Методическая разработка музыкальной гостиной "Волшебные страницы "Детского альбома", посвященной творчеству П.И.Чайковского
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефимова Марина Станиславовна

Методическая разработка будет полезна учителям музыки в общеобразовательной школе и музыкальным руководителям детского сада. В ней увлекательно и доступно рассказывается о жизни и творчестве П.И.Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaykovskiy_lektsiya-kontsert.docx32.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Добрый день, дорогие друзья!

 Сегодня наша  встреча в литературно-музыкальной гостиной посвящена 175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Велико наследие композитора. Это его музыкальные произведения, учебники по гармонии, а также его письма. Сегодня для вас прозвучат романсы и пьесы Чайковского, а также фрагменты переписки Петра Ильича с его другом, меценатом и покровителем – Надеждой Филаретовной фон Мекк.


СЛАЙД 2

6 января 1866 года в Москву из Петербурга приехал молодой человек 26 лет. Он остановился в скромном номере  гостиницы, так как кошелёк его был очень тощий. Это музыкант Чайковский, приглашённый в Москву занять место преподавателя в недавно открытых Музыкальных классах. Экзамены в Петербургской консерватории он сдал великолепно. Афиша экзаменационного концерта гласила «Кантата для соло, хора и оркестра г.Чайковского».Не так-то легко обустроиться теперь в незнакомом городе: найти квартиру и по сходной цене взять напрокат фортепиано.

СЛАЙД 3

 В «Московских ведомостях уже 11 января появилось объявление :

              «Класс теории музыки П.И.Чайковского открывается с 14 января по вторникам и пятницам в 11 часов утра на Моховой, в доме Воейковой. Плата с ученика 3 руб. в месяц».

СЛАЙД 4

Бросив службу чиновника в департаменте министерства юстиции, Чайковский меньше всего думал о том, что музыка может его «озолотить». Он ей служил со страстью, не мог жить без творчества. С первых дней пребывания в Москве Пётр Ильич интенсивно работал. В письме к своим братьям он писал: «…чувствую непреодолимую жажду к работе».

     Преподавание в музыкальных классах происходило два раза в неделю. Пётр Ильич постепенно привык к урокам и не тяготился ими, пока они не отнимали много времени, нужного для занятий композицией. С 1987г. начинаются первые серьёзные успехи у Московской публики. Имя московского композитора Чайковского становится всё более известным и почитаемым в широких кругах любителей музыки. Одним наиболее замечательных фактов деятельности Чайковского – его редкая продуктивность. За 10 лет им созданы  три оперы, балет, фортепианный и скрипичный концерты, пьесы и романсы


СЛАЙД 5

Для вас прозвучит романс «Растворил я окно» в исполнении Анастасии Бартеневой

«Растворил я окно» сл. К.Романова. Исп. Бартенева Анастасия

СЛАЙД 6

  Приятный, открытый нрав, обаяние Петра Ильича Чайковского, его популярность неизменно привлекали к нему людей. Талант вообще всегда обладает притягательной силой.  С течением времени в обширный круг друзей и знакомых входили всё новые и новые лица.
СЛАЙД 7

 В 1876 году в жизни Петра Ильича появилась подлинно глубокая привязанность, новый неожиданный друг. Это была дружба романтическая и странная, но она в течение многих лет скрашивала одиночество Чайковского. Этим другом стала Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова крупного железнодорожного предпринимателя, - страстная меломанка, умная и образованная женщина.

СЛАЙД 8

Унаследовав после смерти мужа миллионное состояние,  Надежда Филаретовна оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу.Однажды на концерте  услышав симфоническую фантазию «Буря» Надежда Филаретовна была так потрясена, что забыла аплодировать. Шквал рукоплесканий вокруг нее усилился, когда двое молодых людей, учеников консерватории, буквально силой волокли на сцену, к публике, неловкого человека с опущенной головой, который казался смущенным своим успехом, словно каким-то недоразумением. Когда музыканты, поднявшись, по заведенному обычаю, аплодировали, ударяя по своим инструментам смычками и ладонями, Николай Рубинштейн обнял Чайковского и, повернувшись к залу, торжественно объявил «русского гения», «несравненного Чайковского».

    Надежда Филаретовна стала собирать о нём сведения.  Узнала, что ему 36 лет,   он профессор  Московской консерватории. Многие им восхищаются. Его охотно принимают лучших домах,  но живет  композитор  бедно.   Узнав, что он бедствует, баронесса    с 1877 года   начала помогать  ему. Сначала  Чайковскому передали небольшой заказ на несколько фортепианных переложений от Надежды Филаретовныза которые она щедро заплатила.

СЛАЙД 9

Послушайте пьесу Чайковского «Осенняя песнь» из музыкального цикла «Времена года» в исполнении Ксении Ануфриевой

    «Осенняя песнь»: «Времена года». Исп. Ануфриева Ксения.

СЛАЙД 10

Надежда Филаретовна ждёт от композитора новых шедевров и верит в его блестящее  будущее. Она платит ему ежегодно 6 тысяч рублей (сумма по тем временам огромная)…  А ей нужно было, чтобы он спокойно   творил свои шедевры  и  чтобы среди ежедневной почты она находила  иногда  письмо композитора, дающее ей большую радость. Ей нужно было знать, что он здоров,  что на душе у него спокойно, что  нет помех его работе…

    Главная особенность тесной и трогательной дружбы заключалась в том, чтобы они не виделись и, встречаясь случайно в концертном зале, на улице не обменивались ни единым взглядом, сохраняя вид совершенно чужих друг другу людей. Таково было условие Надежды Филаретовны.

СЛАЙД 11

     В первом же письме, с которого и началась их 14-летняя переписка,  Надежда Филаретовна представляется как благодарная слушательница: «Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным, потому что Вы привыкли и не к таким похвалам. ..скажу только, что с Вашей музыкой живётся легче и приятнее»(18.12.1876).

     Надежда Филаретовна высказывает главный мотив её интереса к Чайковскому: «Я отношусь к музыканту-человеку как к высшему творению природы…Я нахожу в Вас полное подтверждение идеала – композитора.(7.03.1877)

    Содержание переписки Чайковского с Н.Ф. фон Мекк весьма и весьма разнообразно. Чайковский рассказывает , как и над чем он работает. Они обсуждают современную им литературу, музыку, искусство, политические события.

    С самого начала переписка складывалась так, что Чайковский писал значительно чаще чем Надежда Филаретовна. В первый год Надеждой Филаретовной написано 24 письма, а композитором -51.  Наверное он увлечён, ему не терпится поделиться, рассказать, ему льстит почитание его таланта. Да и её материальная поддержка в этот момент имела большое для него значение.

СЛАЙД 12

 С той поры Чайковский уже больше не преподавал, много путешествовал. Вёл жизнь художника – гражданина мира, сам определял и своё времяи свои намерения во всех сферах.  Для композитораэта переписка носила исповедальный характер, характер автобиографического повествования, своеобразного дневника.

М-Ч.

   19.12.1878 «…Вчера, когда Вы были в Кашино, я наслаждалась Вашею музыкою, мои дочери под мой аккомпанемент пели Ваш дуэт из «Евгения Онегина» :Слыхали ль Вы; что за прелесть этот дуэт, сколько в нём нежной грации, мечтательности, восхитительно!»

СЛАЙД 13

Дуэт Ольги и Татьяны из оперы «Евгений Онегин» исполнят Анна Вольшинец  и  София Долгополова

Дуэт Ольги и Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Исп. Вольшинец Анна,  Долгополова София

СЛАЙД 14

Ч-М

24.02.1878 «Третьего дня, после того как я отправил к Вам моё письмо, на меня вдруг, совершенно неожиданно, напала хандра, да такая, что я целый день не мог её рассеять. Всмотревшись и вслушавшись в себя, я скоро открыл причину её. Меня начала просто мучить совесть и упрекать за праздность. Наконец я сообразил, что просто нужно начать работать,…и я принял решение каждый день утром писать по одной вещице. Вчера я написал пьесу , и весёлое настроение тотчас же возратилось».

СЛАЙД 15
Послушайте пьесу «Подснежник» из цикла «Времена года» в исполнении  Ульяны Дудченко

«Подснежник»: «Времена года». Исп. Дудченко Ульяна.

СЛАЙД 16

М-Ч

12.02.1878 « … что касается музыки, я нахожу во первых, она есть высшее из всех искусств, и второе , что она не должна соединяться со словами. Я нахожу, что слова в музыке стесняют и ограничивают впечатление её, кроме редких исключений, в которых необыкновенно вдохновенно гармонирует музыка со словами, как в Ваших романсах: «Молитва» на слова графа Толстого;» Слеза дрожит» и «Колыбельная песнь»; ну это ведь такая прелесть, какая редко на свете бывает.»

СЛАЙД 17

Для вас прозвучит «Колыбельная» Чайковского в исполнении Ксении Ануфриевой

«Колыбельная» слАполлона.Майкова.  Исп. Ануфриева Ксения

СЛАЙД 18

   Ч.М.

    12.05.1878  «Дни проходят однообразной и ровной чередой. Очень благотворно и успокоительно влияет на меня этот образ жизни. Занимаюсь я очень достаточно.   … Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд  маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана.». Цикл маленьких пьес для детей Чайковского получил всем известное название «Детский альбом»
СЛАЙД 19

Послушайте «Старинную французскую песенку» из «Детского альбома» Чайковского в исполнении Валентины Ширяевой.

Детский альбом  «Старинная французская песенка». Ширяева Валентина

СЛАЙД 20

«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» исполнит хор мальчиков. Руководитель –  Марина Аскольдовна Стебакова. За роялем – Максим Смирнов

 «Марш деревянных солдатиков». Хор мальчиков. Руководитель хора Стебакова Марина Аскольдовна

СЛАЙД 21

Ч-М  из Флоренции.

4.03.1878 «Как мне странно, жутко, но вместе и сладко думать о далёкой , невыразимо любимой родине! Там ещё зима. Вы сидите в своём кабинете, быть может у топящегося камина. Мимо Вашего дома проходят укутанные в шубы москвичи и  москвички…. Увы, бесконечно далеко мы друг от друга. Вы среди зимы, - я в стране, где деревья уже зеленеют… Люблю нашу зиму, долгую, упорную. Ждёшь не дождёшься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна, своей внезапностью, своей роскошной силой!   Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее.

СЛАЙД 22
Для вас прозвучит романс Чайковского «Весна» в исполнении  Анны Вольшинец.

  Романс  «Весна». Сл. Алексея Плещеева.Вольшинец Анна

СЛАЙД 23

М-Ч

14.06.1878  «Мой милый, бесценный друг! Ваши сочинения отличаются необыкновенным изяществом, так что если даже и встречаются какие-нибудь обыкновенные вещи, то они всегда сказаны с таким достоинством, что уже перестают быть обыкновенными.»

СЛАЙД 24
«Вальс» из музыкального цикла «Детский альбом» исполнит Мария Земляная.

«Вальс»: «Детский альбом». Исп.Земляная Мария

СЛАЙД 25

Ч-М

    28.12.1877 «Из Италии я вывез с собой очень милую песенку. Вообще в Италии я испытал два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались.. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. Это было прелестно.

СЛАЙД 26

Послушайте «Неаполитанскую песенку» из цикла «Детский альбом» в исполнении вокальной группы хора «Соловушки». Руководитель: Татьяна Анатольевна Завьялова

«Неаполитанская песенка» Исп.вокальная группа хора «Соловушки».Руководитель Завьялова Т.А.

СЛАЙД 27

Ч-М  

17.03.1878  « Относительно русского элемента в моих сочинениях, скажу Вам, что мне нередко случалось прямо приступать к сочинению, имея в виду разработку той или другой понравившейся мне народной песни. …Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой … русской народной музыки…, что одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.»

СЛАЙД 28

Для вас прозвучит пьеса «Песнь косаря» из цикла «Времена года» в исполнении Марии Башмаковой

«Песнь косаря»: «Времена года» Мария Башмакова

СЛАЙД 29

М-Ч

22.01.1878 «Дорогой Пётр Ильич! Меня давно уже поразила и продолжает изумлять та необыкновенная симпатия, то сверхестественное сходство мыслей и чувств, которое доказывается почти в каждом письме между нами. Как это хорошо, когда есть хоть один человек на свете, которому можно верить. Сколько счастья в этом!

СЛАЙД 30

Послушайте песню Чайковского «Рассвет» в исполнении хора «Элегия». Руководитель: Елена Юрьевна Мошенская.

«Рассвет». Сл.И.Сурикова. Исп. хор «Элегия» Руководитель Мошенская Е.Ю.

СЛАЙД 31

   Эпистолярное наследие Чайковского очень велико.  Оно насчитывает 6000 писем. Обширные и ярко содержательные письма Чайковского к Н.Ф. Мекк служили для него личной исповедью и подробным дневником личной жизни. Словно композитор нашёл своего доверительного слушателя, которому мог и хотел поведать о своих переживаниях, мыслях, чувствах. Надеемся, что наша литературно-музыкальная гостиная помогла вам глубже узнать творческое наследие великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского.  Приглашаем в библиотеку  познакомиться с перепиской знаменитых людей. Спасибо за внимание.

СЛАЙД 32

(Финальный слайд. Под музыку зрители уходят из зала)

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА  К 175-ЛЕТИЮ  П.И.ЧАЙКОВСКОГО

1. «Растворил я окно» сл.К.Романова Исп. Бартенева Анастасия

2.«Осенняя песнь» Исп. Ануфриева Ксения.

3.  Дуэт Ольги и Татьяны.из оперы «Евгений Онегин» Исп.  Вольшинец Анна, Долгополова София

4. «Подснежник»: «Времена года».Исп.Дудченко Ульяна

5. «Колыбельная» сл.  Аполлона Майкова. Ануфриева Ксения

6. Детский альбом  «Старинная французская песенка» ,Ширяева Валентина

7. «Марш деревянных солдатиков». Хор мальчиков. Руководитель хора Стебакова Марина Аскольдовна

8. «Весна». Сл. Алексея Плещеева. Исп.Вольшинец Анна

9. «Вальс»: « Детский альбом». Исп. Земляная Мария

10.  « Неаполитанская песенка» Хор «Соловушки». Руководитель Завьялова   Т.А.

11. «Песня косаря»: «Времена года». Исп. Башмакова Мария

12. «Рассвет». Исп. хор «Элегия». Руководитель Мошенская Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Ожившие музыкальные страницы "Детского альбома" по произведениям П.И.Чайковского.

В "Детском альбоме" отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткосью и тонким пониманием детского восприятия жизни....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...

Комплексное тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное творчеству П.И.Чайковского

НОД "Музыка" проводится в местном краеведческом музее, что позволяет погрузить детей в атмосферу старины. Звучат музыкальные произведения из "Детского альбома", из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского. ...

Методическая разработка «Музыкально-ритмическая деятельность - путь к творчеству детей»

Музыкально-ритмическая деятельность -  яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний,  возможности детей выразить свои чувства в движении....

"Рисуем музыку"- цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского

Цикл занятий, посвященных творчеству П.И.Чайковского «Детский альбом».На каждом занятии дети знакомятся с историей , слушают пьесу, смотрят соответствующие теме иллюстрации, на занятии по ...

Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.

Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...