Памятка "Речевое дыхание"
консультация

Чукарина Таисия Александровна

Плавный выдох важен в логопедической работе, потому что правильное речевое дыхание - основа правильной речи.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание

Плавный выдох важен в логопедической работе, потому что правильное речевое дыхание - основа правильной речи.  

Умение контролировать вдох и выдох определяют произношение отдельных звуков и их сочетаний, громкость голоса и необходимые интонации.   Правильно сформированное речевое дыхание обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. 

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у детей являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. 

Параметры правильного ротового выдоха:

 - выдоху предшествует сильный вдох через нос

 - "набираем полную грудь воздуха";

 - выдох происходит плавно, а не толчками;

 - во время выдоха губы - трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

 Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.

  Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.

 Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения

«Цветочек».
Выполнение: сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат). Можно использовать настоящий цветок или цветок, сделанный своими руками.

«Загони мяч в ворота»
Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались. Для этого их можно слегка прижать ладонями. В данной игре можно использовать вместо шарика – вату, пенопластовый маленький шарик или сделанный из ниток. Воротами могут быть кубики, карандаши, палочки и т.п.

«Сдуй пушинку (снежинку) с ладони, с носа».
Выполнение: рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук [Ф], а не [Х].

Подуй на карандаш, чтобы он покатился по столу.
Выполнение: ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы

«Остуди горячий чай».
Оборудование: 3 чашки с «паром» в виде полосок из бумаги.
Выполнение: взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если дует правильно, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «наберу воздуха и подую на чай».
Инструкция: «у нас с тобой есть три чашки с очень горячим чаем. Нужно его остудить. Для этого набери воздуха и подуй на чай, вот так» (показ действия взрослым).

Подуй на вертушку.
Выполнение: перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: «давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее».

Подуй на султанчик.
Выполнение: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Бабочка полетела» (бабочка из бумаги на ниточке).
Выполнение: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, и не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Надуй шарик.
Выполнение: повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
«Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!»

Поиграй на дудочке, на губной гармошке.
Выполнение: перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Дайте ребенку дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....