Мастер-класс для педагогов Тема: « Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 396.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
Воспитатель
подготовительной группы:
Кузенкова Е.Е.
с. Галкинское, 2025
Мастер-класс для педагогов
Тема: « Народная кукла как средство приобщения
ребёнка к родной культуре»
- Обоснование темы.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и, прежде всего, передать следующим поколениям культурные, нравственные ценности нашего народа, необходимо возвращать в нашу жизнь многое, в том числе народную тряпичную куклу.
В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Занятия, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка.
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки, песни, традиции стали уходить из быта семьи. Цепочка передачи духовного опыта человечества, обеспечивающая связь между поколениями, прервалась.
В связи с этим, тема воспитания гражданственности через приобщение детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края.
Известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Изготовление народных кукол современными детьми – это ещё и умение создавать сувениры и подарки для своих близких.
II. Знакомство с историей тряпичной куклы.
В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные - их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В русской народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что через куклу можно напрямую общаться с богами, просить у них помощи и защиты. При изготовлении многих кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки нужно было рвать, а не резать. Перевязывали куклу без узелков, чтобы не было в жизни неразрешимых проблем, особенно, если куколка предназначалась для будущего ребёнка. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух. Люди боялись уподобить её человеку, так как считали, что кукла с лицом обретала душу и могла навредить человеку.
По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги.
Обрядовые куклы.
Каждому крупному празднику соответствуют свои куклы.
Большинство делались на уничтожение (либо сжигались, либо опускались в воду). Были куклы по случаю, событийные (н-р, кукла, которая вызывала дождь)
Игровые куклы.
Насчитывается до 500 видов игровых кукол. Куклы делались на каждый возраст. С 3-х лет дети сами обучались изготовлению кукол.
Обереговые куклы.
Обереговых кукол крайне мало. Оберег-предмет, несущий в себе сакральное значение. На несколько деревень могла существовать единственная бабушка, умеющая их делать. Делались куклы на охрану здоровья, дома, для детей, по случаю (например, когда мужчина уходит на войну или на заработки). Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались.
III. Практическая работа. Изготовление куколки - желанницы.
Желанница — русская кукла-оберег. Её делали втайне от всех. Желанницу никому нельзя было показывать. Чтобы исполнилось заветное желание, нужно было сделать подарок куколке: бусинку пришить, ленточку привязать. Потом поставить Желанницу перед зеркалом, показать, какая она стала красивая с обновкой и попросить взамен исполнения желания.
Этапы выполнения:
- Из белой ткани прямоугольной формы сворачиваем столбик, сгибаем его пополам, перевязываем ниткой головку.
- Из белого прямоугольника меньшего размера скручиваем ручки и привязываем их под головкой. Формируем ладошки.
- Делаем сарафан. Прямоугольник цветной ткани сгибаем пополам, делаем надрез на линии сгиба, чтобы просунуть голову куколки.
- Привязываем на поясе фартук.
- Одеваем кукле платок.
Куколка готова. Дома её нужно украсить (повязать ленточку, пришить пуговицу или бусинку и т. п) , поднести к зеркалу и сказать: «Куколка, посмотри, как я тебя нарядила, какая ты красивая, а взамен ты исполни моё желание…» Желание произнести в настоящем времени, без использования частицы «не». Куколку спрятать. А когда желание исполнится, куклу можно достать, сделать новое украшение и загадать новое желание.
Первую куклу не дарят, так как в неё вкладывают больше душевных сил.
IV. Итог занятия. Выставка работ.
Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Консультация "Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре"
Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальнорй культуре"...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Э...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках...

Мастер-класс на тему «Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Изготовление с родителями куклы-оберега без ножниц и иголок. вызвать интерес к русской культуре и традициям....



