Мастер-класс для педагогов "Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"
материал

Сайгина Нина Павловна

Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы "Хороводницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kukla_horovodnitsa.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «  Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» 

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

   Цель:

1. Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народной  куклы «Хороводницы».

   Задачи:

- знакомство  с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Хороводницы»;

-  формирование  интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

-  создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

  Планируемые результаты:

-  изготовление народной куклы – хороводницы;

- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия;

- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

Оборудование:

Музыкальная подборка русско-народных мелодий,  лоскуты ткани, вата, нитки, шпажка, клей, нитки

Актуальность

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

    Традиционные русские народные куклы были игровые, обрядовые и куклы-обереги. Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен быть красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла. Так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.

   Обрядовые куклы изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

   Игровые куклы предназначались ребенку в самом малом возрасте. С игровыми куклами всё просто. Эти куколки использовались для детских игр и забав. Названия у кукол были самые простые и отражали сущность и принадлежность куклы.
А вот куклы - обереги были для крестьян защитой от болезней, несчастий, злых духов. Делались такие куклы на охрану здоровья детей, охрану дома. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывались молитвы. Обереги никогда не продавались. Куклы – обереги передавались от матери к дочери. Они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам от невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Ход мастер-класса.

1Вступительная часть

Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече .Тема мастер-класса: «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» 

При разработке мастер-класса я ставила следующую цель :передать свой  личный профессиональный  опыт в сфере творческой и педагогической деятельности, повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народной  куклы «Хороводницы».

 А также обозначила задачи:

 - знакомство  с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Куклы - хороводницы»;

-  формирование  интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

-  создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка приобщает  детей к истокам национальной культуры  

  Традиционные русские народные куклы были игровые, обрядовые и куклы-обереги. Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен быть красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла. Так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.

  Обрядовые куклы изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

   Куклы - обереги были для крестьян защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Игровые куклы использовались для детских игр и забав  

2.Теоретически-демонстрационная часть

Сегодня мы попробуем изготовить игровую народную куклу «Хороводница»

(демонстрация)

 Это не только забавная игрушка для детей, но и своеобразный тренажёр для пальчиков малышей. Сделать лучше сразу две куклы - для левой и правой руки.

 Эта забава способствует: развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук; развитию моторно-зрительной координации;  развитию тактильного восприятия;  развитию сенсорных эталонов: цвет, форма;  развитию пространственных представлений; развитию представлений об окружающем;  развитию коммуникативных навыков.  И доставляет огромное чувство радости ….


  Для изготовления куклы вам потребуется:

 -ровная палочка

- немного ваты или синтепона

 -два круга из хлопчатобумажной ткани диаметром 19см. и 21см.  (для юбочки)

-прямоугольник из белой ткани 9 на 18см. (для рубашки)

- треугольник из красной ткани 17 на 17 см. (для платочка)

-нитки

-клей.

3. Практическая часть

Шаг 1.Берем в левую руку вату, наливаем на нее немного клея (можно просто обмакнуть палочку в клей). Палочку кладем на вату, зажимаем в кулаке и  вот таким образом накручиваем вату на палочку. Для надежности закрепляем ниткой.

Шаг 2.Берем 2 круга ,накладываем один на другой, находим середину у кругов, одеваем кукле на голову. Закрепляем ниткой, формируя красивые складочки.

Шаг 3.Возьмем прямоугольник, складываем пополам, затем раскрываем, каждую сторону прикладываем к середине, складываем еще раз пополам . 

С помощью ниток сделаем кукле ручки.

Шаг 4.Находим середину кофточки и одеваем на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава.

Закрепляем рубашку и лицо ниткой под шеей.

Шаг 5.На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла «Хороводница» готова!

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов

Получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

  • Заинтересовала ли вас данная техника?
  • Изготовите ли вы с детьми данную куклу?
  • Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?

Я попрошу вас оценить мою работу с помощью атласных ленточек:

- Лента красного цвета – понравилось все,

-синяя - хочу узнать больше,

-желтая – заинтересовало, буду внедрять в своей работе.

 В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Благодарю вас за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...

Мастер-класс для педагогов " Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"

Цель:Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народно...