Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности. Средняя группа «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия (средняя группа)

Дорохина Юлия Александровна

Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности.

Средняя группа

«Воздух-невидимка»

Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Задачи: Создание условий для расширения кругозора детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;

Создание условий для развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;  

Создание условий для воспитания позитивного отношения к окружающему миру, интереса к познавательной деятельности, самостоятельности.

Оборудование: фартуки, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, горох, салфетки, воздушные шары, весы (плечики) карточки, обозначающие свойства воздуха, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко.

Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»hello_html_e7ecfe3.png

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй вольный ветерок

Мы живем в одном краю,

Всех я Вас приветствую!

-Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы) .

- Да, кто-то здесь передвинул мебель, интересного вот только для чего. Нам предстоит это выяснить.- Знаете, я кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз, это Совушка – Умная головушка. Ребята, а где Совушка? 

C:\Users\Юлия\Desktop\6761710_stock-vector-wise-owl.jpg

Воспитатель(звонит телефон) Минуточку, ребята! Алло, здравствуйте! Кто это? Шапокляк? А где же он? Похитила? Ну-ка, возвращайте нам её обратно! Только когда выполним все задания? Ну, хорошо, договорились!

C:\Users\Юлия\Desktop\img11.jpg

Ребята, старуха Шапокляк похитила нашу Совушку - умную головушку и посадила ее в коробку. Она сказала, что спасти мы ее можем, если выполним все её задания. Вы хотите помочь Совушке?

-ответы детей

В: - Давайте подойдем к столу и узнаем, какое задание нам предстоит выполнить.

В(загадку читаю)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! воздух

В: - Правильно, а давайте вспомним, что мы знаем о воздухе: «Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) А кому еще нужен воздух?

Ответы детей: рыбки, животные и пр.

-А как можно назвать, одним словом?

Ответы детей(всему живому)

-А, какой он, воздух?

-прозрачный, бесцветный, невидимый, чтобы его увидеть его надо поймать.

В: А как мы это делали?

Дети: Мы взяли пакет, поймали в пакет воздух, закрутили его! Пакет был полон воздуха, похож на подушку. Воздух занял свое место в мешке. Потом мы проткнули пакет и выпустим воздух из пакета.

Воспитатель: Какой вывод мы делали?

Дети: Воздух прозрачный бесцветный, невидимый, а чтобы его увидеть, нужно его поймать

Ставим карточку «Воздух прозрачный бесцветный, невидимый»

Физминутка

1 2 3 4 5

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

C:\Users\Юлия\Desktop\Obshhenie_detej.jpg

В: - Как вы думаете, ребята, имеет воздух запах? Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ответы детей

В: - Вывод«Воздух не имеет запаха»

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

В: - Проходите на стульчики, нас ожидает следующее задание

2 задание «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель(беру в руки воздушные шары.)

C:\Users\Юлия\Desktop\image.jpg

-Что у меня в руках? Почему они так называются?

Ответы детей

-Молодцы!

-Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

(показываю) .

-С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло?

Ответы детей

В: - Правильно, молодцы. Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.

Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха

«Воздух имеет вес».

В:- ребята, мы с вами знаем игру «Пузырь», давайте поиграем.

Раздувайся пузырь.

Раздувайся большой

Да не лопайся

Он летел, летел, летел

И за веточку задел

Лопнул пузырь

«Ш – ш – ш»

В: - У нас есть ещё задание от Шапокляк. Вы готовы его выполнить? Проходите за столы.

C:\Users\Юлия\Desktop\img11.jpg

Задание 3. Есть ли внутри нас воздух?.

В: Давайте это проверим.

Опыт: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

В: - Ребята, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки

В: - Пузырьки, поднимающиеся наверх, и есть воздух, Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку.

ВоспитательВывод: значит, воздух есть внутри нас.

Воспитатель: А давайте усложним задание, опустим в наши стаканы горох и посмотрим как пляшут горошины, а потом, скажем, может ли воздух двигать предметы в воде.

Вывод: Воздух может двигать предметы в воде.

Ставим следующую карточку «Воздух может двигать предметы»

В: Молодцы ребята. Подойдите ко мне.

В: - Что нового мы сегодня узнали о воздухе?

- Воздух имеет вес

- Воздух не имеет запаха

- Воздух есть внутри людей;

-Воздух может двигать предметы

-Что без воздуха не возможна жизнь

В: - (стук в дверь, вношу коробку с совой, читаю письмо от Шапокляк и угощаю ребят).

                                                Тема:  «Вода и её свойства»

Цель: Создание социальной ситуации для формирования знаний детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, способствовать формированию проведения простейших лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без запаха, без цвета, прозрачная, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

2. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды для всего живого.

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»

Проведение занятий – экспериментирование с водой.

Работа с алгоритмами, схемами способов исследования

Чтение художественной литературы о воде.

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, жидкость.)

Одноразовые стаканы с водой и, соком, пустые стаканы, чайные ложки. (по количеству детей).Слайды «Кому нужна вода», аудиозапись звука воды.

Ход ЗАНЯТИЯ

В: Вот и наступило утро радостной встречи! Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями

Д: Здравствуйте!

В: А теперь все повернитесь ко мне, у нас сегодня круг радости с секретом. (на полу заранее разложены разноцветные кружочки) –Возьмите каждый свой кружок, переверните его и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку, у кого нарисовано сердечко – обнимет друга, а у кого солнышко – скажет доброе слово или пожелание.

В(дети садятся) А теперь начинается наше занятие. Дети, вы должны отгадать загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим, чью то песенку.

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это?

Д: Вода

Включаю аудио запись «Ручеёк»

C:\Users\Юлия\Desktop\1021721407.jpg

- Ребята, слышите? На что похожи эти звуки? (Это звуки воды)

- Да, правильно это журчит ручеёк.

Сегодня будем говорить на занятие о воде?

Раздаётся стук в дверь, заходит Незнайка

C:\Users\Юлия\Desktop\img2.jpg

В: Ребята, кто-то к нам пришёл? Кто ты?

Н: Здравствуйте ребята! Я Незнайка, принес в качестве подарка детям снег.

     C:\Users\Юлия\Desktop\картинки\depositphotos_54286585-stock-photo-bucket-with-snow.jpg

В: А что нам с ним делать?

Н: Кушать, он вкусный как мороженое

В: Ребята, а снег можно кушать?

Дети: Снег нельзя кушать, он холодный. Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и можно отравиться. От холодного снега может заболеть горло.

В: Правильно, он грязный, холодный. Заболит живот и горло. Снег кушать нельзя.

Незнайка поставь свое ведро со снегом в тёплое место. А потом посмотрим, что произойдёт со снегом. (убираю ведёрко на стол) Незнайка, а ты знаешь, что такое вода?

Н: Нет.

В: Ну тогда усаживайся поудобнее, ребята тебе расскажут. Хоть они ещё не много знают о воде, но вместе мы всё выясним.

В: Где в природе можно встретить воду?

Дети: В ручейке, в реке, в роднике, в море.

C:\Users\Юлия\Desktop\картинки\0004-004-Gde-soderzhitsja-voda-na-zemle.jpg

Как можно назвать воду в море-морская, в реке-речная, в роднике- родниковая в болоте-болотная.

Нам расскажет стихотворение… Читает. стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить.

В: Кому и зачем нужна вода?

C:\Users\Юлия\Desktop\картинки\screen5.jpg

Для чего нужна вода человеку, как мы её используем?

Дети: Умываться, пить, купаться, готовить обеды, стирать, мыть пол, закаляться.

(На доске или на экране выставляем картинки «Кому нужна вода» «Как человек использует воду»)

В: Кто ещё не может жить без воды?

Дети: Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки, т. д).

В:Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло, как вы думаете? (разные ответы детей, выставляю вспомогательные картинки)

Воспитатель. Правильно. Без воды человек жить не может: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает и убирает своё жильё

В:Да, ребята, правильно без воды всё живое на земле погибнет. Вода --- это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться, стирать и убирать своё жильё.… Ни одно живое существо не может жить без воды.

В:Ребята, как вы думаете, что же может делать вода?

Дети: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать.

А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.

Незнайка:

C:\Users\Юлия\Desktop\картинки\f5-681x507.jpg

 Ой, я тоже очень хочу узнать какими же свойствами обладает вода.

В: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория (рассуждения детей) .

Дети: Да! Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и определять её свойства. Посмотрите, наша лаборатория к работе готова, занимайте свои рабочие места. (дети рассаживаются за столы)

Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

Дети экспериментируют под руководством воспитателя

ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь». Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой –пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Ответить, почему вода льётся? Она жидкая. Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.

Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь --- её называют жидкостью. (выставляю картинку с первым свойством воды)

ВВывод: вода – это жидкость.

ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём второй опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

(На доску вешаю картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод: У воды нет запаха!

ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса»

- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (Сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-так есть ли вкус у воды? (Нет)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)

Вывод: У воды нет вкуса!

ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»

А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)

- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)

- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.

В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.

В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

Физ минутка «Капля»

Раз, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз - туда, два - сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли

Раз- два, раз- два

Заниматься нам пора

Незнайка: А где же моё ведёрко, которое я принёс?

C:\Users\Юлия\Desktop\img2.jpg

(Дети идут за воспитателем и Незнайкой к столу, где стоит ведро)

В: Вот посмотри, Незнайка, что произошло со снегом. Ребята, куда же подевался снег?

Д: Снег растаял.

В: И во что он превратился?

Д: Он превратился в воду.

В: Ребята, посмотрите какая получилась из снега вода?

Д: Вода получилась грязная.

В: Да, правильно, вода получилась грязная, а что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Д: Воду надо очистить, профильтровать.

ОПЫТ № 5 «Фильтрование воды»

C:\Users\Юлия\Desktop\картинки\solyanka_s_semgkoj-2.jpg

Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта. В воронку кладём вату, бинт и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который можно сделать самим.

В: Незнайка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята,а вы запомнили эти свойства? Давайте их вспомним:

Вода --- жидкая,

Вода --- не имеет запаха

Вода --- не имеет вкуса

Вода --- прозрачная

Воду можно очистить.

Незнайка: Спасибо, ребята теперь я всё знаю о воде!

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда вымыл руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывая кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл об этом, вот тебе памятка-напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. До свидания! (Незнайка уходит)

Рефлексия.

В: И так наша лаборатория закрывается. Вы ребята, молодцы, сегодня вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего?? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно? Наше занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Развивающая: развив...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.Обра...

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух-невидимка". Образовательная область "Познание".

Занятие с детьми средней группы по изучению свойств воздуха путем исследовательской  деятельности....