Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

  Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» дает возможность развивать слуховые и речевые навыки детей в естественных ситуациях общения и игры, а так же позволяет приблизить развитие речи детей к нормальному онтогенезу речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

                 Воробьева С.В., учитель-дефектолог ГКУ СО «РЦДиПОВ «Варрель»                                              

Особенно важным условием успешной социализации ребенка с нарушением слуха является раннее начало работы  по формирование слуховосприятия и устной речи. Как известно, ранний возраст ( до 3-х лет) является сензитивным периодом для усвоения родного языка и развития речи.  Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» дает возможность развивать слуховые и речевые навыки детей в естественных ситуациях общения и игры, а так же позволяет приблизить развитие речи детей к нормальному онтогенезу речи. 

Ребенок с тяжелой тугоухостью или глухотой использующий максимально эффективный на сегодняшний день вид слухопротезирования - кохлеарный имплант получает вместе с возможностью воспринимать звуки еще и новый статус. Формально он больше не глухой, он может воспринимать звуки, но в то же время мозг его не подготовлен к обработке такой информации. Одна из важнейших задач реабилитации детей после КИ- обучение использованию своих новых возможностей и переход на естественную слухо-речевую стратегию освоения речи.  

Наиболее успешно, с нашей точки зрения решать задачу овладения речевой коммуникацией детьми с нарушением слуха помогает верботональная методика. Она появилась и развивается как результат научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации – речи и языка. Ее создатель – профессор Петар Губерина. Со  времени появления и до сегодняшнего дня верботональная система, и ее применение развиваются, обогащаются и распространяются, основываясь на взаимосвязи человек – речь – слушание. Человеку речь необходима, а слушание является важной предпосылкой речи. Верботональная система основывается на восприятии мозгом речи на основе слуха и других органов чувств и соответствует моделям развития языка у нормально слышащих детей.

Занятия с малышами после кохлеарной имплантации (КИ)  проводятся в группе от 4 до 7 человек совместно с родителями ( приветствуется  присутствие обоих родителей). Местом  проведения занятий является игровая комната отвечающая требованиям создания развивающей среды.  Дети, родители и педагог располагаются на полу (на ковре) в общем кругу, что создает комфортные условия для коммуникации. Дети могут сидеть на руках у мамы или самостоятельно. Выполнение некоторых заданий в кругу стимулирует формирование направленного внимания, элементов довербальной коммуникации, налаживанию доверительных отношений с педагогом, другими детьми и родителями.

Статические упражнения чередуются с динамическими, речевые с музыкальными. Дети имеют возможность свободно перемещаться в пространстве во время речевых и музыкальных игр, манипулировать с  игрушками, взаимодействовать с родителями, другими детьми и педагогом. Свободно перемещаясь по комнате, малыши учатся воспринимать звуковые стимулы в естественных условиях, что является прекрасной базой для их дальнейшей адаптации в структуру массовых детских садов и в дальнейшем школ.

Отличительной особенностью предлагаемой нами системы комплексных занятий является её полимодальность. В течение одного занятия ребенок получает различные виды стимуляций и с помощью фонетической ритмики, и с помощью музыкальной стимуляции, и с помощью аудиовизуальной информации. На занятиях фонетической ритмики ребенок развивается в аффективной ситуации, при стимулировании всех органов чувств развития моторики.

С детьми раннего возраста (от 1 года до 2 лет) мы предлагаем проводить фонетическую ритмику в форме массажа и пассивной гимнастики проводимой с помощью мамы. А так же  используем упражнения на больших мячах (фитболах), игры с маленькими мячами, упражнения с тематическими атрибутами: листочки – осенью, снежинки – зимой, цветочки – весной, бабочки – летом.  Использование необычных, интересных атрибутов помогает вызвать интерес у детей, способствует лучшему подражанию и эмоциональному отклику. Не менее важным мы считаем и использования речевого и музыкального материала народного творчества и фольклора.  Пропевание народных песенок, потешек, закличек, приговорок с использованием элементов гармонии тела и пальчиковых игр. Помимо традиционных для верботональной методики приемов музыкальной стимуляции мы используем групповые музыкальные игры из цикла Е. Железновой «Музыка с мамой». Для детей раннего возраста мы использовали в качестве аудио-визуальных курсов народные сказки, сказки В. Сутеева и бытовые ситуации из жизни детей.

Родители являются активными участниками процесса занятия, они наравне с педагогом выполняют все задания, пропевают и проговаривают речевой материал, участвуют в музыкальных, двигательных играх, драматизациях. Проводят с детьми массаж, гимнастику и упражнения на фитболах. Во время такой работы мамы, сначала копируя педагога, а затем и спонтанно говорят со своими детьми используя «материнскую речь» с более медленным темпом, плавной интонацией, паузами, большим количеством повторов, эмоционально окрашенную. Что является бесценным природным даром, позволяющим детям усваивать родной язык в естественных ситуациях общения.

Приведем примеры некоторых игр и заданий, используемых на занятиях.

«Пробуждение»

Ребенок сидит на руках у мамы, мама нежно напевает «А-а-а» и укачивает ребенка, прижимая его к себе. Затем замолкает и замирает. В этот момент педагог производит шум при помощи музыкального инструмента, например колокольчика и мама радостно поворачивает малыша к себе, произнося «АААА! Мой малыш проснулся! Привет! Давай поздороваемся со всеми!», мамы и малыши машут друг другу рукой.

«Наполним коробку игрушками!»

Возле одной стены находится пустая коробка, педагог эмоционально обыгрывает то, что она пустая, дети находятся около коробки. Педагог отходит к противоположной стене (расстояние около 5 метров) у него мешок с маленькими игрушками и музыкальный инструмент, например маракас, услышав звук маракаса дети должны подбежать к педагогу, взять игрушку из мешка и отнести в пустую коробку, положить, произнося «ООО-па!»

«Цветочки»

Дети и мамы «спят» на полу, педагог начинает медленно ударять по треугольнику, дети плавно поднимаются в положение стоя, вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки. В это время педагог производит быстрые удары по треугольнику, дети кружатся на месте.

«Поезд»

Дети совместно с родителями и педагогом строят в центре комнаты тоннель из мягких блоков, затем встают друг за дружкой изображая паровоз под музыку Е. Железновой «Едет-едет паровоз» дети и родители двигаются по кругу. Когда музыка останавливается и дети оказываются перед тоннелем педагог свистит в свисток или играет на дудочке и по звуковому сигналу дети по очереди проползают через тоннель.

Музыкально-двигательная игра «Мошка»

Дети, родители и педагог сидят в кругу. Звучит песенка «Мошка» дети совершают круговые движения указательным пальчиком по ладони мамы и на слово: «Улетела! Ай!» прячут ручку за спину.

Музыкально-двигательная игра «Тихо, куколка!»

Дети и родители свободно располагаются в пространстве игровой. Звучит песенка «Тихо, куколка!» дети под медленный фрагмент раскачиваются с куклой в руках (детей младшего возраста качает на ручках мама), а под быстрые фрагменты песенки прыгают, подняв куклу вверх (детей младшего возраста мама слегка подбрасывает на руках) Эта игра так же проводится с использованием фитбола. Мама под медленную музыку покачивает малыша, лежащего на мяче, а под быструю присаживает его и малыш прыгает на мячике, держа маму за руки.

«Накорми животных»

Детям предъявляются игрушки медведь, зайчик, кошка. Дети здороваются с ними, вспоминают, как поёт каждый герой: мишка – БА-БА-БА, зайка – папапапа, кошка – Мяу! Мяу!. Игрушки располагаются на маленьких стульчиках недалеко друг от друга. Дети подходят к мешочку с муляжами продуктов питания, овощей, фруктов, выбирают то чем будут угощать зверей в это время педагог за экраном произносит одно из звукоподражаний, дети должны подойти к соответствующей игрушке и «покормить» её. Сказать: «Мяу ам, ам, ам! ММММ!» Дети с более совершенными навыками слуховосприятия и речи воспринимают полные слова «Зайка хочет кушать! Покормите зайку!» и, давая угощение игрушке, произносят «Кушай, зайка! Вкусно!»

«Умные куколки»

Дети сидят в кругу у них в руках куклы. Педагог сначала слухозрительно, потом только на слух даёт задание куколкам. «Ляля (кукла), иди!» «Ляля, спи!» и т.д. Дети выполняют с куклой соответствующее действие.

 «Еду, еду к бабе, к деду»

Дети стоят в кругу, у педагога бубен. Педагог произносит потешку:

Еду, еду                        ритмичные удары в бубен, дети шагают на месте

К бабе, к деду                широко расставив ноги

По дорожке: Ух! Ух!                     хлопки в ладоши

В ямку                        непрерывное звучание, дети замирают

Бух!                                резкий, громкий удар, дети «падают» на пол

Во время занятий вызываются и вводятся в игру звуки: А, У, О, И, Э, П, Б, М, Т, Д, Н, В, Л, К, Г, Х, С.

Целенаправленно стимулируем у малышей умение повторять слоги и понимать обиходные слова. Используем для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, проигрывая ситуацию купания, ласково произносим: «Вот ножка!», «Где животик? Вот животик!». Затем, имитируя вытирание и одевание, просим его помогать: «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик!». Ласковый голос и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша. Необходимо хвалить и поощрять каждое звукосочетание и слово, которое произносит ребенок.

Каждое  занятие оканчивается игровым блоком, когда дети и родители свободно играют в игровой комнате, по своему желанию организуя игру с различными атрибутами и игрушками. Постепенно дети учатся самостоятельно играть, не прибегая к помощи мамы, что является важнейшим для адаптации в условиях детского сада. В это время педагог имеет возможность наблюдения за естественным общением родителей и детей, и может давать рекомендации по оптимизации построения общения, корректировать качество речи родителей, предлагать эффективные приемы игры и конструктивной деятельности. Важным является и то, что родители становятся более уверенными в своей родительской компетентности, получая поддержку педагога и видя характер общения других мам и малышей.

Начиная со второго года реабилитации родители во время игрового блока на короткое время(10-15 минут) покидают игровую комнату, предупреждая об этом детей, а затем возвращаются создавая и закрепляя таким образом у ребенка уверенность в том, что мама всегда вернется и формируя у малышей самостоятельность.  

В конце каждого занятия отводится и время на консультацию педагога с родителями. В это время мамы могут задать любые интересующие их вопросы. Такие групповые консультации являются очень эффективными, поскольку многие проблемы для родителей детей с КИ сходны и родители могут получить больший объем информации. Возможно привлечение для консультация психолога, врача психо-невролога ,сурдолога.

Занятия проводятся еженедельно, длятся 60 минут.

С детьми, занимающимися в группах, проводят Новогодний утренник по специально адаптированной для раннего возраста программе и с учетом слухо-речевых возможностей детей.  

Литература 

1. Королева И.В. Диагностика и реабилитация слуховой функции у детей раннего возраста. -СПб.: Изд-во КАРО, 2005.

2. Королева И.В. Реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е изд. Дополн. – СПб.:СПб НИИ уха, горла, носа и речи. 2006. 

3. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.:Просвещение,1991.

4.  Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. М. 2010.

5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Изд.центр «ВЛАДОС», 2003.  

6. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 2003.  

7. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем.- М.: Изд. Центр «Академия».- 2002.

8.Херлевич И. «Проговори-1», «Проговори-2», Загреб, 2001.

9. “The verbo-tonal method for rehabilitating people with communication problems”. Centar SUVAG, Zagreb, 2000