Методическая разработка «Воспитательное мероприятие.Туристический поход с детьми старшего дошкольного возраста«По тропинкам осени».
методическая разработка
Методическая разработка
«Воспитательное мероприятие.Туристический поход с детьми старшего дошкольного возраста«По тропинкам осени».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Воспитательное мероприятие. Туристический поход с детьми старшего дошкольного возраста «По тропинкам осени».
Автор работы: Дышлюк Евгения Петровна,
старший воспитатель МБОУ СОШ № 15
ГО Спасск - Дальний
1. Пояснительная записка
1.1. Направление воспитания: физкультурное и оздоровительное, познавательное
Базовые ценности: «Здоровье», «Жизнь», «Природа»
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тема: «Туристический поход с детьми старшего дошкольного возраста «По тропинкам осени»
Актуальность:
В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Возникает необходимость создания такой формы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Решить поставленную задачу поможет образовательный туризм.
Необходимость введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника - эффективный способ оздоровления, воспитания и познания.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (возраст, направленность)
Возрастная группа: старшие и подготовительные к школе группы общеразвивающей направленности (5-7 лет)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятиями системе работы педагога (связь с другими мероприятиями)
Походы проводятся в рамках:
- физкультурно-оздоровительного проекта «Здоровым быть – здорово!»;
- плана воспитательных мероприятий и вариативной части ООП ДОУ по экологическому и нравственно-патриотическому воспитанию.
1.5. Цель, задачи и образовательные результаты воспитательного мероприятия
Цель мероприятия: расширение познавательного интереса детей к природе родного города, формирование здорового образа жизни посредством туристических походов
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
- воспитывать осознанное, доброжелательное отношение к природе своей малой Родины, чувство привязанности к ней ;
- формировать межличностные дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности;
Образовательные:
- расширять знания детей о природе родного края, туризме; способствовать освоению простейших туристических умений и навыков: совершать пеший поход, ориентироваться на местности, работать с компасом;
Развивающие:
- обогатить двигательный опыт детей, совершенствовать физические качества: выносливость, координацию, ориентировку в пространстве;
- развивать творческое воображение, умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы, желание ее беречь.
Образовательные результаты:
- ребенок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором он живет, знает некоторые сведения о достопримечательностях малой Родины;
- имеет представления о туризме как форме активного отдыха;
- демонстрирует потребность в двигательной активности, проявляет интерес к физическим упражнениям, пешим прогулкам;
- владеет навыками безопасного поведения в природе;
- владеет способом взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учитывает интересы и чувства других.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия:
- фронтальная
- командная
- индивидуальная
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые в работе
- здоровьесберегающая
- личностно-ориентированный подход
Методы и приемы работы с детьми:
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Словесный метод: вопросы проблемного характера, объяснение, пояснения, вопросы к детям, обсуждение, беседа, словесная инструкция, художественное слово, индивидуальные ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.
Наглядный метод: использование атрибутов, природного материала.
Практический метод: выполнение практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные и спортивные игры.
ТСО (использование музыкальной колонки).
Словарная работа: командный, турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, поход, привал, сбор, преодолевать.
1.8. Продукты, создаваемые в ходе мероприятия:
- продуктивная деятельность детей - природоохранные знаки
- продуктивная деятельность педагогов: методическая разработка воспитательного мероприятия, статья в газете «Спасск».
1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Перечень оборудования и используемых материалов:
- компас, рюкзаки, термосы с чаем, пластмассовые кружки, печенье, свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, влажные салфетки, перчатки и мешки для мусора, экологические знаки, обозначающие правила поведения в природе, музыкальная колонка; туристические коврики, палатка – 1 шт.
1.10. Длительность мероприятия (каждой из его частей)
Длительность мероприятия: 1 ч 30 мин, длина пути – 2 км
- Информационная часть (психолого-педагогический настрой, мотивация и целеполагание, сообщение темы) – 10 минут
- Основная часть – 1 час 10 минут
- Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия) – 10 минут
1.11. Привлеченные специалисты, родители
Участники проекта: старшие дошкольники, их законные представители (родители), педагоги группы, инструктор по физической культуре.
1.12. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы других педагогов
Практическая значимость: данная методическая разработка воспитательного мероприятия может быть использоваться инструктором по физической культуре, воспитателями дошкольных групп, педагогом дополнительного образования, родителями воспитанников.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о туристах; разговоры детей с родителями о том, как их родители ходили в походы; рассматривание иллюстраций о походах, мультфильма «Ох и Ах идут в поход»; разыгрывание проблемных ситуаций, прослушивание в грамзаписи песни о походах, о природе; повторение правил поведения на природе; заучивание речёвок; сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировки детей; просмотр местности, подготовка нужного материала для прохождения этапов.
Описание мероприятия: недалеко от нашего детского сада в черте города есть прекрасные места для отдыха, это наш лесок. Большая поляна, подъем на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки «выживание» в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам, родителям. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, мы отправляемся в наш совместный «По тропинкам осени».
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)
Ход туристического похода:
Вводная часть (10 мин):
Организационный момент (психолого-педагогический настрой; мотивация и целеполагание; сообщение темы)
Воспитатель:
- Ребята! Кто из вас любит путешествовать? А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы).
- Вы готовы сегодня идти в поход? У вас все есть для похода? Вы все одеты как настоящие туристы? (удобная одежда и обувь, головные уборы, рюкзаки с провизией). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь. Желаю вам удачи и интересных приключений. Отправляемся в путь.
(обсуждают, где будет первая остановка на маршруте. Воспитатель предлагает произнести речёвку и отправиться в путь)
Речёвка туриста:
Воспитатель: - Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Воспитатель: - Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Воспитатель: - Нас вперёд ведут…
Все: Дороги!
Воспитатель: - Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Воспитатель: - Эй, ребята,
Все: Твёрже шаг!
Воспитатель: - Что турист берёт в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак!
Запевают песню Матвея Блантера «Катюша»
Основная часть (1 час 10 мин):
Пункт маршрута «Переправа» (пункт организован на полянке в роще).
Воспитатель: - Уважаемые туристы, посмотрите, перед нами канава. Что же делать? Ведь нам обязательно надо здесь пройти. Поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе.
- Давайте попробуем преодолеть первую трудность. Ваши предложения? Как можно здесь пройти? (поступают предложения от детей и родителей, воспитатель обобщает).
- Вставайте все за мной и по одному друг за другом пройдем. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.
(Воспитатель показывает, как преодолевать полосу препятствий – пройти по бревну через канаву)
Воспитатель: - Молодцы! Все справились! Отправляемся дальше.
- Песню запевай!
Пункт маршрута «Два холма «Верблюд»
(Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. На деревьях развешаны экологические знаки, обозначающие правила поведения на природе).
Инструктор по ФИЗО: - Ребята, мы с вами знаем, что растения и животные – наши друзья, но они не могут говорить и защитить себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя.
- Как вы думаете, что в лесу можно делать? (ответы туристов, если дети затрудняются, помогают родители).
- А чего делать не следует? (предположения детей).
- Как вы думаете, а как можно рассказать людям о правилах поведения? (подвести к тому, что можно сделать знаки).
- Вот какие знаки есть у меня, попробуйте догадаться, что они означают (рассматривают и обсуждают)
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом –
Пусть порядок будет в нем!
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,-
Что они живые, знаем!
Инструктор по ФИЗО: - Уважаемые туристы, какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно себя вести на природе? (предположения детей).
-У меня есть заготовки: первая - запрещающий знак, а вторая – предупреждающий (по 2-3 заготовки каждого).
- Подумайте и попробуйте нарисовать знаки, которые бы вы хотели еще сделать.
(Дети создают новые знаки. В ходе рисования знаков, идет обсуждение, для какой цели нужен этот знак, и что нужно делать, увидев такой знак).
Инструктор по ФИЗО: - Молодцы! Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада.
- Посмотрите кругом. Как здесь красиво! Это лесное царство. Какой бывает лес? (беседа с детьми о видах леса).
- Какие вы умные. Все знаете, а играть вы любите? Тогда начинаем!
Игра «Назови дерево»
Цель игры: закрепить знание о хвойных и лиственных деревьях.
Ход: дети идут в рассыпную и говорят слова:
«Как в лесу-лесочке оживают почки,
Деревья все стоят, о чем-то говорят.
Покружись, покружись и в ….дерево превратись!»
(Воспитатель называет вид дерева (хвойное или лиственное). Затем идет и спрашивает: «Какое ты дерево?» (дети говорят название дерева).
Воспитатель: - Отправляемся дальше в путь. Нас ждут новые приключения.
(Шагают под речёвку и выполняют движения)
Тили-тили-тили-бом,
на носочках мы идем!
Руки вверх мы поднимаем,
никогда не унываем.
Тук-тук, что за звук!
Это мы, ребята, из детского сада!
Пятками стучим,
Быстрее вырасти хотим!
Пункт маршрута «Необыкновенная полянка»
(Данный пункт расположен на открытой площадке, на которой можно поставить палатку и собрать ветки для костра).
Воспитатель: - Вот ребята мы и пришли на конечный пункт нашего маршрута.
- Посмотрите, где здесь можно поставить палатку. А как вы думаете, для чего она нужна? И в каком месте ее нужно ставить? (ответы туристов).
- Правильно, если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу. Защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать.
- А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? (Ответы детей) Там должны находиться туристические коврики и спальные мешки, если они нужны. (Рассматривание с объяснением).
- Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, то и все тело не замерзнет.
Игра «Что возьмем с собой в поход»
Цель: Закрепить знания детей о том, что нужно брать с собой в поход, повторить действия детей в экстремальной для них ситуации.
В нескольких метрах на пледах разложены различные предметы: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, продукты, коврик. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаются с ним. По окончании игры дети вместе с родителями проверяют правильность выполнения задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.
Игра: «Я потерялся»
Цель: Закрепить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации.
Воспитатель: - А вот скажите мне, что вы будете делать, если заблудились в лесу? Ваши действия? (ответы детей).
- Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать «ау». Если обнять понравившееся дерево, оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так проще увидеть потерявшегося.
- Нужно, чтобы тебя было и видно, и слышно. Для этого нужно оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его могли увидеть с самолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне, так вас легче увидеть с вертолета. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать. Нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? (предлагает представить, что дети потерялись и показать свои действия).
- Молодцы! А самое главное в походе быть внимательным, не отвлекаться, не отставать и тогда точно не потеряешься.
- Мы сегодня никого не потеряли? (туристы осматриваются).
Спортивная игра «Эстафета с флажками»
Цель: развивать физические качества – быстроту, ловкость, умение взаимодействовать в команде, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети выстраиваются в две колонны и по сигналу, пробежав до ориентира, передают флажок следующему участнику команды.
Практическое задание: «Выкладываем костер»
Родитель: - А я хочу проверить какие виды костров, вы уважаемые туристы, знаете? (ответы детей и родителей).
- Скажите мне, а как сложить костёр «шалаш» и для чего он нужен? (костёр «шалаш» нужен для разогрева пищи и тепла).
- А какие еще виды костров вы знаете? («колодец»). Для чего он нужен?
- А как правильно развести костер (убрать верхний слой дерна, положить сухой травы или веточек, а сверху выкладываем из поленьев шалаш).
- Я заметил, что сегодня в походе самый внимательный (имя ребенка), он и будет выкладывать костер, а помогут ему (ей) 2 друга (подружки), которых он (она) выберет сам.
Родитель: - Ох, и молодцы, ребята и родители, все знают, как разводить костер.
(разведенный костер взрослые тушат землей)
Воспитатель: - Ну, что ж, уважаемые туристы, все препятствия мы с вами прошли. Знания и умения ваши были оценены по достоинству. И сейчас пришло самое приятное время в походе, это перекус.
- Давайте вот на этой полянке расстелем наши покрывала, сядем кружочком, достанем свои припасы и отдохнем, и поговорим ладком. (Дети устраиваются на привал, едят, пьют чай, делятся впечатлениями).
2.3. Описание заключительного этапа мероприятия
Заключительный этап (10 мин). Подведение итога. Рефлексия.
После чаепития, воспитатель предлагает встать всем в круг, взять в ладошки мячик и, передавая его по кругу, высказать своё мнение о сегодняшнем совместном турпоходе. Делают совместное фото на память.
Воспитатель: - Что же, время прошло в лесу незаметно! Все наши посиделки, «поигралки», «побежалки» принесли пользу – мы порезвились, укрепили здоровье, подышали свежим воздухом, и, главное, еще больше подружились! Давайте вспомним, чему мы научились в походе? (ответы детей: научились разводить костер, переходить через канаву по бревну, что делать, когда ты потерялся)
- Спасибо всем за прекрасную, тёплую встречу, за совместное проведённое время!
- После привала не забываем все за собой убирать мусор. Складываем мусор в пакет и забираем с собой. Дети построились и отправились в обратный путь в детский сад.
Выводы:
Таким образом, совместные туристические походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и развивают познавательный интерес у детей в изучении местности, где они живут. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Список используемой литературы
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. - N 1028.
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.- сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, - 2020.
- Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2021.
- Взаимодействие ДОУ и семьи/ Сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2020.
- Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2019.
Интернет-источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Туристический поход» с детьми старшего дошкольного возраста по территории детского сада.
Конспект прогулки-похода «Туристический поход» с детьми старшего дошкольного возраста по территории детского сада.ЗАДАЧИ:· Формирование у детей представ...
Конспект туристической прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие туристов».
Задачи:-расширить знания детей о туризме.-закрепить знания детей о растениях и животных родного края.-познакомить с правилами безопасного поведения на природе и в экстремальных ситуациях в лесу.-воспи...
Презентация для педагогов: Туристического похода с детьми старшего дошкольного возраста: "Юные туристы"
Увеличение двигательной активности детей, воспитание командного духа, развитие познавательного интереса, знакомство с правилами разведения костра....

Конспект туристического похода с детьми старшего дошкольного возраста «Ключ от города Карасука» приуроченный к Международному Дню Туризма.
Начинаем новый день,Прогони скорее лень!Солнце светит ярко –ярко,Всех детей гулять зовет.А давайте – ка, ребята,Мы отправимся в поход[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2979...

Воспитательно-образовательный курс занятий с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Война – не место для детей!»
Отвечая на вопрос некоторых скептиков, надо ли нынешних детей приобщать к памяти о военной истории, хочется напомнить известные слова В.А. Сухомлинского о том, что высокие чувства преклонения перед па...

Конспект прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста: « Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес!»
Конспект прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста: « Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес!»...

Конспект прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста.
Поход подготовлен был и организован с детьми летом на поляне за пределами детского сада. Задачи:Формировать у детей представление о туристическом походе;Совершенствовать двигатель...