МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
материал
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - учение. Учение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.
Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.
Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л.)
Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в последующих главах). Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», - делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.
Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насыпанным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникают ветер, солнечное тепло.
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. J1. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.
Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально, с помощью каких-то предметов, либо материализовано, с использованием изображении их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции процесс выполнения действий свертывается и совершаете сразу как единое целое.
Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
- умение осуществлять произвольный контроль над ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.
Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.
На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, использования условных знаков, наблюдения, планирования работы, анализа результатов и др.).
В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня знания детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно - диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.
Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.
Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.
Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.
Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:
Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций. В ходе обучения вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.
Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая - зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг - зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».
Концепции развивающего обучения разработаны Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Л.А.Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.
Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
В исследовании А.П.Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями, так как они формируют представления о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умозаключениям. Но для дальнейшего развития этой способности следует давать детям теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями (некоторые математические зависимости, связи в мире природы и т.д.). Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:
- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил К. Д. Ушинский, утверждая, что «детская природа ясно требует наглядности». Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.
Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.
Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно-логического мышления.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. Последовательность обучения заложена в общеобразовательных программах, предназначенных для дошкольных учреждений. При планировании обучения педагог выделяет темы в учебном материале (труд и профессии, сезонные изменения в природе, выращивание и уход за растениями и др.); устанавливает последовательность раскрытия темы на разных занятиях и намечает методику работы, продумывает связь нового материала с ранее усвоенными знаниями, опытом детей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (малыши рассматривали кролика на картинке, учили о нем стихотворение, затем выполняли аппликативную работу). При таком повторении объект выступает в новом значении, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А.Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утративших сегодня своего значения:
- переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история);
- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Доступность в обучении нельзя отождествлять с его легкостью. В 70 - е гг. Л. В. Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.
Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Конечно, развивать такую позицию у ребенка должен педагог, «наталкивая» его на осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел. Вопросы к детям типа: как ты узнал об этом? Как ты это сделал? Что тебе нравится в твоей работе, а что надо было сделать по-другому? - должны постоянно направлять внимание ребенка на элементарный анализ его деятельности. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.
Технологическая карта урока
МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»
Тема: «Теоретические основы сенсорного воспитания».
Методическая цель: организация деятельностного подхода студентов на уроке.
Дидактические цели урока: создание условий для:
- усвоения основных понятий, целей, задач и содержания сенсорного воспитания;
- актуализации знаний и интеллектуального опыта студентов;
- формирования умений подбирать дидактический материал по сенсорному воспитанию;
- совершенствования умения работать в команде: согласовывать свои действия в процессе подготовки коллективного продукта.
Оборудование: учебник «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, Т.А. Куликова), дидактический материал по сенсорному воспитанию, слайдовая презентация.
Этапы деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примечание |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Учет посещаемости в электронном журнале (при наличии сети Интернет) | Приветствие. Отчет учебного сектора об отсутствующих учащихся | |
Мотивация | Организует дидактическую игру «Мешочек ощущений», узнать на ощупь, что находится внутри. Задает вопросы. Сразу ли вы догадались, какой предмет вы обследуете? Как вы это поняли? Не было ли у вас сомнений в правильности вашего ответа? Уточняет ответы студентов, делает выводы о необходимости организованного усвоения представлений об окружающем посредством органов чувств. | Участвуют в игре, анализируют собственные ощущения, отвечают на вопросы преподавателя. | |
Постановка учебной цели | Кто понял, какой может быть тема нашего урока? Уточняет, связывает с предложенными вариантами и обосновывает тему урока. Что мы должны понять на этом уроке? Какой может быть наша цель? Уточняет, связывает с предложенными вариантами и обосновывает цель урока. | Варианты ответов: Развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Развитие органов чувств у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Формулируют цель урока:понять, какие теоретические знания помогут воспитателю организовать процесс сенсорного воспитания в группе ДОО. | Слайд 1. Тема урока: Теоретические основы сенсорного воспитания. |
Планирование | Какие вопросы нам целесообразно рассмотреть в рамках нашей темы? Как выстроить систему знаний по этой теме? Определяет время изучения темы. | Предлагают варианты плана, формулировки вопросов для изучения. | Слайд 2. План работы:
|
Реализация плана. | Задание 1 (тестовое). Показывает на слайде определения основных понятий, которые предстоит рассмотреть. Предлагает их внимательно прочитать и соотнести с понятиями. Выслушивает варианты ответов. Задает вопросы: почему вы думаете, что это определение сенсорного эталона? Сенсорного развития? Задание 2 (тестовое) нужно пояснить, какая сенсорная основа, объединяет представленные профессии. | Соотносят определения и понятия, определяют их соответствие, обосновывают свой вариант ответа, опираясь на имеющиеся знания. Размышляют, поясняют. Определяют сенсорную основу, объединяющую представленные профессии. | Слайд 3-6. Основные понятия темы. Слайд 7. Сенсорная основа, объединяющая ряд профессий |
Что является целью сенсорного воспитания? Какие задачи решаются в сенсорном воспитании? | Приводят примеры различных формулировок, уточняют. | Слайд 8-9. Цель и задачи сенсорного воспитания. | |
Определяет содержание сенсорного воспитания и уточняет, с какой частью (о деятельности в детском саду), с опорой на личный опыт будут работать и почему. | Предлагают варианты для изучения. Называют виды деятельности в детском саду, с которыми уже познакомились на учебной и производственной практике. | Слайд 10. Содержание сенсорного воспитания | |
Задание 3 (тестовое) нужно пояснить, какие виды детской деятельности есть в детском саду. Информация о сенсорном развитии в различных видах детской деятельности в детском саду. Задание 4 (тестовое) нужно пояснить, где можно получить знания ребенку об окружающем (формы организации) в детском саду. | Активно участвуют, сообщают сведения о видах детской деятельности в детском саду, уточняют. Называют формы организации для получения знания ребенку об окружающем в детском саду, | Слайд 11. Сенсорное воспитание в различных видах детской деятельности в детском саду. Слайд 12-18; 20-21. Различные виды детской деятельности в детском саду. Слайд 19. Ознакомление с окружающим в детском саду. | |
Приводит к выводу об основном методе сенсорного воспитания – обследовании Задание 5 (тестовое) Определение понятия «обследование» по формулировке Закрепление понятия «перцептивные действия» | Делают вывод о том, что основной метод сенсорного воспитания – обследование. Определяют понятие «обследование» по предложенной формулировке Вспоминают и называют определение «перцептивные действия» | Слайд 22; 24. Основной метод сенсорного воспитания – обследование Слайд 23. | |
Задает вопрос «А каким образом нужно организовать обследование предметов? Существует ли определенная методика?» Сообщает, о том, что ответ на этот вопрос смогут найти в учебнике «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, Т.А.Куликова) на стр.147 Задание 6 (практическое) Прочитайте, и выделите Общие правила для многих видов обследования | Высказывают предположения об организации обследования. Выполняют задание. Выделяютобщие правила для разных видов обследования. | Слайд 25-26. Общие правила для многих видов обследования. | |
Сообщает предположение о связи сенсорного развития с умственной деятельностью, цитирую М.Монтессори | Утверждают предположения. | Слайд 27. | |
Основываясь на имеющиеся знания из педагогики и психологии, отмечает вклад отечественных и зарубежных ученых в области сенсорного воспитания. Соприкасается с основными научными положениями и дидактическим материалом Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожец, Л. А. Венгер. | Приводят примеры из трудов ученых. Выделяют основные научные положения. Кратко характеризуют основные научные положения. Сообщают интересные сведения о жизни и творчестве учёных. | Слайд 28-33. История становления сенсорного воспитания. Основные научные положения. | |
Сообщает об основных методах воспитания сенсорной культуры, в соответствии с ФГОС ДО | Активно участвуют в беседе, основываясь на знания из области педагогики. | Слайд 34. | |
Придумайте игру по дидактическому материалу (Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т.п.) Поясните использованные эталоны | Работа в микрогруппах. Определение содержания на основе дидактического материала. Участники в микрогруппах вырабатывают правила успешного взаимодействия и демонстрируют игры. | Слайд 35. Придумайте игру по дидактическому материалу. Поясните использованные эталоны | |
Сообщает о существующем многообразии дидактических игр по сенсорному воспитанию. | Участвуют в беседе. Дополняют сведения о дидактических играх по сенсорному воспитанию. | Слайд 36-38. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. | |
Подведение итогов деятельности | Обобщение. Организация выявление трудностей и путей их преодоления Рефлексия. Фиксирование впечатлений от урока (2-3) на бумаге; в виде цветоощущений (3 последовательно расположенных цветных круга) – цветовой тест М.Люшера | Индивидуальные высказывания о трудностях, возникших в процессе работы. Фиксируют впечатления от урока (рисуют 3 последовательно расположенных цветных круга) | Слайд 39. |
Домашнее задание | Реферат «Вклад в педагогическую науку ученых - педагогов» | Фиксируют задание |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - учение. Учение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.
Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.
Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л.)
Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в последующих главах). Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», - делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.
Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насыпанным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникают ветер, солнечное тепло.
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. J1. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.
Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально, с помощью каких-то предметов, либо материализовано, с использованием изображении их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции процесс выполнения действий свертывается и совершаете сразу как единое целое.
Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
- умение осуществлять произвольный контроль над ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.
Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.
На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, использования условных знаков, наблюдения, планирования работы, анализа результатов и др.).
В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня знания детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно - диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.
Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.
Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.
Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.
Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:
Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций. В ходе обучения вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.
Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая - зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг - зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».
Концепции развивающего обучения разработаны Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Л.А.Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.
Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
В исследовании А.П.Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями, так как они формируют представления о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умозаключениям. Но для дальнейшего развития этой способности следует давать детям теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями (некоторые математические зависимости, связи в мире природы и т.д.). Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:
- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил К. Д. Ушинский, утверждая, что «детская природа ясно требует наглядности». Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.
Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.
Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно-логического мышления.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. Последовательность обучения заложена в общеобразовательных программах, предназначенных для дошкольных учреждений. При планировании обучения педагог выделяет темы в учебном материале (труд и профессии, сезонные изменения в природе, выращивание и уход за растениями и др.); устанавливает последовательность раскрытия темы на разных занятиях и намечает методику работы, продумывает связь нового материала с ранее усвоенными знаниями, опытом детей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (малыши рассматривали кролика на картинке, учили о нем стихотворение, затем выполняли аппликативную работу). При таком повторении объект выступает в новом значении, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А.Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утративших сегодня своего значения:
- переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история);
- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Доступность в обучении нельзя отождествлять с его легкостью. В 70 - е гг. Л. В. Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.
Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Конечно, развивать такую позицию у ребенка должен педагог, «наталкивая» его на осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел. Вопросы к детям типа: как ты узнал об этом? Как ты это сделал? Что тебе нравится в твоей работе, а что надо было сделать по-другому? - должны постоянно направлять внимание ребенка на элементарный анализ его деятельности. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.
Технологическая карта урока
МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»
Тема: «Теоретические основы сенсорного воспитания».
Методическая цель: организация деятельностного подхода студентов на уроке.
Дидактические цели урока: создание условий для:
- усвоения основных понятий, целей, задач и содержания сенсорного воспитания;
- актуализации знаний и интеллектуального опыта студентов;
- формирования умений подбирать дидактический материал по сенсорному воспитанию;
- совершенствования умения работать в команде: согласовывать свои действия в процессе подготовки коллективного продукта.
Оборудование: учебник «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, Т.А. Куликова), дидактический материал по сенсорному воспитанию, слайдовая презентация.
Этапы деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примечание |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Учет посещаемости в электронном журнале (при наличии сети Интернет) | Приветствие. Отчет учебного сектора об отсутствующих учащихся | |
Мотивация | Организует дидактическую игру «Мешочек ощущений», узнать на ощупь, что находится внутри. Задает вопросы. Сразу ли вы догадались, какой предмет вы обследуете? Как вы это поняли? Не было ли у вас сомнений в правильности вашего ответа? Уточняет ответы студентов, делает выводы о необходимости организованного усвоения представлений об окружающем посредством органов чувств. | Участвуют в игре, анализируют собственные ощущения, отвечают на вопросы преподавателя. | |
Постановка учебной цели | Кто понял, какой может быть тема нашего урока? Уточняет, связывает с предложенными вариантами и обосновывает тему урока. Что мы должны понять на этом уроке? Какой может быть наша цель? Уточняет, связывает с предложенными вариантами и обосновывает цель урока. | Варианты ответов: Развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Развитие органов чувств у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Формулируют цель урока:понять, какие теоретические знания помогут воспитателю организовать процесс сенсорного воспитания в группе ДОО. | Слайд 1. Тема урока: Теоретические основы сенсорного воспитания. |
Планирование | Какие вопросы нам целесообразно рассмотреть в рамках нашей темы? Как выстроить систему знаний по этой теме? Определяет время изучения темы. | Предлагают варианты плана, формулировки вопросов для изучения. | Слайд 2. План работы:
|
Реализация плана. | Задание 1 (тестовое). Показывает на слайде определения основных понятий, которые предстоит рассмотреть. Предлагает их внимательно прочитать и соотнести с понятиями. Выслушивает варианты ответов. Задает вопросы: почему вы думаете, что это определение сенсорного эталона? Сенсорного развития? Задание 2 (тестовое) нужно пояснить, какая сенсорная основа, объединяет представленные профессии. | Соотносят определения и понятия, определяют их соответствие, обосновывают свой вариант ответа, опираясь на имеющиеся знания. Размышляют, поясняют. Определяют сенсорную основу, объединяющую представленные профессии. | Слайд 3-6. Основные понятия темы. Слайд 7. Сенсорная основа, объединяющая ряд профессий |
Что является целью сенсорного воспитания? Какие задачи решаются в сенсорном воспитании? | Приводят примеры различных формулировок, уточняют. | Слайд 8-9. Цель и задачи сенсорного воспитания. | |
Определяет содержание сенсорного воспитания и уточняет, с какой частью (о деятельности в детском саду), с опорой на личный опыт будут работать и почему. | Предлагают варианты для изучения. Называют виды деятельности в детском саду, с которыми уже познакомились на учебной и производственной практике. | Слайд 10. Содержание сенсорного воспитания | |
Задание 3 (тестовое) нужно пояснить, какие виды детской деятельности есть в детском саду. Информация о сенсорном развитии в различных видах детской деятельности в детском саду. Задание 4 (тестовое) нужно пояснить, где можно получить знания ребенку об окружающем (формы организации) в детском саду. | Активно участвуют, сообщают сведения о видах детской деятельности в детском саду, уточняют. Называют формы организации для получения знания ребенку об окружающем в детском саду, | Слайд 11. Сенсорное воспитание в различных видах детской деятельности в детском саду. Слайд 12-18; 20-21. Различные виды детской деятельности в детском саду. Слайд 19. Ознакомление с окружающим в детском саду. | |
Приводит к выводу об основном методе сенсорного воспитания – обследовании Задание 5 (тестовое) Определение понятия «обследование» по формулировке Закрепление понятия «перцептивные действия» | Делают вывод о том, что основной метод сенсорного воспитания – обследование. Определяют понятие «обследование» по предложенной формулировке Вспоминают и называют определение «перцептивные действия» | Слайд 22; 24. Основной метод сенсорного воспитания – обследование Слайд 23. | |
Задает вопрос «А каким образом нужно организовать обследование предметов? Существует ли определенная методика?» Сообщает, о том, что ответ на этот вопрос смогут найти в учебнике «Дошкольная педагогика» (С.А. Козлова, Т.А.Куликова) на стр.147 Задание 6 (практическое) Прочитайте, и выделите Общие правила для многих видов обследования | Высказывают предположения об организации обследования. Выполняют задание. Выделяютобщие правила для разных видов обследования. | Слайд 25-26. Общие правила для многих видов обследования. | |
Сообщает предположение о связи сенсорного развития с умственной деятельностью, цитирую М.Монтессори | Утверждают предположения. | Слайд 27. | |
Основываясь на имеющиеся знания из педагогики и психологии, отмечает вклад отечественных и зарубежных ученых в области сенсорного воспитания. Соприкасается с основными научными положениями и дидактическим материалом Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожец, Л. А. Венгер. | Приводят примеры из трудов ученых. Выделяют основные научные положения. Кратко характеризуют основные научные положения. Сообщают интересные сведения о жизни и творчестве учёных. | Слайд 28-33. История становления сенсорного воспитания. Основные научные положения. | |
Сообщает об основных методах воспитания сенсорной культуры, в соответствии с ФГОС ДО | Активно участвуют в беседе, основываясь на знания из области педагогики. | Слайд 34. | |
Придумайте игру по дидактическому материалу (Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т.п.) Поясните использованные эталоны | Работа в микрогруппах. Определение содержания на основе дидактического материала. Участники в микрогруппах вырабатывают правила успешного взаимодействия и демонстрируют игры. | Слайд 35. Придумайте игру по дидактическому материалу. Поясните использованные эталоны | |
Сообщает о существующем многообразии дидактических игр по сенсорному воспитанию. | Участвуют в беседе. Дополняют сведения о дидактических играх по сенсорному воспитанию. | Слайд 36-38. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. | |
Подведение итогов деятельности | Обобщение. Организация выявление трудностей и путей их преодоления Рефлексия. Фиксирование впечатлений от урока (2-3) на бумаге; в виде цветоощущений (3 последовательно расположенных цветных круга) – цветовой тест М.Люшера | Индивидуальные высказывания о трудностях, возникших в процессе работы. Фиксируют впечатления от урока (рисуют 3 последовательно расположенных цветных круга) | Слайд 39. |
Домашнее задание | Реферат «Вклад в педагогическую науку ученых - педагогов» | Фиксируют задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"
Сообщение из опыта работы...

Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах
На первом этапе - первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном...

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах...
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ.
Описание и применение современных инновационных технологий в образовательном процессе...
