Полезные навыки перед поступлением в школу
консультация (подготовительная группа)
Полезные навыки перед поступлением в школу
Умение читать
Учителя начальных классов призывают родителей оградить будущего первоклассника от той информации, которая ему не на пользу, а во вред. Если вы не уверены, что всё делаете правильно, остановитесь! Это относится, в частности, к стремлению научить ребёнка читать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезные навыки перед поступлением в школу
Умение читать
Учителя начальных классов призывают родителей оградить будущего первоклассника от той информации, которая ему не на пользу, а во вред. Если вы не уверены, что всё делаете правильно, остановитесь! Это относится, в частности, к стремлению научить ребёнка читать.
До школы у детей важно развить фонематический слух. Проще говоря, чтобы будущий первоклассник мог слышать и различать звуки. В таком случае не возникнет затруднений при обучении слоговому чтению.
Обращайте внимание на то, как говорит ваш 4–6-летний ребёнок. Если в его речи есть затруднения, возможно, необходима работа с логопедом.
- При перечислении разных звуков поймай звук [у] – у, б, ф, а, э, ш, м, у.
- В какой части слова ты слышишь звук [а]. (В начале, середине, конце слова) – апельсин, Юра, клад.
Обратите внимание ребёнка, что в русском языке есть два вида звуков – гласные и согласные. Как их отличить? Все просто. Проведём эксперимент. Гласные – от слова глас, голос –произносятся только с помощью голоса и легко поются. Давайте споем звук а: ааааааааа. Буквы гласных звуков – красные в букваре.
Согласные – короткие, их очень тяжело спеть. При произношении согласных голос или воздух встречает на своем пути препятствие в виде зубов [з, ж,], губ [п, б, м], языка [р, л,]. Буквы, обозначающие согласный звук в букваре, отмечены синим цветом.
Умение правильно держать в руках ручку и карандаш
Правильный захват ручки или карандаша не является естественным навыком для детей. Этому нужно учить. Если пропустить момент, ребёнок детсадовского возраста, а затем и младшеклассник, привыкнет держать руку при письме неправильно. Как тренировать правильный захват.
Как правильно держать ручку или карандаш, детям необходимо показывать с момента, когда они проявят интерес к письму или рисованию, – отмечает педагог. Думать о том, что «ребёнок пойдет в школу – там научат» – неправильно. Напомню, переучивать гораздо сложнее, чем изначально учить правильно. Младшекласснику сложно принимать факт, когда он несколько лет держал ручку именно так, а потом ему говорят, что это неправильно.
Учитель подчёркивает, что неправильный захват во время письма чреват тем, что рука начнёт уставать. Ребёнку будет непросто справляться с работой во время урока, он начнет затягивать выполнение домашнего задания.
Есть несколько уловок, с помощью которых ребёнка можно научить держать ручку во время письма правильно.
Используйте более короткие карандаши и мелки
Чем короче карандаш, тем меньше места для его удержания. Поэтому дети начинают активно работать большим и указательным пальцами. Если ребёнок любит рисовать мелом, предлагайте ему сломанные мелки.
Учите переворачивать карандаш большим и указательным пальцами
Выполняйте тренировку таким образом: вы держите карандаш в своей руке острым концом по направлению к ребёнку. Тот захватывает его большим и указательным пальцами. Вы постепенно поднимаете карандаш вверх, а ребёнок, в свою очередь, подхватывает его средним пальцем. Таким образом тренируется правильный захват.
Просите ребёнка держать под указательным и мизинцем небольшой предмет
Иногда безымянный палец и мизинец мешают детям по время письма. Чтобы они были «заняты», предложите ребёнку удерживать этими пальцами, к примеру, небольшой ластик. Это поможет отделить пальцы, необходимые для правильного захвата ручки или карандаша.
Предложите ребёнку кидать дротики
Игра в дартс отлично развивает правильный захват. Если у вас её нет, можно приобрести просто дротики, чтобы играть в безопасном для окружающих людей месте. К примеру, в лесу: нарисуйте на дереве цель и тренируйтесь.
Используйте тренажёры для правильного захвата
В продаже есть разные тренажёры для обучения правильному захвату ручки. Они разной формы: «рыбки», «дельфинчики», трёхгранные. Выбирайте те, которые ребёнку больше нравятся. Так он не будет протестовать против обучения.
Навыки активного слушания
В школе ученики слушают, что говорит учитель, не перебивая, а также отвечают на вопросы, когда к ним обращаются. В детском саду воспитатели стараются развивать в детях этот навык, но не всем малышам удаётся его освоить. Поэтому перед поступлением в первый класс родителям нужно уделить этому особенное внимание.
Что такое активное слушание и почему оно так важно? Поясним: этот тип слушания означает полное внимание к говорящему и попытку понять отправляемое сообщение полностью. Активные слушатели демонстрируют вербальные и невербальные признаки слушания.
Вопросы по теме – основной признак активного слушания. Невербальные знаки включают улыбку, кивки головой, позу и избегание любых отвлекающих факторов.
К основным преимуществам активного слушания относятся:
- понимание темы обсуждения;
- повышенная производительность.
Что может произойти с первоклассником, если он будет не активным, а пассивным слушателем? Пассивное слушание – это просто восприятие того, что говорит говорящий, без попытки его понять. Когда школьник пассивно слушает, он не запоминает информацию, потому что легко отвлекается.
Активное слушание требует от слушателя понимания того, что пытается донести говорящий, а не только слышания слов, которые учитель говорит.
Как ребенку улучшить навыки слушания?
Перечислим способы, которые помогают улучшить навыки слушания:
- поддержание зрительного контакта;
- умение не прерывать говорящего;
- задавание вопросов по теме;
- повторение того, что говорил рассказчик.
Показать ребёнку на примере, как быть активным слушателем, это только первый шаг. Также важно практиковать эти навыки.
Расскажем, как и что применить на практике, чтобы помочь развить и отточить навыки активного слушания:
- читайте сказки вслух. Попросите ребёнка предсказать, что произойдет дальше. Этот пункт требует, чтобы будущий первоклассник обращал внимание на детали, чтобы сделать логическое предположение;
- готовьте еду вместе. Прочитайте рецепт вслух. Пусть ваш ребёнок выслушает, а затем выполнит каждый шаг, чтобы правильно приготовить простое блюдо;
- разговаривайте о вещах, которые интересуют вашего ребёнка. Это даёт возможность участвовать в беседе, практикуя как говорение, так и слушание;
- давайте короткие и простые инструкции для рисования. И пусть ребёнок что-то рисует в соответствии с указаниями, которые он слышит;
- поиграйте в игры на активное слушание.
«Найди несовпадение».
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
- Прочитайте ребёнку небольшой рассказ. Затем его еще раз, но уже внеся некоторые изменения.
- Каждый раз, когда ребёнок будет слышать изменения, пусть хлопает в ладоши.
«Саймон говорит»
Необходимое количество участников – от 3-х человек.
Как играть:
- Дети выбирают водящего.
- Водящий произносит «Саймон говорит» и выбирает, что игроки будут делать. К примеру: прыгнуть на одной ноге, поднять правую руку, поднять левую ногу и так далее.
- Те игроки, которые не выполнили задание водящего, выбывают.
«Испорченный телефон»
Необходимое количество участников – от 4-х человек.
Как играть:
- Первый игрок записывает, а затем шепотом говорит предложение длиной менее 4–5 слов следующему. Запись никому пока не показывает. Маленький ребенок может попросить родителя записать это предложение.
- Второй игрок передает эту фразу третьему и так далее.
- Последний человек произносит предложение вслух. Первый человек должен записать свое предложение, чтобы показать игрокам, что он на самом деле сказал.
«Самый быстрый»
Необходимое количество участников – от 3-х человек.
Как играть:
- Расставить стулья в количестве на одно меньше, чем участников.
- Включить музыку.
- Участники ходят вокруг стульев, чтобы успеть сесть, когда музыка неожиданно прекратиться. Кто не успевает, выбывает из игры.
Примечание: это может показаться азартной игрой, но дети в ней учатся оттачивать с вои навыки слушания, устанавливая связь между остановкой музыки и действием.
«История»
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
- Дети произносят предложения, из которых составляют историю.
- Каждый придумывает что-то свое, не навязывая другим участника свои мысли или правила.
- Суть игры заключается в том, чтобы с учетом предыдущих комментариев у детей получилась связная история.
«Звуковая охота»
Необходимое количество участников – от 2-х человек.
Как играть:
- На улице ребёнок определяет все звуки, которые слышит. Вы можете выйти в лес, парк, быть рядом со строительной площадкой, магазином, вокзалом...
- Не подсказывая, спрашивайте ребёнка, что он слышит, и к чему относится этот звук.
Чтобы быть лучшим слушателем, требуется концентрация внимания и усидчивость. Этот навык необходимо постоянно развивать. Говорите ребенку о том, что умение будет нужно ему как в школьном возрасте, так и в будущей взрослой жизни.
Социальные навыки
Будущий первоклассник несколько часов подряд будет находиться в школе, выполнять задания учителя, играть со сверстниками на переменах. Если ребёнок ранее посещал детский сад, у него не должно возникнуть проблем с социализацией. Но если это «домашний», стеснительный малыш, ему нужно тренировать социальные навыки.
Расскажите ребёнку, что он будет участвовать в групповых мероприятиях, ему нужно будет уважать мнение своих друзей.
Научите первоклассника обращаться за помощью, когда ему это необходимо. Расскажите, что нужно поднимать руку, когда он хочет задать вопрос учителю.
Навыки самообслуживания
В школе ребёнок завтракает и обедает. Здесь важно успеть сделать это во время перемены. Чаще всего её продолжительность составляет 20 минут. За этот временной отрезок первоклассник должен успеть прийти вместе с классом и классным руководителем в столовую, вымыть руки мылом, высушить их, сесть за стол, аккуратно съесть предложенную еду, поставить грязную посуду на специальный стол, откуда её заберут.
Напомните ребёнку о такой важной гигиенической процедуре, как мытьё рук после посещения туалета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что должен знать ребёнок перед поступлением в школу
критерии готовности ребёнка перед поступлением в школу...
Внимание родителям! Последний важный год перед поступлением в школу.
Рекомендации родителям о том, как правильно подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Необходимость не только в знаниях, умениях и навыках, а в воспитании у ребенка самостоятельности, самоконт...

РАБОТА С РЕБЕНКОМ С РАС ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
РАБОТА С РЕБЕНКОМ С РАС ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?Педагог-психолог Клинова В.В.Для аутичного ребенка специальная подготовка к школе более необходима, чем для здорового. Даже при ...

Доклад на педсовет по теме :"Проблемы развития старших дошкольников перед поступлением в школу"
Доклад на педсовет по теме :"Проблемы развития старших дошкольников перед поступлением в школу"...

Чем занять ребенка летом перед поступлением в школу?
В данной консультации собраны простые рекомендации и игры, с помощью которых можно в легкой форме, в процессе ежедневных дел развивать у детей школьнозначимые функции....

