Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Безопасная дорога»
методическая разработка (старшая группа)

Мунтян Марина Николаевна

Дорожно-транспортный травматизм остается одной из актуальных проблем, касающихся безопасности детей. По данным статистики, дети являются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются недостаточная осведомленность о правилах дорожного движения, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге и невнимательность как со стороны детей, так и со стороны водителей. Опасные ситуации, связанные с движением транспортных средств, возникают и во дворах, где дети играют, и во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм является одним из приоритетных проблем общества.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Знания о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге, полученные и усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pood_profilaktika_ddtt_muntyan_2024_god.docx69.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Планета детства»

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

МАДОУ «Детский сад

«Планета детства»

Протокол № 1

от « 30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:

И.о. заведующего

МАДОУ «Детский сад

«Планета детства»

___________/Е.В. Шепенева/

Приказ № 140 /од

от « 30» августа  2024 г.    

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 социально-гуманитарной направленности

«Безопасная дорога»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок обучения: 1 года

Автор: М.Н. Мунтян, воспитатель

Тамбовский МО, р.п. Новая Ляда, 2024 г.

Оглавление

Информационная карта

3

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

4

  1. Пояснительная записка

4-6

  1. Методические условия реализации программы

6-7

  1. Цель и задачи реализации программы

8

  1. Содержание программы

8

  1. Учебный план

8-10

  1. Содержание учебного плана

10-17

  1. Планируемые результаты

17

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

14

2.1. Календарный учебный график

18

2.2. Условия реализации программы

18

2.3. Формы аттестации

19

2.4. Оценочные материалы

19

2.5. Таблица мониторинга по усвоению программы

2.6. Критерии оценки проведения обследования по ПДД

2.7. Список литературы

20

 20-24

 25

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение

МАДОУ «Детский сад «Планета детства»

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа социально-гуманитарной направленности

«Безопасная дорога»

3. Сведения о составителе

3.1.Ф.И.О., должность

Мунтян Марина Николаевна, воспитатель

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;

СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

СП1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)

Устав МАДОУ «Детский сад «Планета детства»

4.2 Тип

Модифицированная

4.3. Вид

Модульная

4.4. Направленность

Социально-гуманитарная

4.5. Уровень содержания

Базовый

4.6. Область применения

Дополнительное образование

4.7. Продолжительность обучения

1 год

4.8. Год разработки программы

2024

4.9. Возрастная категория обучающихся

5-6 лет

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

  1.  Пояснительная записка

Дорожно-транспортный травматизм остается одной из актуальных проблем, касающихся безопасности детей. По данным статистики, дети являются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются недостаточная осведомленность о правилах дорожного движения, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге и невнимательность как со стороны детей, так и со стороны водителей. Опасные ситуации, связанные с движением транспортных средств, возникают и во дворах, где дети играют, и во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм является одним из приоритетных проблем общества.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Знания о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге, полученные и усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Актуальность программы «Безопасная дорога» обусловлена высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма среди детей, что требует системного подхода к обучению и профилактике. Программа направлена на формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного движения, что поможет снизить количество несчастных случаев на дороге.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, которые предполагают использование различных методов обучения: лекции, беседы интерактивные ООД, ролевые игры, практические упражнения на улице. Это позволит детям не только усвоить материал, но и применить полученные знания на практике.

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является важным шагом к созданию безопасной среды для детей. Она направлена на обучение детей основам безопасности на дороге и формирование у них культуры безопасного поведения. Реализация данной программы позволит существенно повысить уровень знаний о правилах дорожного движения и снизить риск дорожно-транспортных происшествий среди детей.

Адресат программы–дети дошкольного возраста 5-6 лет, что соответствует детям старшей возрастной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.

Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. Именно в старшем возрасте дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Объем и срок освоения программы:

Общее количество часов – 36 часов

Количество месяцев - 9 месяцев

Срок реализации – один год.

Режим ООД - 1 раза в неделю по 25 минут

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 5-6 лет, являющихся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Безопасная дорога» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 5-6 лет.

Режим, периодичность и продолжительность ООД

Возрастная группа

Количество занятий

Длительность занятий

Форма организации

Срок реализации

в год

в месяц

в неделю

Дети 5-6 лет

36

4

1

25 мин.

групповая, подгрупповая

1 год

  1. Методические условия реализации программы

Особенности организации образовательного процесса – очно

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
  • метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
  • игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Формы организации образовательного процесса

  • групповая и индивидуальная работа с детьми
  • тематические развлечения
  • мастер-классы с педагогами и родителями
  • консультации для родителей и педагогов
  • родительские собрания с использованием ИКТ
  • публикация информации на сайте МАДОУ
  • выставки детских работ
  • ООД с использованием интерактивного комплекса «Дядя Степа»

Формы организации учебного ООД

  • индивидуальная,
  • индивидуально-групповая,
  • групповая

Педагогические технологии

  • индивидуальная работа с ребенком
  • коллективные работы
  • совместные работы 2 – 3 детей
  • тематические занятия
  • пальчиковая гимнастика
  • дидактические игры
  • физкультминутки
  • интегрированная деятельность
  • сюрпризные моменты

Алгоритм ООД

организационный момент/сюрпризный момент

основная часть

динамическая пауза

дыхательная гимнастика/пальчиковая гимнастика

подведение итогов ООД

1.3. Цели и задачи реализации Программы

Цель: снижение уровня дорожно-транспортного травматизма среди детей через повышение их знаний о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Воспитательные:

  • формировать активную жизненную позицию через изучение Правил дорожного движения
  • развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,
  • ответственность, активность, интерес к изучению Правил дорожного движения
  • воспитывать устойчивый интерес к безопасному поведению на дороге

Развивающие:

  • развитие у детей навыки безопасного перехода дороги
  • формирование знаний о дорожных знаках, о правилах для пешеходов, о правилах для водителей транспортных средств

Образовательные:

  • ознакомление детей с основными дорожными знаками и сигналами
  • обучение правильному поведению пешеходов, велосипедистов и пассажиров
  • проведение практических занятий и игр, способствующих закреплению знаний о безопасности на дороге

1.4. Содержание программы

  1. Учебный план

№ пп

Название модуля

Общее количество часов

1

«Дорожная азбука»

4

2

 «Маленькие пешеходы»

4

3

«Транспорт»

4

4

«Светофор и его помощники»

4

5

«Мы пассажиры»

2

6

«Безопасная дорога»

4

7

«Я примерный пассажир»

4

8

«Знаю сам – научу друга»

4

9

«Дорожные ловушки. Итоговое ООД»

6

ИТОГО:

36

Содержание образовательных модулей

  1. Модуль: «Дорожная азбука»

Основная цель модуля - знакомство с основными терминами правил дорожного движения: дорога, перекресток, дорожные знаки и т.д. Дать детям чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

  1. Модуль: «Введение. Маленькие пешеходы»

Знакомство с прилегающей территорией к детскому саду, и ближайшими дворовыми территориями. Знакомство с элементами дороги: обочина, проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полосы движения. Ориентирование в пространстве и на плоскости «слева», «справа».

  1. Модуль: «Транспорт»

Цель модуля – рассказать детям о транспорте и его виды: наземный, воздушный, водный. Предназначение наземного транспорта, его виды: пассажирский легковой, грузовой специальный. Основные части автомобиля. О профессии регулировщика, сотрудника ГИБДД.

  1. Модуль: «Светофор и его помощники»

Цель модуля – рассказать детям о светофоре, его назначении и видах светофоров: пешеходный, транспортный, железнодорожный. Дорожные знаки, их назначение. Виды дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса и др. Способы регулирования движения: светофор, регулировщик. Жесты регулировщика для пешеходов. Особенности разметки.

  1. Модуль: «Мы пассажиры»

Цель модуля – рассказать детям о правилах поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

  1. Модуль: «Безопасная дорога»

Цель модуля - воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

  1. Модуль: «Я примерный пассажир»

Цель модуля - познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Закрепить знания о видах транспорта. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  1. Модуль: «Знаю сам – научу друга»

Цель модуля - закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности, рассказать о своих знаниях дошкольникам, показать наглядно.

  1. Модуль: «Дорожные ловушки»

Цель модуля – рассказать детям о том, что такое ситуации обманчивой безопасности «дорожные ловушки», о том, что опасности могут подстерегать в местах, которые, на первый взгляд, не предвещают беды. Это могут быть площадки, тротуары во дворе — все места, в которых опасность скрыта за кустами, деревьями, заборами, сугробами, стоящими и движущимися автомобилями.

1.4.2 Содержание учебного плана

Сентябрь

  1. Модуль: «Введение. Дорожная азбука»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Дорожная азбука»

Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно дети!», «Телефон» Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Презентация «Знаки на наших улицах»

Беседа «Знакомые знаки»

II

«Угадай дорожный знак»

Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении, развивать внимание, мышление, воспитывать терпение при отгадывании загадок

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Игра «Угадай-ка»

На интерактивном комплексе «Дядя Степа»

III

«Где ошибка?»

Расширять представления

воспитанников о дорожных знаках и их значении

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Рассматривание

сюжетных картинок, викторина «Где ошибка?»

IV

«Страна ПДДшка»

Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать правила дорожного движения

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие, физическое развитие

Спортивный досуг «Путешествие в страну ПДДшка»

Октябрь

  1. Модуль: «Введение. Маленькие пешеходы»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Дом, в

котором я живу»

Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Беседа «Дом, в котором я живу». Словесная игра

«Доскажи словечко»

Дидактическая игра

«Мой адрес»

II

«Мой дом, моя улица»

Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане рабочего поселка.

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Проблемная ситуация

«Как найти свой дом»

III

«Правила поведения

пешеходов»

Расширять представления

воспитанников по

правилам поведения пешеходов.

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Рассматривание

сюжетных картинок

IV

«Какой ты пешеход»

Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных

ситуациях.

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Тематическая игра на интерактивном комплексе «Дядя Степа»

«Берегись автомобиля!»

Ноябрь

  1. Модуль: «Транспорт»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«От гужевой повозки до самолета»

Через информативно-

поисковую

деятельность

познакомить детей с

возникновением

различных видов

транспорта

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

художественно –

эстетическое

развитие

Беседа «Машины

прошлого,

настоящего,

будущего»

Рассматривание

иллюстраций.

Проблемная ситуация

«Чем заправить

транспорт»

Продуктивная

деятельность

«Автомобиль

будущего»

II

«Машины -помощники»

Закрепить понятие

Грузовой транспорт,

воздушный, водный. Развивать умение

ориентироваться на

листе бумаги

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Ездит, плавает,

летает»

Дидактическая игра

«Что? Где?

Когда»

Дидактическая игра

«Гараж»

Вечер загадок о

транспорте

III

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Расширять

представления

воспитанников о

профессиях.

Закрепить виды

транспорта

Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация: «Все работы хороши

выбирай на вкус».

Словесная игра:

«Кто, чем управляет»

Беседа «Кем ты будешь»

IV

«Виды

транспорта»

Формировать у детей навыки

исследовательской и творческой

деятельности

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация        

«Виды транспорта»

Выставка

исследовательских

работ воспитанников

Декабрь

  1. Модуль: «Светофор и его помощники»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Дорожные

знаки,        

помогающие

людям»

Расширять

представления

воспитанников о

назначении дорожных

знаков

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

художественно –

эстетическое

развитие

Беседа «Помощники

светофора».

Дидактическая игра «Собери знак»

Дидактическая игра «Назови знак»

II

«Запрещающие дорожные знаки»

Познакомить с

запрещающими

дорожными знаками

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Назови знак»

Беседа

«Запрещающие

дорожные знаки»

III

«Предупреждающие дорожные знаки»

Познакомить с

предупреждающими

дорожными знаками

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Беседа        «Знаки

предупреждающие».

Режиссёрская         игра

«Расставь        знаки и объясни»

Продуктивная

деятельность «Раскрась        и

расскажи»

IV

«Путешествие

по городу

дорожных

знаков»

Уточнить и закрепить

представления

воспитанников о

дорожных знаках

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Развлечение

«Путешествие по

городу        дорожных

знаков» с участием

родителей

Январь

  1. Модуль: «Мы пассажиры»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

-

-

-

-

II

-

-

-

-

III

«Я

примерный пассажир»

Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

художественно –

эстетическое

развитие

Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации

«Что случится если…».

Выставка детских работ

«Я пассажир»

IV

Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»

Закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие, физическое развитие

Подготовка к спортивному празднику.

Дидактическая игра

«Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет» Соревнование команд «Светофорики» и

«Пешеходы».

Февраль

  1. Модуль: «Безопасная дорога»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Дорога в детский сад»

Закрепить правила

дорожного движения.

Формировать

осознанное отношение к

правилам дорожного

движения. Разобрать на бумаге самый безопасный пешеходный путь до детского сада

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Ситуация общения

«Как мы с мамой шли в детский сад».

Режиссёрская         игра

«Помоги Домовёнку

дойти до детского сада».

Ситуация общения

«Для        чего нужны

Правила движения»

II

«Велосипед: за

и против»

Познакомить детей с

правилами

велосипедиста.

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Назови знак»

Беседа

«Запрещающие

дорожные знаки»

Соревнование в спортивном зале

«Полоса препятствий»

III

«Эх

прокачу!»

Научить детей

правилам

безопасного

катания на

велосипеде,

самокате.

Познакомить

со знаками

«Велосипедное движение

разрешено» и

«Велосипедное движение

запрещено»

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Чтение

стихотворения,

обсуждение

правил катания на

велосипеде, самокате;

катание на велосипедах

и самокатах в Городке

безопасности

IV

«Пусть дорога

станет

безопасной»

Закрепить правила

передвижения

пешеходов и

велосипедистов

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие и физическое развитие

Беседа        «Умные знаки»

Развлечение

«Дорожная азбука»

(с участием детей

подготовительной к

школе группы)

Март

  1. Модуль: «Я примерный пассажир»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Я примерный пассажир»

Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Проблемные

ситуации «Что

делать»,        «Как поступил бы ты?»

II

«Я в машине»

Закрепить правила поведения в автомобиле

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Чтение А. Усачева

«Правила дорожного движения        для будущих водителей и их родителей»

III

«Знатоки ПДД»

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Интерактивные игры по ПДД на интерактивном комплексе «Дядя Степа»

IV

«Сделай правильно»

Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение

ориентироваться на листе бумаги.

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь»

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

Апрель

  1. Модуль: «Знаю сам – научу друга»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«В гости к малышам»

Создать у детей положительный эмоциональный настрой

Закрепить правила дорожного движения

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Проблемные

Ситуация «Как поступил бы ты?»

Инсценировка «Котик Васька»

(для детей второй младшей группы)

II

«У нас гости»

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного

движения

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Инсценировка сказки «Веселые гуси» детьми подготовительной к школе группы

III

«Я знаю, я научу друга»

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Ситуация общения

«Что я знаю по ПДД»

«Что хочу        еще узнать»

Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу»

IV

«Берегись автомобиля!»

Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, применять свои знания на практике

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие, физическое развитие

Спортивный праздник – соревнование «Берегись автомобиля!» старшая и подготовительная группы

Май

  1. Модуль: «Дорожные ловушки»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Понятие «дорожная ловушка»

Закрепить знания детей об основных дорожных ловушках: в зоне перекрестка, предметы, мешающие обзору, на пешеходном переходе, на автобусной остановке

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Игры на внимание на уличной площадке.

Катание на

трехколесном велосипеде.

Дидактическая игра

«Не нарушай!»

II

«Опасные ситуации «дорожные ловушки»

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Проблемные ситуации

«Что делать?», «Как поступил бы ты?».

III

«Мы пешеходы»

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Ситуация общения:

«Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать»

IV

Итоговое ООД (педагогический мониторинг) – 3 ч

1.5 Планируемые результаты

В результате реализации программы ожидается:

• повышение уровня знаний детей о правилах дорожного движения

• формирование умений и навыков безопасного поведения на дороге

• уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей

• развитие у детей ответственности за свои действия на дороге

Дети будут знать:

  • правила дорожного движения;
  • сигналы светофора и жесты регулировщика;
  • правила пользования общественным транспортом;
  • знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
  • наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне;
  • правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
  • о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения;
  • что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения.

Дети будут уметь:

  • пользоваться правилами дорожного движения;
  • переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
  • правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
  • переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
  • выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
  • передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
  • уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части;
  • осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года:1 сентября

Режим работы объединения по расписанию.

Окончание учебного года:31 мая

Продолжительность занятий: 25 минут

Продолжительность перемен: 10 минут

Регламентирование образовательного

процесса на учебный год: 36 недель

Занятия проходят в 1 смену

Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1.Материально-техническое обеспечение: Групповая, спортивный зал, уличная площадка, столы - 6 шт., стулья, соответствующие возрасту детей - 12 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, интерактивный комплекс «Дядя Степа».

2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:

  • психологом детского сада;
  • родителями и родственниками учащихся;
  • воспитателем;
  • учителем-логопедом;
  • инструктором по физической культуре.

3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, курсы «Содержании и технологии деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО», «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО», «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях», взаимодействие со специалистами детского сада.

2.3. Формы аттестации

1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления.

Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатываются критерии оценки уровня освоения материала. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.

Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале

посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.

Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток ПДД», «лучший регулировщик», «лучший пешеход» и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы, мониторинг.

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

В конце изучения программы, на 2-х последних ООД проводится педагогический мониторинг уровня освоения программы.

2.4. Оценочные материалы.

При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.

Результаты осуществляется по 3-х бальной системе:

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется;

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя;

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):

Высокий уровень - более 28 баллов

Средний уровень – с 11 до 27 баллов

Низкий уровень – с 5 до 10 баллов

2.5 Таблица мониторинга детей по усвоению программы

№ п/п

Ф.И.О

ребенка

Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице

Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия

(аварии)

Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых

Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке)

Знает и выполняет правила поведения в транспорте.

Итог

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Высокий – чел %, Средний – чел %, низкий – чел %

2.6 Критерии оценки проведения обследования по правилам дорожного движения

Критерии оценки

Содержание задания

Методика обследования

Оценка результата

1

Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице

Что такое улица? Найди и покажи ее на картинке.

-На какие части делится улица? Покажи их на картинке.

-Что такое шоссе? Покажи ее на картинке.

-Что такое тротуар? Для чего он предназначен. Покажи его на картинке. Как называют людей, идущих по тротуару?

Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать пешеходом.

-Где люди могут переходить проезжую часть дороги? Покажи это на картинке.

-Какие бывают пешеходные переходы?

Задание. Найди знак, который обозначает подземный переход (наземный, пешеходный). Разложи правильно эти знаки на картинке.

-Что такое перекресток?

-Для чего нужен светофор? Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

- Какие бывают светофоры?

-Для кого предназначены трехцветные (двухцветные) светофоры,

-Кто следит за порядком на дороге?

-Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи их и расскажи, что они обозначают?

*Задание. Рассмотри знаки и разложи их по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса.

-Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

-Кто управляет машиной?

- Как называют людей, которых везут в машине, автобусе?

Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и с подгруппой. Предлагает рассмотреть картинный материал и ответить на вопрос. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог предлагает наводящий вопрос или просит ответить другого ребенка. Допустимо сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой уточняется тот или иной ответ.

Методы:

Беседа с использование иллюстраций, картин. (изображение улицы, перекресток, дорога. тротуар, пешеходный переход и т.д.)

Упражнение – задание «Расставь знаки»

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется

быстро

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется

2

Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии)

- Посмотри на картинку и расскажи, кто поступает правильно.

А кто неправильно. Почему? Что может произойти с детьми

- Что дети делают неправильно? (Сигналы светофора)

- Как нужно было поступить?

-Где можно и нужно переходить проезжую часть дороги? Почему?

- Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Почему?

Задание. Выбери картинки, где дети поступают правильно, и положи их в правую сторону. А где дети поступают неправильно в левую сторону. Объясни свой выбор.

- Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе?

-Почему нельзя играть на проезжей части?

-Почему нельзя играть около проезжей части?

-Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

-Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

- Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

-Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда машин нет?

-Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах, самокате?

- Рассмотри картинку и скажи, правильно ли переходят дорогу дети? Почему?

Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены дети, животные, которые выполняют различные действия на дороге - правильно и неправильно)

Игра «Внимание дорога!»

Игра «Дорожные знаки»

Игра «Опасно - безопасно»

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

3

Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых

-Где ребенку можно играть, когда он выходит на прогулку?

-Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное?

- Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе?

-Можно ли детям гулять до темноты? Почему?

-Может ли ребенок один гулять во дворе?

-Почему нельзя выходить на улицу без взрослых?

- Играя на улице, ты нашел игрушку, что ты сделаешь:

-скажешь об этом взрослым;

-возьмешь ее и будешь ней играть;

- пройдешь мимо.

Беседа с использованием сюжетных картинок (на картинках изображены дети в различных ситуациях)

Игра «Осторожное лото»

Игровой материал

«Как избежать неприятностей» (на улице)

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

4

Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке)

-Что ты будешь делать, если потерялся на улице? (в магазине, рынке на пляже, на реке, в лесу и т.д.)

- К кому обратишься за помощью? Как ты это сделаешь, расскажи.

- Что нужно знать, чтобы тебя можно было найти?

- Что нужно соблюдать, чтобы не произошло беды?

- Какие ты знаешь сказки, рассказы, книги, стихи в которых рассказывается о неправильном поведении героев? Что произошло с героем? Почему такое случилось с ними? Как нужно было ему поступить?

Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

5

Знает и выполняет правила поведения в транспорте

-Кто такой пассажир?

- А ты часто ездишь на транспорте?

-Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

-Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорта?

-Как пассажир должен вести себя в транспорте?

-Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

-Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Задание. Выбери картинки, на которых люди поступают правильно: мальчик уступил место старушке и т.д.

Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций ( дети находятся в транспорте, ведут себя правильно и неправильно)

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

2.7 Список литературы

  • Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» (М.: «Мозаика-Синтез», 2022). 
  • Беляевская Г.Д., Мартынова Е.А. «Правила дорожного движения для детей 3–7 лет» (Волгоград, 2022). 
  • Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры» (С-Пб.: «Детство-Пресс», 2020). 
  • Данилова Т.И. «Программа „Светофор“» (обучение детей дошкольного возраста) (СПб., издательство «Детство-Пресс», 2022). 
  • Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (М.: «Мозаика-Синтез», 2020). 
  • Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения» (М.: «Скрипторий», 2019). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...