Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух - невидимка»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую

исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Развивающие: развивать у детей любознательность, наблюдательность, познавательные процессы (мышление, речь,внимание, восприятие).

Воспитательные: воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Образовательные: расширять у детей представления          о свойствах воздуха, его значимости.

Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха . Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.

Методы и приёмы: практические: проведение опытов, экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрация картинок.

Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение стихотворений.

Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты, эксперименты.

Предшествующая работа: беседы о воздухе.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей),мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха,ноутбук.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход занятия

Воспитатель:Ребята добрый день! И гостям всем добрый день (дети здороваются)

Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие

1.Сюрпризный момент. Игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: B я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

Воспитатель: Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю. Воспитатель                                 убирает ткань.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и пройти в лабораторию. Будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (проходят в лабораторию) А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга..

Ответы детей. Давайте наденем шапочки.(Дети надевают шапки)

Опыт №1 «Воздух прозрачный»

Воспитатель: А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека). Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов. (Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.)Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них находится? (воздух).

Ответы детей: (воздух)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем                      острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

Вот мы и открыли первый секрет воздуха: воздух нельзя увидеть, но его можно                                         почувствовать.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем что- нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем                           медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?

Ответы детей:

Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? Дети                          трогают стакан, отмечают, что он сухой.

Воспитатель: Почему стакан остался сухим?

Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?

Воспитатель: вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они                     кажутся пустыми, есть воздух

Ответы детей: (варианты ответов детей).

Опыт №3 «Воздух в человеке»

Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

Ответы детей: (выходят пузырьки)

Воспитатель: Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Ответы детей

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка: «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо, (машем веером в лицо)
Закачалось деревцо. (наклоны туловища в право и лево с поднятыми руками)
Ветер тише, тише, тише.. (садимся на корточки)
Деревцо все выше, выше!!! (тянем руки вверх)

Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух                 запах?» (варианты ответов детей)

Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) Попробуем втянуть                 воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Опыт№5 «Воздух может двигаться»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель разбрызгивает по воздуху духи. -Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем   пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас)

Воспитатель: Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие- нибудь запахи?

Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

Воспитатель :А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) Движение                         воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха. (Показ картинки )

Воспитатель: Что мы видим?

Ответы детей: (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

 

Посмотрите коробочка,давайте откроем её (показ картинок). Что происходит с воздухом? Предполагаемые ответы детей: (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные  свалки). Сможет ли человек жить без воздуха?

Воспитатель: Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Предполагаемые ответы   детей: (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

Воспитатель: Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте             воздуха и не загрязнять его.  

Д/игра «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому  нужен воздух? 2 больших макета земли с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, кому нужен воздух. Кому необходим воздух? Как это можно назвать, одним словом (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха.

Итог:

Воспитатель:Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки мыльные                          пузыри. Воспитатель надувает мыльные пузыри. Что внутри них? (воздух). Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с пузырьками:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка»

В данном материале описана познавательная деятельность через опытно-экспериментальную деятельность с детьми средней группы....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Зимнее путешествие»

Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей.Задачи:- Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.- Формировать навыки элем...

Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности. Средняя группа «Воздух-невидимка»

Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка»

Интегрированное занятие направленное на развитие образного мышления,  речи, познавательной активности,  умению смостоятельно делать выводы на основе опытов....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Воздух-невидимка "

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждениеДетский сад №22 « Город  детства»...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и лепке в средней группе

Тема: «Весна пришла!» Выявить умения детей:-называть признаки весны (прибавления светового дня, повышения температуры воздуха, таяние снега, проталины; конец спячки зверей, линька; пр...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя семья» в средней группе 

Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....