Консультация для младших воспитателей: «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
методическая разработка
Консультация для младших воспитателей:
«Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи.
Культура поведения за столом»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15» ГО Спасск-Дальний
Консультация для младших воспитателей:
«Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи.
Культура поведения за столом»
Подготовила: старший воспитатель
Дышлюк Евгения Петровна
2024 год
Консультация для младших воспитателей:
«Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
«Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить!»
(Сократ).
В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Профессиональная обязанность воспитателя и младшего воспитателя дошкольной образовательной организации – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
Воспитание культуры поведения детей за столом:
Группа раннего возраста (1, 5 – 3 года):
- Обучать умению при помощи взрослых мыть руки перед едой, используя потешки, прибаутки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
- Во время кормления детям раннего возраста необходимо одевать нагруднички;
- Приучать ребенка держать ложку справой руке за середину черенка, обхватывая сверху пальцами;
- Учить есть первое, и вторе блюдо с хлебом, не брать пищу руками из тарелки, мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой; Обучать благодарить взрослого после приема еды, задвигать свой стульчик;
- Приучать к хорошим манерам, снисходительно относиться к промахам, не порицать, не торопить;
- Обучать умению полоскать рот после приема пищи по примеру взрослого.
Младшая группа (3 -4 года):
- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;
- Закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;
- Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года), салфеткой, полоскать рот после еды.
Средняя группа (4 -5 лет):
- Совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (5 -6 лет):
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная группа (6 -7 лет):
- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.
Методы и формы организации работы с детьми:
- Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками);
- Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка);
- Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).
Условия воспитания положительного отношения к еде
(в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):
- Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
- Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
- Разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
- Исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
- Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли, есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);
- Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
- Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
- По время приема пищи педагогу целесообразно находиться рядом с детьми. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях.
Порядок действий по организации приема пищи:
- Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований: мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду;
- Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
- Сервировка стола: организация дежурства (начиная со средней группы); ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
- Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.
Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.
- Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере:
нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку их кладут только
тогда, когда в них нет более необходимости.
Чайная ложка подается к компоту.
- Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, суфле, желе, ягоды, пудинг.
- Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.
- Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
- К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот;
- Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке;
- Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.
- Кашу, омлет, нежное суфле, пудинг разрешается, есть десертной ложкой.
- Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).
- Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко целиком.
- Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).
- Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.
- Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Организация дежурства
Общие требования:
- дежурство носит характер поручений;
- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;
- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
- можно назначить по 1 дежурному для каждого стола;
- поощрение и благодарность за помощь.
Младший возраст:
- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;
- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.
Средний возраст:
- сервировка стола под руководством взрослого;
- уборка использованных салфеток;
- составление грязной посуды стопкой в центре стола.
Старший возраст:
- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);
- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);
- уборка грязной посуды и использованных салфеток.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные. Посуда должна быть небольшого размера, а главное, привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы.
Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.
Практическая часть:«Сервировка стола в различное время приема пищи». Правильная сервировка стола является необходимым условием воспитанияположительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи.
Виды меню: «Виртуальная сервировка стола»
Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к приему пищи?
Вывод: К завтраку стол сервируется следующим образом:
6
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей. Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола. К обеду стол сервируется сходным образом: На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетницу (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей, а на край стола горкой ставят глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат (по 4 штуки на каждую половину стола). Суп разливает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе. К полднику стол сервируется: В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка или печенье. К ужину стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев; бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо); хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается!); справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз (когда едят суп, ведут ложку от себя); если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем); если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку; салат, овощную нарезку подают в отдельной тарелочке.
Памятка для младших воспитателей. Культурно-гигиенические навыки Труд I-II младшая группа Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, полоскать рот после еды Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки,вилки, расставлять хлебницы (без хлеба). Тарелки, чашки и т.п)) Средняя группа Совершенствование навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Старшая группа Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Формирование желания добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды Подготовительная к школе группа Закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами. Закрепление умения обращаться с просьбой, благодарить. Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и приводить его в порядок после
Правила поведения за столом
Правила поведения за столом — это не барская затея, как думают некоторые. Они выработаны долгим опытом. Назначение каждого такого правила — создать за столом удобство себе и другому и даже, если хотите, «не портить» аппетит» друг другу.
Навыки поведения за столом приобретаются сызмала. В первую очередь их нужно прививать детям. Ребенок уже с пяти-шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет — и ножом, должен знать, как и что этим ножом можно резать, как есть, о чем ему можно и о чем нельзя говорить за столом.
Что же это за правила? Коротко напомним о них.
За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью, можешь запачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.
Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле; нельзя, например, разваливаться на стула, раскачиваться; сидеть надо возможно прямее.
Не кладите на стол локти. Во время еды ваши локти должны быть как можно больше прижаты к телу; если они будут широко расставлены, вы будете мешать своим соседям справа и слева.
Не принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не кончили есть другие. Если за столом гости, хозяин или хозяйка не должны вставать из-за стола слишком рано, когда гости еще заняты едой,— это поставит замешкавшихся в неловкое положение.
Надо внушать детям, что нельзя вставать из-за стола, когда им захочется; они должны получить на это разрешение старших. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке. Не полагается есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.
Говоря о сервировке, мы упоминали, что вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Делается это но случайно: если на стол подается мясо куском или птица, то едят их, держа в левой руке вилку, а правой нож. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.
Мясо нарезают не сразу, иначе оно быстро остынет. Отрезать надо по кусочку; съедите один — отрежьте следующий. Небольшими кусочками и постепенно отрезают также мякоть вареной или жареной птицы. Кусочки ее берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно ваять косточку рукой.
Не все надо резать ножом. Например, рубленые мясные или овощные котлеты, рыбу, яичницу, запеканки, сырники легко делить на куски вилкой.
Нельзя есть с ножа: это некрасиво, и притом небезопасно — можно порезать рот. Не следует накладывать ножом на вилку гарнир. Не рекомендуется употреблять ложку, когда ту же еду удобно есть вилкой.
Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку не наклоняют к себе.
Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывайте их осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывайте с нее косточки в тарелочку, на которой подается вазочка для компота.
Не тянитесь за нужным вам предметом через весь стол, а просите, чтоб вам его передали.
Размешав сахар в стакане чая, кофе, какао, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно, кроме того, если из стакана торчит ложка, ее можно задеть и опрокинуть стакан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом.
Семинар для воспитателей Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом....

Семинар для воспитателей «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происх...

Семинар для воспитателей «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе при...
Консультация для педагогов " «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» "
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателе...

Консультация «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»
Консультация «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом»...
Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи
Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В проц...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом».
В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; п...