Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
материал

Халявкина Елена Владимировна

Проблема:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:
«Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

 

Проблема:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

она является близким другом для ребенка;

в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;

главное в этих играх – эмоциональный контакт;

дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

 

Цель мастер-класса:

приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослым.

Задачи мастер-класса:

- привлекать внимание к истории куклы, выделяя её достоинства;

- развивать фантазию, знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

План работы мастер-класса:

1. Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

2. Презентация «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

3. Выставка методического материала.

4. Практическая часть: изготовление куклы «Пеленашки».

5.Обыгрывание 

Литература:

1. Дошкольное воспитание 2011г. №7 А.Аскарова «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» стр. 117

2. Л.В. Грушина «Тряпичные куклы» Издательский дом «Карапуз»2013г.

3. Интернет сайт http://www.o-detstve.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Мастер-класс "Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны. Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы....

Мастер-класс для педагогов " Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"

Цель:Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народно...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педаг...