Педагогический проект: "Русские традиции"
проект (старшая группа)

Ахметшина Наталья Анатольевна

Педагогический проект направлен на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа.В ходе реализации проекта дети узнают  о  традициях и быте  русского народа. Основаполагающей целью проекта является основа многообразия русской культуры, национальных особенностей, духовного уклада, ремесел, народного  творчества и праздников.Тип проекта : познавательно-творческий, по продолжительности: месяц (март).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Русские традиции"185.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Ханымей»

проект

«Традиции русского народа»

(патриотическое воспитание)                                                           

http://sunny-han.ucoz.ru/_tbkp/novosti/muzej_kostjumy_vehb.jpg

                                                   

                                                                  Разработала:

Ахметшина Н.А.,

                   воспитатель

                                                             МБДОУ «ДС «Солнышко»

                                   

                                             

                                                                       

                                                                           

                                                                          

                               Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Обоснование: 

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в  условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение детей к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей  дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям  в ДОУ созданы определенные условия:

- Многофункциональные центры в группах ДОУ  «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

- Музей  национального быта, организация экскурсии, фотоотчет посещения краеведческого музея  «Музей позабытых вещей»..

- Организация и проведение народных  праздников, праздников народного календаря.

- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.

- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.

- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

- Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Народные промыслы».

- Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Наличие теоретической базы опыта

        Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:  Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают  роль труда в жизни россиян, знают  и хранят  историко-духовную память,  уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Место проведения:  МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Сроки проведения:  март, 2024 года. 


Участники проекта:
- дети и родители детей  группы;

Актуальность темы               

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  большая  значимость  в  проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу 

дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе, 

 его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

 В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он 

 родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

   

 Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции..  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении  традиций русского народа  у  детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

 

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни,  на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

         Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

        Новизна:    Особенность нашего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

В нашей  работе мы опираемся на следующие научные принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем  различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения.  Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором -  дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.(презентация)
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.(презентация)
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Экскурсия в музей п. Ханымей «Музей забытых вещей».

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы: 

  1. Создание атмосферы национального быта

 создание интерьера русской избы «Горница» 
       Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. 
     Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения , образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». 

        С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи. 
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое. 


2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок,  потешек и т.п.). 
      В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 


3. Знакомство с народным искусством. 

      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. 

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 


4. Знакомство с русскими народными играми.
 

        Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный. – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Проведение открытого мероприятия с родителями на тему: «Народные промыслы».

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

 - Первичный мониторинг.

 - Сбор необходимой информации о русских традициях.

II Этап. Формирующий – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание классической музыки.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр видеосюжетов, презентаций.

- Экскурсия в музей «Музей забытых вещей»

III Этап.  Рефлексионный  – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

- Мониторинг.

- Развлечение «Масленица»

- Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русские народные традиции «Сказание о князе Петре и княгине Февронии».

Забыты русские православные традиции. Только с 8 июля 2008 года наша страна отмечает День семьи, любви и верности, который стал поистине всенародным праздником и шагнул далеко за пределы России. Но де...

Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС  по изготовлению  «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»

Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни  на Руси, о её традициях мог...

Презентация проекта "Русские народные традиции"

Дать детям представление о традициях проведения праздников на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении...

Проект «Русские народные традиции»

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотруднич...

Педагогический проект «Русский платок - красота русской души»

Педагогический проект «Русский платок - красота русской души»...