Методы, приемы и формы работы с детьми с нарушениями слуха
консультация

Рогулина Наталья Николаевна

Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих детей в современных условиях возникновения новых инклюзивных форм обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_s_narusheniem_sluha.docx246.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приемы и формы работы с детьми

 с нарушениями слуха

воспитатель

Рогулина Наталья Николаевна

Содержание

Основные термины по тематике ………. .........................................................3

Методические рекомендации по организации изучения темы ........................3 1. Современное состояние образования детей с нарушениями слуха..............4

2.Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного/инклюзивного образования ................................................8 3. Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений .........................................................................................................16 4. Резюме ........................................................................................................20 Список литературы.........................................................................................21

3

Основные термины по тематике

Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, изучающая особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха.

 Слухопротезирование, кохлеарная имплантация – медицинские технические средства коррекции нарушенного слуха.

Развитие слухового восприятия – методика формирования слухового восприятия неречевых и речевых звуков у детей с нарушениями слуха.

Различение речи на слух – предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях ограниченного выбора (с опорой на игрушки, картинки, таблички).

Опознавание речи на слух – предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора, без опоры на наглядность.

Распознование речи на слух – предъявление незнакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора.

Методические рекомендации по организации изучения темы

       Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих детей в современных условиях возникновения новых инклюзивных форм обучения.

      Изучение темы организуется в различных формах: лекция, практические задания и упражнения, тестовые задания, обсуждение проблемного вопроса. Для самостоятельной работы студентов предусмотрены списки основной и дополнительной литературы по теме раздела, справочные и методические материалы, презентация.

      В качестве текущего контроля используется тестовый контроль по разделам курса. Критерии оценки: выполнение 60-75% и более заданий тестового контроля – зачет; выполнение менее 60% заданий тестового контроля – незачет.

4

1.Современное состояние образования детей с нарушениями слуха

         Особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха изучает сурдопедагогика. На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:

 • воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;

 • серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;

• решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики.

         Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:

 • степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);

 • характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);

• время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);

 • наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

• время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);

 • характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);

• уровень речевого развития.

           Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение).

5

 Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и школы 1 и 2 вида на протяжении длительного времени являлись основным типом учреждений для детей с нарушениями слуха. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно- развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности детей на основе их всестороннего психолого-медико- педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно- воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений.

           К учреждениям дополнительного образования относятся психолого-педагогические центры, которые являются достаточно новым типом учреждений для детей с нарушениями слуха.

           Основная цель деятельности центра – психолого-медико-педагогическая диагностика, абилитация/реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющих нарушения слуха, подготовка их к возможно более полной социальной адаптации, комплексное сопровождение семьи ребенка с нарушенным слухом.

             Направления деятельности центра: диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое; консультативно-методическое.

      Центр решает следующие задачи:

 • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;

 • выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;

 • оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;

 • разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;

 • прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;

 • психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.

6

           Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог – сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог) по существующим базовым и авторским коррекционно- реабилитационным программам.          

           Общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется интегрированное/инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха, можно представить по следующим организационным формам: специальные группы/классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий/внеклассной работы плохослышащие/неслышащие дети (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения.

              В специальных группах/классах в общеобразовательном учреждении учитель- дефектолог – сурдопедагог осуществляет обучение детей в соответствии с программой общеобразовательного учреждения при использовании специальных методов и приемов. Кроме того, в учреждении организуются дополнительные занятия .

           Обучение плохослышащих/неслышащих детей (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения осуществляет педагог этого учреждения при поддержке специалистов (учитель-дефектолог – сурдопедагог, методист, психолог, социальный педагог, логопед), оказывающих консультативную и методическую помощь.

          Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе обычной группы/класса является наличие дополнительных коррекционных занятий с ребенком. Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность и активность, систематичность и последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, связь теории с практикой, индивидуальный и дифференцированный подход, воспитывающий характер обучения. Особенности их реализации обуславливаются коррекционно-развивающей и практической направленностью процесса обучения. Условия реализации варьируются в зависимости от учреждения, в котором обучается слабослышащий/глухой ребенок.

         Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. В целом по вышеизложенным материалам можно сделать следующие заключения: на сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную

7

группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и  организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение). Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические и специальные принципы и методы.

8

2. Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного/инклюзивного образования

        Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.

       Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.    

       Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи плохослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на занятии/уроке и полноценного общения со слышащими сверстниками.

        Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений использования слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи.

           Таким образом, занятия сурдопедагога с плохослышащими/ неслышащими детьми в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов:

 • слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо- зрительного;

 • слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;

 • слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации;

9

• речи и мышления;

• навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;

 • контроля и самоконтроля за произношением.

        Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.

        Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

2.1. Организационная деятельность

       В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.

2.2. Диагностическая и коррекционная деятельность

 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Диагностика включает оценку таких параметров, как:

• адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;

• возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся;

• уровень речевого развития. Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.

 КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого

10

материала. Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта.

Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются: 1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.

 2) Организация развития слухового восприятия в семье.

1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях 

     Сурдопедагогом используются такие формы работы, как индивидуальные и групповые занятия. В детском саду и начальной школе проводятся индивидуальные занятия и, в зависимости от уровня развития детей, возможно включение групповых, в средней и старшей школе – групповые и индивидуальные занятия.

      На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:

 • в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;

• в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);

 • в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

        Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

        Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.

11

     Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации глухих и слабослышащих детей и школьников. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия, В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей.

         Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий/предметных уроков. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.

        Индивидуальные занятия (рис.1) проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения и предметных уроков общеобразовательной школы. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо- зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.

http://1000primerov.ru/wp-content/uploads/2015/05/%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3.jpg

Рис. 1. Индивидуальное занятие с сурдопедагогом

     Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих  одноклассников.

12

Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.

         Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/школы. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:

Формирование произносительной стороны речи:

 а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);

 б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;

в) ритмо-интонационная сторона речи.

      Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.

Развитие речи:

а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);

 б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).

      В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов. Данные направления реализуются на  

13

индивидуальных и подгрупповых занятиях, при этом используются следующие виды занятий:

• занятие по произношению (рис. 2);

http://uznamania.ru/uploads/photoset/_tmp/0ua88ab700-7913c952-41183f22.jpg-x760.jpghttp://i.huffpost.com/gen/1607633/thumbs/o-SPEECH-THERAPIST-facebook.jpg

Рис. 2.Занятие по преодолению нарушений произношения

• занятие по преодолению нарушений письма и чтения (рис.3);

http://aurora.ua/modules/pages/pictures/300x300/sp-therapy300-150_1397.jpg

Рис. 3. Занятие по преодолению нарушений чтения и письма

 • занятие по развитию речи;

• комбинированное занятие

        Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения. Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи. Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются.

 2) Организация развития слухового восприятия в семье

      Развитие слухового восприятия не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье (рис. 5).

        В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):

14

• Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире

 • Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей 9 сказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательное выяснение уровня понимания материала.

http://www.hibiny.com/images/news/2012/34134/240/53cd0266ffa35e939963a0ce59c943b7.jpg

Рис. 5. Организация работы по развитию слухового восприятия в семье проводится учителем-дефектологом (сурдопедагогом)

2.3. Консультативно-просветительская деятельность

     Этот вид деятельности реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает:

• проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия детей для родителей и педагогов;

• проведение индивидуальных/групповых консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков;

 • участие в родительских собраниях с целью информирования родителей слышащих учащихся об особенностях детей с нарушениями слуха.

2.4. Методическая деятельность

15

      Эта деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные/групповые консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения. Для организации комфортной образовательной среды и повышения качества обучения сурдопедагог разрабатывает памятки для учителей об особенностях плохослышащих детей, специфике слухо-зрительного восприятия и понимании речи детьми с нарушениями слуха, о речевом поведении педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки. Необходимым и обязательным условием эффективной работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета.

16

3. Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений

   Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

        В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся: а) в незнании значений многих слов, б) в суженном понимании значения слова, в) в непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

         Первостепенное значение для таких дете  приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

        Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:

• лексическо-семантический уровень (слово);

• синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

• уровень текста.

Лексико-семантический уровень

         В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается

17

значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных.

       Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные. Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

• использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

• демонстрация слайдов, учебных фильмов;

• демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

 • подбор синонимов, антонимов;

 • перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

 • подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);

• морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);

 • подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);

• негативные определения (беспорядок – нет порядка);

 • тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);

 • опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

       Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

Синтаксический уровень

 а) употребление диалогических форм речи:

 Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми.

18

Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:

 • повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);

 • повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?);

 • запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);

 • создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);

 • придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»

       Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.

б) описательно-повествовательная речь.

       Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов: • подбор картинок, иллюстраций к предложению;

• подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

 • самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

19

 • описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

• составление рассказов по серии картинок;

• составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

 Уровень текста

       Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

      Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

 а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;

б) самостоятельное чтение текста.

 в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;

г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;

 д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

20

4. Резюме

          На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.  

        Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку, наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

      Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

 

21

Список литературы

Основная литература

1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детей произношению. М.:ВЛАДОС, 2008.

 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.

4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. М.: Академия, 2003

6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. М., 2004.

 7. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г Речицкой. М., 2004.

 8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

 9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.

10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2003.

11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.

12. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Устное слово. М., 2004.

 Дополнительная литература

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988.

3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...

Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»

Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка  чтения у  детей с нарушением ...

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха...

«Методы, приемы и формы воспитательной работы»

Статья «Методы, приемы и формы воспитательной работы»...

Использование верботонального метода в развитии слушания у детей с нарушением слуха

Данный метод показал высокую эффективность при развитии слушания у наших детей. Используем его уже более 30 лет. Система занятий предполагает раннее включение ребенка в мир звуков, обеспечение слуховы...

Консультация для сурдопедагогов "Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха"

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний....