакомство с прилегающей территорией к детскому саду, и ближайшими дворовыми территориями. Знакомство с элементами дороги: обочина, проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полосы движения. Ориентирование в пространстве и на плоскости «слева», «справа».
- Модуль: «Транспорт»
Цель модуля – рассказать детям о транспорте и его виды: наземный, воздушный, водный. Предназначение наземного транспорта, его виды: пассажирский легковой, грузовой специальный. Основные части автомобиля. О профессии регулировщика, сотрудника ГИБДД.
- Модуль: «Светофор и его помощники»
Цель модуля – рассказать детям о светофоре, его назначении и видах светофоров: пешеходный, транспортный, железнодорожный. Дорожные знаки, их назначение. Виды дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса и др. Способы регулирования движения: светофор, регулировщик. Жесты регулировщика для пешеходов. Особенности разметки.
- Модуль: «Мы пассажиры»
Цель модуля – рассказать детям о правилах поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.
- Модуль: «Безопасная дорога»
Цель модуля - воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
- Модуль: «Я примерный пассажир»
Цель модуля - познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Закрепить знания о видах транспорта. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Модуль: «Знаю сам – научу друга»
Цель модуля - закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности, рассказать о своих знаниях дошкольникам, показать наглядно.
- Модуль: «Дорожные ловушки»
Цель модуля – рассказать детям о том, что такое ситуации обманчивой безопасности «дорожные ловушки», о том, что опасности могут подстерегать в местах, которые, на первый взгляд, не предвещают беды. Это могут быть площадки, тротуары во дворе — все места, в которых опасность скрыта за кустами, деревьями, заборами, сугробами, стоящими и движущимися автомобилями.
1.4.2 Содержание учебного плана
Сентябрь
- Модуль: «Введение. Дорожная азбука»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Дорожная азбука» | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно дети!», «Телефон» Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Презентация «Знаки на наших улицах» Беседа «Знакомые знаки» |
II | «Угадай дорожный знак» | Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении, развивать внимание, мышление, воспитывать терпение при отгадывании загадок | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Игра «Угадай-ка» На интерактивном комплексе «Дядя Степа» |
III | «Где ошибка?» | Расширять представления воспитанников о дорожных знаках и их значении | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Рассматривание сюжетных картинок, викторина «Где ошибка?» |
IV | «Страна ПДДшка» | Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать правила дорожного движения | Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие | Спортивный досуг «Путешествие в страну ПДДшка» |
Октябрь
- Модуль: «Введение. Маленькие пешеходы»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Дом, в котором я живу» | Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Беседа «Дом, в котором я живу». Словесная игра «Доскажи словечко» Дидактическая игра «Мой адрес» |
II | «Мой дом, моя улица» | Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане рабочего поселка. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Проблемная ситуация «Как найти свой дом» |
III | «Правила поведения пешеходов» | Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Рассматривание сюжетных картинок |
IV | «Какой ты пешеход» | Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Тематическая игра на интерактивном комплексе «Дядя Степа» «Берегись автомобиля!» |
Ноябрь
- Модуль: «Транспорт»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «От гужевой повозки до самолета» | Через информативно- поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие художественно – эстетическое развитие | Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего» Рассматривание иллюстраций. Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт» Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего» |
II | «Машины -помощники» | Закрепить понятие Грузовой транспорт, воздушный, водный. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает» Дидактическая игра «Что? Где? Когда» Дидактическая игра «Гараж» Вечер загадок о транспорте |
III | «Все профессии важны, все профессии нужны» | Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Презентация: «Все работы хороши выбирай на вкус». Словесная игра: «Кто, чем управляет» Беседа «Кем ты будешь» |
IV | «Виды транспорта» | Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Презентация «Виды транспорта» Выставка исследовательских работ воспитанников |
Декабрь
- Модуль: «Светофор и его помощники»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Дорожные знаки, помогающие людям» | Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие художественно – эстетическое развитие | Беседа «Помощники светофора». Дидактическая игра «Собери знак» Дидактическая игра «Назови знак» |
II | «Запрещающие дорожные знаки» | Познакомить с запрещающими дорожными знаками | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Назови знак» Беседа «Запрещающие дорожные знаки» |
III | «Предупреждающие дорожные знаки» | Познакомить с предупреждающими дорожными знаками | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Беседа «Знаки предупреждающие». Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни» Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи» |
IV | «Путешествие по городу дорожных знаков» | Уточнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей |
Январь
- Модуль: «Мы пассажиры»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | - | - | - | - |
II | - | - | - | - |
III | «Я примерный пассажир» | Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие художественно – эстетическое развитие | Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации «Что случится если…». Выставка детских работ «Я пассажир» |
IV | Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено» | Закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах | Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие | Подготовка к спортивному празднику. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет» Соревнование команд «Светофорики» и «Пешеходы». |
Февраль
- Модуль: «Безопасная дорога»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Дорога в детский сад» | Закрепить правила дорожного движения. Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения. Разобрать на бумаге самый безопасный пешеходный путь до детского сада | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад». Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до детского сада». Ситуация общения «Для чего нужны Правила движения» |
II | «Велосипед: за и против» | Познакомить детей с правилами велосипедиста. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Назови знак» Беседа «Запрещающие дорожные знаки» Соревнование в спортивном зале «Полоса препятствий» |
III | «Эх прокачу!» | Научить детей правилам безопасного катания на велосипеде, самокате. Познакомить со знаками «Велосипедное движение разрешено» и «Велосипедное движение запрещено» | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Чтение стихотворения, обсуждение правил катания на велосипеде, самокате; катание на велосипедах и самокатах в Городке безопасности |
IV | «Пусть дорога станет безопасной» | Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов | Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие и физическое развитие | Беседа «Умные знаки» Развлечение «Дорожная азбука» (с участием детей подготовительной к школе группы) |
Март
- Модуль: «Я примерный пассажир»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Я примерный пассажир» | Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты?» |
II | «Я в машине» | Закрепить правила поведения в автомобиле | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей» |
III | «Знатоки ПДД» | Формировать умение добывать информацию из разных источников. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Интерактивные игры по ПДД на интерактивном комплексе «Дядя Степа» |
IV | «Сделай правильно» | Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь» Дидактическая игра «Разрезные картинки» |
Апрель
- Модуль: «Знаю сам – научу друга»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «В гости к малышам» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой Закрепить правила дорожного движения | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Проблемные Ситуация «Как поступил бы ты?» Инсценировка «Котик Васька» (для детей второй младшей группы) |
II | «У нас гости» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Инсценировка сказки «Веселые гуси» детьми подготовительной к школе группы |
III | «Я знаю, я научу друга» | Формировать умение добывать информацию из разных источников. | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Ситуация общения «Что я знаю по ПДД» «Что хочу еще узнать» Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу» |
IV | «Берегись автомобиля!» | Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, применять свои знания на практике | Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие | Спортивный праздник – соревнование «Берегись автомобиля!» старшая и подготовительная группы |
Май
- Модуль: «Дорожные ловушки»
Неделя | Тема ООД | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Форма ООД |
I | «Понятие «дорожная ловушка» | Закрепить знания детей об основных дорожных ловушках: в зоне перекрестка, предметы, мешающие обзору, на пешеходном переходе, на автобусной остановке | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Игры на внимание на уличной площадке. Катание на трехколесном велосипеде. Дидактическая игра «Не нарушай!» |
II | «Опасные ситуации «дорожные ловушки» | Закрепить знания детей по правилам дорожного движения | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?». |
III | «Мы пешеходы» | Закрепить знания детей по правилам дорожного движения | Познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие | Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать» |
IV | Итоговое ООД (педагогический мониторинг) – 3 ч | |||
1.5 Планируемые результаты
В результате реализации программы ожидается:
• повышение уровня знаний детей о правилах дорожного движения
• формирование умений и навыков безопасного поведения на дороге
• уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей
• развитие у детей ответственности за свои действия на дороге
Дети будут знать:
- правила дорожного движения;
- сигналы светофора и жесты регулировщика;
- правила пользования общественным транспортом;
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне;
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения;
- что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения.
Дети будут уметь:
- пользоваться правилами дорожного движения;
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части;
- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года:1 сентября | Режим работы объединения по расписанию. |
Окончание учебного года:31 мая | Продолжительность занятий: 25 минут Продолжительность перемен: 10 минут |
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель | Занятия проходят в 1 смену |
Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.Материально-техническое обеспечение: Групповая, спортивный зал, уличная площадка, столы - 6 шт., стулья, соответствующие возрасту детей - 12 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, интерактивный комплекс «Дядя Степа».
2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
- психологом детского сада;
- родителями и родственниками учащихся;
- воспитателем;
- учителем-логопедом;
- инструктором по физической культуре.
3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, курсы «Содержании и технологии деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО», «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО», «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях», взаимодействие со специалистами детского сада.
2.3. Формы аттестации
1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления.
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатываются критерии оценки уровня освоения материала. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.
Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале
посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.
Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток ПДД», «лучший регулировщик», «лучший пешеход» и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы, мониторинг.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
В конце изучения программы, на 2-х последних ООД проводится педагогический мониторинг уровня освоения программы.
2.4. Оценочные материалы.
При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.
Результаты осуществляется по 3-х бальной системе:
1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется;
2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя;
3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):
Высокий уровень - более 28 баллов
Средний уровень – с 11 до 27 баллов
Низкий уровень – с 5 до 10 баллов
2.5 Таблица мониторинга детей по усвоению программы
№ п/п | Ф.И.О ребенка | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии) | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке) | Знает и выполняет правила поведения в транспорте. | Итог | ||||||
Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | ||
Высокий – чел %, Средний – чел %, низкий – чел %
2.6 Критерии оценки проведения обследования по правилам дорожного движения
№ | Критерии оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата | |
1 | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | Что такое улица? Найди и покажи ее на картинке. -На какие части делится улица? Покажи их на картинке. -Что такое шоссе? Покажи ее на картинке. -Что такое тротуар? Для чего он предназначен. Покажи его на картинке. Как называют людей, идущих по тротуару? Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать пешеходом. -Где люди могут переходить проезжую часть дороги? Покажи это на картинке. -Какие бывают пешеходные переходы? Задание. Найди знак, который обозначает подземный переход (наземный, пешеходный). Разложи правильно эти знаки на картинке. -Что такое перекресток? -Для чего нужен светофор? Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? - Какие бывают светофоры? -Для кого предназначены трехцветные (двухцветные) светофоры, -Кто следит за порядком на дороге? -Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи их и расскажи, что они обозначают? *Задание. Рассмотри знаки и разложи их по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса. -Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? -Кто управляет машиной? - Как называют людей, которых везут в машине, автобусе? |
| 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется | |
2 | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии) | - Посмотри на картинку и расскажи, кто поступает правильно. А кто неправильно. Почему? Что может произойти с детьми - Что дети делают неправильно? (Сигналы светофора) - Как нужно было поступить? -Где можно и нужно переходить проезжую часть дороги? Почему? - Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Почему? Задание. Выбери картинки, где дети поступают правильно, и положи их в правую сторону. А где дети поступают неправильно в левую сторону. Объясни свой выбор. - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Почему нельзя играть на проезжей части? -Почему нельзя играть около проезжей части? -Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? -Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? - Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? -Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда машин нет? -Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах, самокате? - Рассмотри картинку и скажи, правильно ли переходят дорогу дети? Почему? | Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены дети, животные, которые выполняют различные действия на дороге - правильно и неправильно) Игра «Внимание дорога!» Игра «Дорожные знаки» Игра «Опасно - безопасно» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. | |
3 | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | -Где ребенку можно играть, когда он выходит на прогулку? -Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное? - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Можно ли детям гулять до темноты? Почему? -Может ли ребенок один гулять во дворе? -Почему нельзя выходить на улицу без взрослых? - Играя на улице, ты нашел игрушку, что ты сделаешь: -скажешь об этом взрослым; -возьмешь ее и будешь ней играть; - пройдешь мимо. | Беседа с использованием сюжетных картинок (на картинках изображены дети в различных ситуациях) Игра «Осторожное лото» Игровой материал «Как избежать неприятностей» (на улице) | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. | |
4 | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке) | -Что ты будешь делать, если потерялся на улице? (в магазине, рынке на пляже, на реке, в лесу и т.д.) - К кому обратишься за помощью? Как ты это сделаешь, расскажи. - Что нужно знать, чтобы тебя можно было найти? - Что нужно соблюдать, чтобы не произошло беды? - Какие ты знаешь сказки, рассказы, книги, стихи в которых рассказывается о неправильном поведении героев? Что произошло с героем? Почему такое случилось с ними? Как нужно было ему поступить? |
| 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. | |
5 | Знает и выполняет правила поведения в транспорте | -Кто такой пассажир? - А ты часто ездишь на транспорте? -Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? -Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорта? -Как пассажир должен вести себя в транспорте? -Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? -Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Задание. Выбери картинки, на которых люди поступают правильно: мальчик уступил место старушке и т.д. | Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций ( дети находятся в транспорте, ведут себя правильно и неправильно) | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
2.7 Список литературы
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» (М.: «Мозаика-Синтез», 2022).
- Беляевская Г.Д., Мартынова Е.А. «Правила дорожного движения для детей 3–7 лет» (Волгоград, 2022).
- Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры» (С-Пб.: «Детство-Пресс», 2020).
- Данилова Т.И. «Программа „Светофор“» (обучение детей дошкольного возраста) (СПб., издательство «Детство-Пресс», 2022).
- Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (М.: «Мозаика-Синтез», 2020).
- Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения» (М.: «Скрипторий», 2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...
