Занятие посвященное творчеству П. И. Чайковского
статья (старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
«П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Тематическое занятие по музыке в подготовительной группе, Посвященное знакомству с композиторами. Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского. Задачи: Образовательные: а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского; б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера; в) научить детей воспринимать образы в музыке; г) учить различать контрастное звучание музыки; д) учить импровизировать, фантазировать под музыку. 2. Развивающие: а) развивать музыкальный вкус; б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать. Музыкальные образы; в) развивать музыкальные и творческие способности. 3. Воспитательные: а) воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку; б) воспитывать культуру слушания; в) воспитывать желание слушать классическую музыку. Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, аудиосредства: магнитофон, фонограммы музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, материал для изготовления шумовых инструментов. Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского,

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   «П. И. Чайковский и его «Детский альбом».

                 Тематическое занятие по музыке в подготовительной группе,

Посвященное знакомству с композиторами.

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи:

  1. Образовательные:

а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

     2. Развивающие:

           а) развивать музыкальный вкус;

           б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать.

          Музыкальные образы;

          в) развивать музыкальные и творческие способности.

     3. Воспитательные:

          а) воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;

          б) воспитывать культуру слушания;

          в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, аудиосредства: магнитофон, фонограммы музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, материал для изготовления шумовых инструментов.

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома»

Ход занятия

Дети заходят в зал на фоне звучания «Вальса» П. И. чайковского.

Музыкальный руководитель встречает детей. Дети рассаживаются на стульчики.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о музыке, о разной музыке: грустной и веселой, быстрой и медленной, громкой и тихой, которая заставляет нас печалиться или радоваться. А скажите мне, пожалуйста, как называют человека, который сочиняет музыку?

Дети отвечают: Композитор.

Да, сегодня наша беседа будет посвящена великому человеку. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами передать музыкальные образы его произведений.

Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Мы будем слушать музыку, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (показ портрета).

П. И. Чайковский родился в небольшом городе на Урале – в Воткинске. В семье было много детей, Петя был младшим, он был удивительно добрым ребенком. Уже в детстве проявилось влечение Чайковского к музыке. Мелодии внутри его так громко звучали, что порой сильно мешали, он не знал куда от них деться и няне своей говорил: «У меня музыка звучит здесь» - показывал на себе на голову. Иногда она не давала ему заснуть, тогда няня садилась у его кровати, гладила его по голове и тихонько напевала колыбельную, слушая ее Петя засыпал.

Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и там занимался педагогической работой, учил будущих композиторов.

П. И. Чайковский очень любил детей, у него был племянник Володя Давыдов, которого он очень любил и именно ему он посвятил «Детский альбом», где собраны милые забавные пьесы. Мы с вами много произведений из него слушали, а сегодня мы не только послушаем, но и будем танцевать под нее.

Муз. Рук: Бом, бом, бом, бом открываем мы альбом

                   Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят

                   Много лет тому назад.

А сейчас загадка:

Стихотворение читает ребенок.

 Они в коробочке лежат, но если их достать

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики

Кто скажет, как мы их зовем?

Дети: - Деревянные солдатики.

Муз. Рук: А, сейчас я предлагаю нашим мальчикам под музыку исполнить свой танец. А девочки потом назовут это музыкальное произведение.

Танец «Оловянных солдатиков».

Музыкальный Руководитель спрашивает название произведения, сколько частей в нем.

Дети отвечают: Это музыкальное произведение называется – «Марш Оловянных солдатиков, в нем 3 музыкальных части, из них две одинаковые – это 1 и 3.

Если возникли трудности в определении частей, можно снова прослушать музыкальное произведение.

Муз. Рук: А, сейчас очередь за девочками, они исполнят свой танец, а задача мальчиков назвать это произведение под музыку которого станцуют девочки.

«Танец с куклами».

Мальчики называют музыкальное произведение, определяют сколько частей в музыке.

Дети: (отвечают) – Это прозвучала Полька, в ней 3 части.

Муз. Рук: Продолжаем наше путешествие по «Детскому альбому»

                  Снова наш альбом открыт, снова музыка звучит

                  Льется музыка рекой, вьется нотною строкой.

                   Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,

                   И кораблики мелодий выплывают из – под  рук.

Послушайте произведение Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

Дети внимательно слушают .

Муз. Рук: Самым популярным танцем в 19 веке был вальс. Он звучал на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. Вальс из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника.

Муз. Рук: Я предлагаю вам потанцевать, можете взять цветы, шарфы, ленты.

Танцуют под музыку «Вальса»

Муз. Рук: А, сейчас музыкальное произведение из «Детского альбома»

                   И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех

                    Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех!

 Сейчас для вас, дорогие гости, прозвучит оркестр под музыку «Камаринская»

Оркестр (муз. «Камаринская»).

Муз. Рук: Мы сейчас услышали тему и вариации «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. «Камаринская» - это русская народная плясовая песня. П. И. Чайковский часто обращается к народной музыке, он ее слышал еще в детстве, он полюбил ее, няня часто напевала ему русские песни. Мы знаем, что в этом произведении музыкальный напев повторяется несколько раз, но только видоизменяется. Вот такой напев при повторении и называется – вариацией. А кто из вас мне скажет, сколько вариаций мы услышали?

Ответы детей: (три) В этом произведении три вариации.

Муз. Рук: Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич Чайковский и рассказал ее детям, да, не просто рассказал, а написал музыку. Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется, просит пить.

Муз. Рук: Тихо – тихо, тишина, кукла бедная больна

                   Кукла бедная больна, просит музыки она.

                    Дайте, что ей нравится и она поправится.

Дети: Кукла заболела, на бочок легла.

            Дали ей конфетку – кукла не взяла.

              «Сами виноваты!» - доктор говорит:

               «У нее животик от конфет болит!»

Муз. Рук: Слушаем музыкальное произведение из «Детского альбома» - «Болезнь куклы».

Муз. Рук: Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

Слушают «Похороны куклы»

Муз. Рук: Куклу похоронили в саду, рядом с кустом и всю могилу украсили цветами, девочка очень переживала. И вот, однажды, в гости пришел папин друг. В руках у него была какая – то коробка.

- Это тебе, Сашенька! – сказал он.

- Что же там такое, сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У нее были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из – под бархатного платьица были видны белые чулочки и черные лаковые туфельки. Настоящая красавица!  

И мы с вами слушаем другое произведение, которое называется – «Новая кукла».

Дети: Свою куколку люблю, ей я песенку пою.

            С ней по комнате кружусь и споткнуться не боюсь.

             Куколку свою люблю крепко – крепко обниму.

Муз. Рук: А, что вы можете сказать о характере этой музыке?

Дети отвечают: Музыка легкая, веселая, даже озорная, хочется танцевать, кружиться, радоваться.

Муз. Рук: П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя это музыка? Но, в начале стихотворение слушайте внимательно.

Муз. Рук: В далеком глухом и дремучем лесу,

                   Куда ты найдешь лишь тропинку одну,

                   По ней, если смело и прямо пойдешь,

                   То вскоре к избушке без окон придешь

                    И сказка проснется, и лес оживет,

                    И (Баба – Яга) на крылечко взойдет…(Л. Ушакова)

Муз. Рук: Как вы думаете какое музыкальное произведение мы будем слушать?

Дети отвечают? Баба – Яга.

Муз. Рук: Я вас покажу иллюстрацию к сказке и мы слушаем произведение «Баба – Яга».

  Муз. Рук: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Музыку какого композитора мы с вами сегодня слушали? Какая музыка у П. И. Чайковского? Ответы детей: (красивая, удивительная, волшебная, сказочная).

Муз. Рук: Конечно волшебная! Потому что, слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.

Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего запомнилась?

Ответы детей.

А теперь вам задание. Придете в группу, нарисуйте ту музыку, которая больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена. Большое спасибо.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"

Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...

Комплексное тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное творчеству П.И.Чайковского

НОД "Музыка" проводится в местном краеведческом музее, что позволяет погрузить детей в атмосферу старины. Звучат музыкальные произведения из "Детского альбома", из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского. ...

"Рисуем музыку"- цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского

Цикл занятий, посвященных творчеству П.И.Чайковского «Детский альбом».На каждом занятии дети знакомятся с историей , слушают пьесу, смотрят соответствующие теме иллюстрации, на занятии по ...

Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"

Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...

Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И. Чайковского для детей подготовительной группы.

Тематическое занятие, посвящённое творчеству П.И. Чайковского для детей подготовительной группы....

Методическая разработка музыкальной гостиной "Волшебные страницы "Детского альбома", посвященной творчеству П.И.Чайковского

Методическая разработка будет полезна учителям музыки в общеобразовательной школе и музыкальным руководителям детского сада. В ней увлекательно и доступно рассказывается о жизни и творчестве П.И.Чайко...